На воспитание каких важнейших добродетелей была направлена школа в царской России? Об этом рассказывает доктор политических наук Николай Васильевич Асонов.
Сегодня не является секретом то, что все реформы, проведенные по инициативе М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, осуществлялись под пристальным контролем спецслужб США. Их главная цель сводилась к максимальному подрыву системы подготовки кадров и внедрению в сознание молодежи идей космополитизма, путем подавления любви к национальным традициям. Наши недавние противники отлично понимали, что жизнеспособность России в первую очередь зависит от нравственной составляющей ее граждан, делающей из них патриотов. Если это чувство убить, тогда профессионал будет служить тому, кто больше платит.
Прямым следствием подобных реформ стало резкое падение патриотизма. Согласно социологическим опросам, проведенным отечественными аналитиками, среди наших граждан, проживших более 50 лет, чувство патриотизма с большим отрывом преобладает над личными амбициями. Тогда как более 60% молодежи в возрасте от 18 до 30 лет судит иначе. Они уверены, что человек в первую очередь должен научиться любить не Бога и Родину, а себя и жить в той стране, где ему больше нравится. В итоге Россия вошла в число самых космополитизированных государств, создающих ко всему толерантного «модульного человека» – эгоиста.
Каков же выход из сложившейся ситуации? Надо перестать внедрять в учебных заведениях все образовательные программы, если они отражают ценностно-целевые шаблоны либерализма, видя в них оружие новой холодной войны, направленной на завоевание России, путем разложения умов. Альтернативой подобным новациям, предложенным разработчиками закона «Об образовании» в 1992 г., статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам, является российский опыт подготовки кадров, сложившийся в XIX веке. Он, учитывая требования Церкви, исходил из того, что развитие социально-политических отношений, построенных на стремлении к богатству, не способно выработать у будущих специалистов необходимых нравственных качеств. А без их наличия нет смысла говорить об укреплении и суверенитете России.
Чтобы в этом убедиться, следует обратиться к педагогической реформе 1871 г. Ее авторы, опираясь на российские традиции, восходящие в своей основе к византийской схеме подготовки государственных служащих, считали нужным увязывать смысловое понятие образования с образом Бога, на Которого должны равняться учащиеся и учителя. Этим определялась «цель образования – дать правильное понятие о Боге». Ориентация на образ Божий включала в себя такие значимые понятия, как «совесть, честь и достоинство», вычеркнутые из юридической концепции либеральной модели управления и подчиненных ей социальных сфер, включая педагогику. Кроме того, в образовательный стандарт вошли все существенные направления культурно-нравственного воспитания, сохраняющие свою актуальность и в наши дни. Назовем лишь некоторые из них.
Наиболее важное место здесь отводилось воспитанию любви. Она понималась как жертвенное служение тому, кто избран объектом нашего служения, а не как разновидность похоти или иного вида плотского влечения. Она содержала в себе положительную (альтруистическую) и отрицательную (эгоистическую) сущность, увязываясь с правом личного выбора. Жертвовать собой ради Православия, самодержавия и народности или принести их в жертву своим амбициям? По этой причине образование строилось на понимании того, что есть свобода от греха (когда мы можем совершать только нравственные поступки) и есть свобода для греха, отдающая предпочтение пороку как нормальному проявлению нашего самолюбия. К таким порокам относилось желание поставить служение личным интересам выше служения своему долгу. Тем самым подлинная любовь соединялась только со свободой от греха.
Предусмотрительность помогала предвидеть возможные отрицательные итоги, грозящие стране или самому человеку, вызванные необдуманностью его слов и действий, правильно их понять и заранее их прервать. Терпение тренировало в молодежи те черты характера, которые подавляли внутреннюю невоздержанность, будившую свободу для греха. Целомудрие понималось в значении целостности ума и отсутствия телесных пороков. Стыдливость, сегодня больше относящаяся к особенностям женской социальной психики и получившая в либеральной оценке негативное звучание как недостаток, мешающий активной социализации личности, в царский период считалась нравственным стражем, укрепляющим целомудрие. По той же причине образование воспитывало и развивало в человеке дух кротости, служившей основой спокойного состояния духа при обидах и похвалах, сочетающейся со строгостью в защите своей чести.
И наконец, существенное место в системе образования отводилось форме одежды. Она рассматривалась как отличительный признак нравственных качеств человека. Считалось, что одежда является вещью бездушной, но она способна влиять на наш душевный строй, помогая через образование совершенствовать в первую очередь красоту души, а не плоти. В совокупности эта теория приняла форму главного патриотического девиза: «За веру, Царя и Отечество!», став важным идеологическим фактором, требующим, чтобы каждый гражданин «по существу и по духу» был «патриот», а не provocateur.
Из сказанного можно сделать вывод о необходимости возвращения традиций российского образования в стены учебных заведений как одного из наиболее значимых условий возрождения России и ее безопасности. Поэтому традиционно образованная, а не только обученная молодежь может создать прочную основу нравственного порядка, влияя через учебные заведения и административные структуры на изменение ценностно-целевых установок граждан в пользу России. Беда в том, что российская власть на это никогда не пойдет. Как выразился действующий президент в одном из своих Посланий, всех ждет «широкое сближение и реальная интеграция в Европу. <…> Это – наш с вами исторический выбор. Он сделан. Он последовательно реализуется». Но там нет Православия. Более того, очередная резолюция Европарламента фактически объявила ему войну, приравняв к террористическим организациям типа Аль-Каиды. Такая борьба ведется до полного уничтожения противника. Самодержавие повержено. Осталось наше Православие. И народность.
Николай Асонов
Справка
Николай Васильевич Асонов – доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор МПГУ, РАНХиГС при Президенте РФ, академик АПН РФ