22 января – память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России.
Святитель Филипп (в миру – Феодор Степанович Колычев) родился 11 (ст.ст.) февраля 1507 г. Он принадлежал к знатному и богатому боярскому роду Колычевых, другая ветвь которого позже дала начало династии Романовых.
Его отец Степан Иванович (по прозванию Стенстур, «дядька» младшего сына Василия III – угличского князя Юрия) готовил Феодора к государевой службе, мать Варвара (в иночестве Варсонофия) воспитывала его в духе христианского благочестия. Отрок рано познакомился с книгами Священного Писания, учился владению оружием, верховой езде, другим воинским искусствам.
Как отмечается в Соловецком патерике, «по смерти великого князя Василия Иоанновича, в правление супруги его Елены, Феодор поступил на службу к великокняжескому двору. Положение его было блестящее: правительница ласкала его, а малолетний Иоанн IV считал его между своими приближенными. Но сердце Феодора не обольщалось славою и внешним блеском и не было привязано к миру. 5 июля 1537 г., в третье воскресенье по Пятидесятнице, он пришел в храм и на литургии услышал Евангельский глас: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть». Конечно, слова эти были неоднократно слышаны Феодором и в прежнее время, но на сей раз они благодатно подействовали на него: сердце его распалилось огнем божественной любви: отвергнув все мирское, он решил удалиться в пустыню и там посвятить себя на служение Богу».
Cветские историки уточняют, что в 1537 г. родственники Федора встали на сторону Старицкого князя Андрея Ивановича, поднявшего в Новгороде бунт против Елены Глинской. Род Колычевых подвергся опале: дядя Федора, Иван Умной-Колычев, попал в тюрьму, его троюродные братья Андрей Иванович и Гаврила Владимирович были биты кнутом и казнены. После чего Феодор тайно покинул Москву.
Как бы то ни было, к 30 годам он не был женат, имел склонность к монашеству, и сложная жизненная ситуация могла лишь ускорить принятие решения уйти от мира. Не попрощавшись с родными, в одежде простолюдина Феодор направляется на север.
Год служит он пастухом в деревне Хижи на берегу Онежского озера у селянина Субботы, а затем направляется в Соловецкую обитель. Игумен Алексий принимает его в число послушников, и для юноши начинаются суровые испытания: воспитанный в неге и роскоши, он рубит дрова, копает на огороде землю, таскает камни, работает на мельнице, ловит рыбу. Спустя полтора года Феодора постригают в монашество с именем Филипп и отдают в послушание опытному старцу иеромонаху Ионе (Шамину).
По-прежнему он трудится на тяжелых работах – в монастырской кузнице, в хлебне. Здесь, за печкой, инок находит образ Богоматери, который получает именование «Хлебный». Эта икона доныне сохраняется и является одной из чтимых святынь монастыря.
Не желая принимать славы от людей, инок несколько лет проводит в безмолвии и молитве в диком лесу Соловецкого острова, а затем снова возвращается в обитель.
После девятилетних подвигов, в 1548 г., Филиппа посвящают в сан игумена, на этом посту он пробудет 18 лет.
Трудно переоценить вклад Филиппа в благоустройство Соловецкой обители, приведший к ее расцвету как в духовной жизни, так и в хозяйственной. Скромный монастырь он превратил в могучий оплот России на Севере. «Распорядительный хозяин, кроткий правитель, мудрый наставник духовной деятельности – вот главные черты святителя Филиппа в качестве игумена», – отмечает Соловецкий патерик.
