Беседа с протоиереем Валерианом (Кречетовым), почетным настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в с. Акулово Московской области.
– Отец Валериан, стихийные бедствия, потопы, пожары, засухи всегда воспринимались как наказание от Бога за грехи людей. Что можно сказать о природных катаклизмах последних лет?
– Существует история человечества, зафиксированная в Библии. И согласно Священному Писанию, ничего просто так в мире не происходит. Откуда возникают мысли, что природные явления связаны с тем, как мы живем? Здесь можно вспомнить три момента Ветхого Завета: это Всемирный потоп (более убедительного примера нет), история городов Содома и Гоморры и голод 3,5 года во времена пророка Илии. Все эти эпизоды связаны с отступлением человека от Бога. Как сказано о людях, которые были перед Потопом, «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане плоть суть» (Быт. 6:3)
И поэтому, естественно, то, что совершается в природе, имеет какой-то духовный смысл. Да и вообще-то все имеет духовный смысл. Господь сотворил человека и насадил рай, чтобы тот возделывал его, трудился там. Когда же человек преступил заповедь Божию, то Господь изгнал его из рая и сказал: «Проклята земля в делах твоих, со скорбию будешь питаться от нее… терние и волчцы произрастит она тебе»(Быт. 3:17–18). Господь сотворил все доброе, когда же произошло грехопадение, появилось вредоносное (тернии и волчцы – это всевозможные ядовитые растения). Творение несет на себе печать венца Творца – человека. Поэтому, когда люди уподобляются своему Творцу – насколько это возможно, сказано, что «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им»(Мк. 16:18). А когда человек начинает отступать дальше от Творца и погрязать в грехе, для него становится все больше вредного, например всевозможные аллергии, невосприятие растений.
Первые звери, согласно открытию науки, были травоядными. После того как человек отпал от Бога и произошли первые убийства, животные тоже стали убивать друг друга, появилась кровожадность. Но мы знаем, что Преподобный Сергий, преподобный Серафим спокойно кормили медведей, пустынники египетские общались со львами, есть множество других примеров, когда творение преображалось – постепенно, по мере того, как менялся сам человек.
Но это растительный и животный мир. А Потоп или огонь, который попалил Содом и Гоморру, – это стихии. Стихии тоже начинают вести себя угрожающе, жестоко; и, как человек взбунтовался против Бога, стихии бунтуют против людей, все действительно отражает духовное состояние человека.
В природных явлениях – раньше и теперь – наблюдаются очень интересные вещи. Раньше, когда люди вели себя более сдержанно, не было, может быть, столь широкого распространения нынешнего состояния – агрессивно-революционного. Существовала как бы плавная смена времен года, можно было заметить определенные закономерности. Скажем, если в такой-то день курица «напьется воды» на улице – значит, весна будет дружная. Если в другой день идет дождь – лето должно быть влажное, если дождя нет – значит, сухое, жаркое.
Один человек, серьезно задумывающимся над тем, что происходит, как-то сказал, что теперь невозможно понять, как кто себя поведет. Раньше, когда существовали жизненные принципы, воспитание, можно было представить себе психологию людей, спрогнозировать – что будет происходить. Когда же человек стал непредсказуемым, импульсивным, таким, что не знаешь, чего от него ждать, то же самое стало происходить и с природой. Теперь и приметы не сбываются, переворачивается все.
Одним словом, все, начиная с венца творения – человека, выходит из подчинения Творцу, все начинают вести некую самостоятельную жизнь. Но, строго говоря, самостоятельности в таких природных проявлениях особо-то и нет. Всему есть какие-то причины.
Отчего возникает разница давлений, циклоны, все эти физические явления? Библия спрашивает: можешь ли ты указать источники ветра? Откуда ветер начинается? Первопричина многих явлений выходит за грань нашего понимания. Почему возникают внезапные смерчи, ураганы, землетрясения? Животные часто чувствуют приближение бедствий, но все равно стихии, как правило, обрушиваются внезапно, символизируя собой состояние всего человечества, – когда люди ведут себя, как говорится, неадекватно.
Но вот тут-то мы как раз переходим в духовную область, потому что на самом деле причина у всего этого есть. Человек находится под воздействием иного мира: ему приходит мысль, а приходит она откуда-то, часто возникает состояние какого-то недовольства, раздражения. Говорят, что кто-то не в духе. Это состояние тоже откуда-то находит.
В сущности, согласно Библии, в природе происходит примерно то же самое. Есть естественный процесс смены времен года, всякие температурные изменения, долгота дня, угол нагрева земной поверхности и т.д. А существует воздействие невидимой силы. В Книге Иова прямо описан спор за душу Иова.
«Господь говорит сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей; только душу его сбереги» (Иов. 2:3–6).
