Для студентов Вуйича обучение стало дорогой коллекцией занимательных историй. Почему же на первом плане в фильме шляпа, которую профессор забрасывает на подоконник, входя в класс? Не потому ли, что как раз не в шляпе дело. Учитель не читает нотаций, не ограничивает своих студентов формальными рамками нравственного поведения. Он ведет их на природу, где юноши читают наизусть Шиллера и Гете, споря друг с другом. Он дает ребятам право на ошибку, которое может быстрее вывести к истине, нежели лишение этого права. Профессор заходит в городской собор и благодарит Бога за то, что Он дал его студентам способности и ум.
Первое, что поражает в сербском художественном фильме «Шляпа профессора Вуйича» (2012) режиссера Здравко Шотры, – это прекрасные лица актеров. Они будто действительно вышли к нам из вдохновенного XIX в., о котором и снят этот фильм.
Александр Берчек, исполнивший роль самого оригинального сербского профессора XIX в. Косты Вуйича, известен не только сербскому зрителю по фильмам «Жизнь как чудо», «Завет», снятым в 2004–2005 гг., но также и по картине 1979 г. «Национальный класс», где Берчек впервые исполнил главную роль.
В роли мудрого профессора 1-й мужской гимназии Белграда, где 30 лет преподавал немецкий язык, он смог воплотить на экране простой образ учителя, который дан нам в Новом Завете. Коста Вуйич зримо не проповедует Евангелие, но заставляет своих учеников включать все способности и дарования, старание и усердие, чтобы самим выйти на дорогу правды и добра. Эти ребята, которых профессор любя называет ослами и шалопаями, спорят с Шиллером, зная наизусть его философскую систему, могут опоздать на урок, притащив в класс метрового сома, которого ловили всю ночь. Без выпускников Косты Вуйича нельзя было составить не одно правительство Сербии.
Студентов удивительного профессора играют молодые актеры 25–26 лет: Александр Радойичич, Милош Бикович, Андрия Даничич, Любомир Булайич и другие ребята, в 1999 г. ставшие стали свидетелями, жертвами Косовской войны. Они затаили в себе ту правду, которую у них пытались отнять албанцы, варварски изгонявшие их семьи со своей земли – Косово и Метохии, веками принадлежащей сербам, где с XIV по XVIII в. располагался престол сербского Патриарха. Эти ребята запомнили, какими бывают миротворческие акции блока НАТО, войска которого 24 марта 1999 г. без санкции ООН начали операцию «Союзническая сила». 78 дней 19 стран НАТО во главе с США бомбили маленькую Сербию, уничтожили значительную часть промышленности Сербии и Черногории, превратили в руины древние храмы, в том числе находящиеся под защитой ЮНЕСКО монастыри в Грачанице, Дачани и Пече – на святой для сербов земле, уничтожили более 1700 сербов, в том числе 400 детей. Сербский народ не впервые в истории стал мучеником. Мучеником, но не пораженным. 200 тыс. этнических сербов стали беженцами в результате агрессии НАТО, которое по непонятным причинам решает судьбы народов, живущих на планете Земля.
Режиссер Здравко Шотра еще в 1989 г. снял фильм «Бой на Косовом поле» о решающем сражении в 1389 г. между объединенными войсками сербов и боснийцев под предводительством князя Лазаря и турецкой армией, возглавляемой султаном Мурадом Первым. Но фильм «Шляпа профессора Вуйича» приглашает нас в мирные 80-е гг. XIX в. И в этой картине раскрыты те качества сербского народа, которые позволяют ему оставаться достойным звания народа христианского.
Профессор Коста Вуйич уверен, что его студенты самые талантливые и трудолюбивые. Но управляющий гимназией утверждает:
– Они читают что хотят, думают что хотят, делают что хотят.
– Значит, они читают, думают, трудятся. Это поколение будущего, – отвечает профессор Вуйич.
– Они не знают меры.
– Мир – мера для них.
Каждый приходящий в класс преподаватель ставит свой предмет и себя в нем на самое важное место. А Вуйич свое благородство и свои знания ни во что не ставит перед личностями самих ребят. Но и студентам он не показывает своего уважения к ним. Он может отвесить затрещину парню, который стоит на одной ноге, а профессор говорит ему, что он так будет всю жизнь балансировать, раз он хочет стать журналистом, балансировать между редакцией и тюрьмой, раз тот не может молчать о правде!
Фильм исполнен любви и таланта, тонкого юмора и глубоких философских размышлений. Одному их своих студентов профессор говорит: «Вижу тебя с тяжкой судьбой поэта. Это цена вечной славы». Другому: «Вижу тебя, как ты раздвигаешь границы науки и устанавливаешь границы своего народа». И это звучит пронзительно из уст гурмана и чудака Вуйича. Звучит сегодня еще актуальнее из уст актеров – свидетелей гражданской войны 1999 г., которая и поныне не разрешилась так, как того требует историческая правда.
Для студентов Вуйича обучение стало дорогой коллекцией занимательных историй. Почему же на первом плане в фильме шляпа, которую профессор забрасывает на подоконник, входя в класс? Не потому ли, что как раз не в шляпе дело. Учитель не читает нотаций, не ограничивает своих студентов формальными рамками нравственного поведения. Он ведет их на природу, где юноши читают наизусть Шиллера и Гете, споря друг с другом. Он дает ребятам право на ошибку, которое может быстрее вывести к истине, нежели лишение этого права. Профессор заходит в городской собор и благодарит Бога за то, что Он дал его студентам способности и ум.
Учитель заказывает себе при жизни надгробие, споря с мастером, который предлагает ему сделать надгробие из черного гранита, утверждая, что это как раз соответствующий цвет печали.
– Но я и смерти хочу радоваться! Я хочу белый мрамор!
Профессор держит надгробие у себя дома. Он спит на кровати, под которой сложен кирпич для «вечного пристанища» этого чудака, отшельника и холостяка Вуйича. Не так ли поступали святые отцы, которые спали в гробах, непрестанно памятуя о смерти. Почти все студенты профессора Вуйича составили цвет сербской нации. И отрадно, что так ненавязчиво режиссер Здравко Шотра переносит эстетику и мудрость прошедшего столетия в наше время – как пример для подражания.
Фильм «Шляпа профессора Вуйича» снят по роману замечательного сербского писателя Милована Витезовича, которому в 2014 г. Союзом писателей России была вручена Имперская премия им. Эдуарда Володина, правда уже за другое произведение. И нам в деле собирания славянского мира важно творчество сербского писателя, который говорит: «Я связан с Россией, несмотря на то, что я не знаю русского языка. Я рос на русской поэзии и прозе, в школе прочитал все произведения Толстого и Достоевского…» Будем и мы знакомиться с сербской классикой.
Ирина Ушакова