О хозяйственной деятельности игумена Филиппа кратко и емко рассказано в «Историческом описании ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря» архимандрита Мелетия (1881 г.): «Новопосвященный святый Филипп игумен с великою ревностию стал заботиться о благоустройстве монастыря… Кроме построения каменных церквей во имя Преображения Господня и Успения Пресвятыя Богородицы с просторною трапезою, которые при всей своей громадности доныне сохранились целыми, соорудил и другие здания внутри и вне обители; он учредил для утешения братии и подкрепления немощных возможно лучшую и здоровую трапезу, умножил домашний рогатый скот, устроил на Муксалмском острове скотный двор, завел на острове лапландских оленей, которые в настоящее время ходят по островам большими стадами, умножил соляные и рыбные промыслы, устроил мельницу, провел воду в Святое озеро (что близ монастыря) из 52 озер, внутри острова находящихся, построил кирпичные заводы, провел и прочистил на острове чрез леса, горы и болота дороги, распространил и вычистил сенокосные луга. Для звона к церковным службам вместо каменных плит, называвшихся в старину клепалами, билами, бывших в то время при церквах, на присланную от царя Иоанна Васильевича сумму 720 руб. чрез князя Александра Ивановича Воротынского вылиты в Пскове колокола: 1-й в 173,5 пуда, 2-й в 80 пудов 14 гривенок и 3-й в 30 пудов. Устрояя хозяйственный порядок, святитель Филипп определил приставников к работам, а земскому судье, слугам и прикащикам назначил жалованье».
Бог наделил Филиппа недюжинными талантами, во время игуменства особенно ярко проявились его инженерное и изобретательское дарования. При нем среди лесов, озер, болот и гор были проложены первые многокилометровые дороги. Для того чтобы вращались колеса построенной монастырской мельницы, игумен осуществил невиданное для того времени мероприятие: 52 озера были соединены каналами. Благодаря идее Филиппа обитель получила постоянный и бесплатный источник энергии. Вода поступала в Святое озеро, а из него по искусственному руслу – к лопастям мельничных колес, в итоге мельница молола зерно, толкла, сеяла и даже стирала белье. Но и это не все: в системе подземных каналов под монастырем один вращал жернова мельницы, другой снабжал обитель питьевой водой, третий сбрасывал из озера излишки воды.
Игуменом были введены и другие смелые технические новшества: с помощью специальной системы труб производился разлив сваренного кваса в погреба и бочки, так же без участия людей рожь засыпалась в сушило, оригинальной конструкции решето позволяло механически насыпать и веять муку и отруби. По его приказу на Большом Заяцком острове была построена каменная гавань – первая в России.
Уникален (кстати, и для нашего времени) придуманный игуменом закрытый морской «пруд» для содержания и разведения морской рыбы, который сегодня называют Филипповские садки. Он представляет собой узкий морской залив, отделенный от моря двумя искусственными дамбами, выложенными из камней без связующего раствора: удерживая крупную рыбу, они беспрепятственно пропускают воду во время приливов и отливов, а с ней планктон и другой рыбий корм. Благодаря такому устройству вода в садках не застаивалась, а содержащаяся в них рыба получала питание.
Но главный талант Филиппа проявился в строительстве. И сегодня посещающие Соловки замирают в восхищении перед мощными стенами монастыря, не понимая, как можно было выложить из огромных валунов ограждения и здания обители без какой бы то ни было техники, да еще на диком острове, отрезанном от материка многими милями сурового Белого моря.
Каменное строительство началось в 1552 г. Материалы – железо, стекло, олово – доставляли с материка, кирпичи стали изготавливать на месте, для чего мудрый игумен распорядился построить кирпичный завод. Первый каменный храм новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552–1557).
В 1558 г. был заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. В 1566 г.
строительство собора было завершено, и 6/19 августа храм освящен, а 8/21 августа святые мощи первооснователей Соловецких перенесены в придел. Но святитель Филипп этого уже не увидел.
«После 18-летней подвижнической жизни во игуменстве святитель Филипп призван был грозным царем Иоанном Васильевичем на престол всероссийской митрополии в 1566 г. Покорный воле Промысла и самодержца, после неоднократного отрицания от сана митрополита с прискорбием оставил он мирную обитель Соловецкую, которая благодаря неусыпным его попечениям возведена была на высшую степень великолепия и славы» («Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря» архимандрита Мелетия). Незадолго до избрания на первосвятительскую кафедру святителю, стоявшему на безмолвной молитве в любимой им (теперь Филлиповской) пустыни в 2,5 верстах от обители, явился Господь Иисус Христос в оковах и терновом венце. На месте чудесного явления забил источник ключевой воды. Теперь здесь колодец святителя Филиппа – перед крестом, воздвигнутым в 2002 г. вместо часовни, разрушенной в советское время.
25 июля 1566 г. 60-летний соловецкий игумен Филипп был рукоположен во епископа и возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. Как сказано в Соловецком патерике, новопоставленный митрополит просил государя быть милостивым и кротким, отвращать слух от клеветников и льстецов и помнить, что «для монарха славнее всех побед те, которые он приобретает над сердцами подданных безоружною любовью. Все добрые сердца были в восторге, сам Иоанн – царь Иоанн Грозный – казался тронутым и радостно праздновал царскою трапезою посвящение Филиппа».
Но милость государя длилась недолго. За полтора года до избрания Филиппа царь ввел опричнину и начал расправы с неугодными. Митрополит не мог остаться равнодушным к беззаконию, пытался вразумить царя, смело поднимал свой голос в защиту невинных, чем вызывал гнев Иоанна. В крестопоклонное воскресенье 1568 г. царь с опричниками пришел в Успенский собор. Царь подошел к митрополиту, стоявшему на своем месте, и ждал благословения, но напрасно: святитель безмолвно смотрел на образ Спасителя. Опричники сказали: «Владыко! Государь пред тобою, благослови его». Митрополит, взглянув на Иоанна, ответил: «Государь! Кому поревновал ты, исказив благолепие твоего сана! У татар и язычников есть закон и правда, а у нас нет их; всюду находим милосердие, а в России и к невинным нет жалости. Мы приносим здесь жертву бескровную Богу, а за алтарем льется невинно христианская кровь».
Царь пришел в неистовство. Над святителем провели неправедное судилище, ложно обвинив в преступлениях, во время литургии опричники бросились в алтарь, сорвали с митрополита облачение, одели в рубище, вытолкали из храма, посадили на дровни и повезли в Богоявленский монастырь, осыпая его бранью и побоями. Толпы народа со слезами провожали святителя, а он спокойно благословлял народ. Пред вратами обители он обратился к верующим: «Дети! Все, что мог, сделал я, если бы не из любви к вам, и одного дня не оставался бы я на кафедре… Уповайте на Бога, терпите».
Несколько дней он томился в темнице, окованный цепями, с тяжелою колодкой на шее, лишенный хлеба, затем был сослан в заточение в Тверской Отроч монастырь. Здесь он провел около года. 23 декабря 1569 г. опричник Иоанна Грозного Малюта Скуратов задушил митрополита подушкой, заявив настоятелю, что заключенный умер от угара.
Историками подробно описана мученическая кончина святителя Филиппа; но не всем известен прискорбный факт предательства братией Соловецкого монастыря своего великого игумена.
Чтобы обличить святителя Филиппа в несуществующей крамоле и лишить сана, по повелению царя в Соловецкий монастырь выезжала специальная следственная комиссия. Игумен Паисий с соборными старцами (келарь, эконом, казначей, ризничий) наклеветали на святителя Филиппа, но после сами за это и пострадали. Царя страшно мучила совесть за невинно пролитую кровь, и он обрушился на клеветников. Игумен Паисий был сослан на Валаам, другие тоже разосланы по разным монастырям, и Соловецкий монастырь долго был в опале.
Перед своей кончиной Иоанн Грозный смирился, покаялся и снова просил соловецких иноков молиться о своих согрешениях и поминать всех им убиенных.
В 1591 г. игумен Иаков, ученик святителя Филиппа, перенес его мощи из Тверского монастыря в Соловецкий. Нетленное тело страдальца было погребено под папертью церкви преподобных Зосимы и Савватия.
В 1652 г. мощи святителя были перенесены в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы Московского Кремля, где доныне и почивают. Так устроил Господь, что святитель Филипп с почетом и славою вернулся туда, где когда-то состоялся над ним неправедный суд. Братия Соловецкого монастыря глубоко сожалела о расставании со своим пастырем. На том месте, где рака с мощами святителя последний раз коснулась соловецкой земли, был воздвигнут Поклонный крест, который затем заменили часовней, сохранившейся до нашего времени. Именно в Филипповской часовне в 1989 г. после десятилетий безбожия воскресла церковная жизнь.