И вот кому-то пришла мысль, кто-то позавидовал богатству Иова, разбойники напали на его стада – овец, волов, угнали их. А потом, когда дети его пировали, из пустыни налетел вихрь, ураган, обрушил дом и убил всех.
«…Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:20–21).
– Но Иов был праведным, и все равно его постигло несчастье.
– Пример Иова говорит о том, что бедствия имели духовную причину. Господь сказал сатане: «всего можешь коснуться, но душу не трогай». И дьявол поразил его бедствиями, смертью детей, проказой. Но здесь уместен вопрос не «за что?», а «для чего?». Ответ на него дает Евангелие, когда ученики Спасителя увидели слепорожденного и стали рассуждать о причинах его бедствий: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил нион, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии»(Ин. 9:2–3).
Все-таки в основном причиной бед являются грехи людей или их родителей. Ведь когда Хам непочтительно отнесся к отцу своему – Ною, проклятие легло на его потомство. Но есть и третий момент – когда на человеке являются дела Божии. Это кому-то за что-то, а тут для чего-то.
В частности, в момент прекращения существования Земли, когда произойдет какой-то катаклизм, бедствия будут посланы человечеству за что-то, за грехи: «…тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:21–22).
То есть что-то произойдет только для того, чтобы избранных освободить от страшной жизни. Ибо им-то самим будет очень тяжело…
– Какие выводы можно сделать?
Жизнь в мегаполисе наводит на грустные размышления. Количество сжигаемого там кислорода все время растет: все-таки одна пятая часть населения страны находится в Москве и Московской области, притом что территория у государства громадная. Раньше люди понимали: лес дает кислород. Это же ботаника, которую проходят в школе. И когда вырубали деревья, то обязаны были выкорчевывать пни и делать новые посадки.
Одно время в СССР пытались строить города-спутники, тот же Зеленоград. По тому же принципу устроена жизнь в Финляндии: у них маленькие города как большие деревни. Оказывается, известный принцип сближения города и деревни заключается не в приближении деревни к городу, а наоборот – города к деревне, когда предпочтение отдают сельскому укладу, усадьбе, огороду, а не многоэтажным зданиям.
Надовозвращаться на землю, но многие не очень-то жаждут, по-моему, просто не хотят работать.
– Как вы думаете, почему?
– Людей сейчас работать отучили. Раньше труд рассматривался как некое послушание, которое человек имел в этом мире, а теперь каждый сам решает: хочет – работает, хочет – нет. Люди верующие или насельники в монастырях не просто молились – они что-то делали, сажали…
Стали меньше трудиться – вот и меньше радости. Раньше, помню, пахали с утра до вечера: детьми бегали поливать огород, на речку, метров 100 было, наверное, до реки. Туда и обратно – 50 раз (я даже не задумывался, а потом уже подсчитал – 10 км в день пробегал, из них 5 км с ведрами). И потом была радость – еще побегать, без ведер. Помню, у нас были лыжи березовые, здоровые, по полпуда. Так я, когда встал на беговые лыжи, думал, на ногах ничего нет.
– Отец Валериан, получается, что само содержание радости у нас изменилось. Раньше радостью было потрудиться и побегать, а теперь – отдохнуть и полежать…
– Да это не радость. Это именно – расслабление. Но расслабленных-то в Евангелии на одре приносили. У нас теперь ведь и не называется отдых радостью, само слово-то сменилось: «расслабиться». Потому что на самом деле радости нет.
Как в старину-то: косили, а потом еще с песней шли с косьбы. Или – огороды: все сажают, затем продадут, получат что-то, мужички примут, и начинаются по дворам песни. А сейчас не поют ведь: только мелодекламация в ритм этому «бум-бум-бум». Потому что пение – это же кантилена! Как певцы у Тургенева: он тянет, потом замолк, все сидят, плачут, как слушают певцов-то… Соревновались между собой, радость была.
– А как вернуться от состояния расслабленности к радости?
– Потрудиться как следует. А потом можно и повеселиться. Именно сейчас, когда люди в таком состоянии, что уже человеческие усилия почти бесполезны, катаклизмы помогают задуматься. Беда в чем? Всего-то, в общем, достаточно, и люди заелись. Мы ходили в школу в одних штанишках, которые очкариками назывались, протирали их до дыр, ставили заплатки. Я привык к большой обуви, потому что, когда был маленький, носил ботинки старших: они приходили, снимали, а я надевал – не в чем было идти в школу.
Благополучие, к несчастью, для многих не является спасительным. Больше того:«…трудно богатому войти в Царство Небесное»(Мф. 19:23).Когда не постятся, часто говорят: «Есть нечего». Да они не знают, что такое, когда действительно нечего есть! В детстве, помню, зерно мололи жерновом и эту муку пекли. Было понятно: что потопаешь, то и полопаешь, не сделаешь – будешь голодный.
Почему в этом отношении хороши посты? Потому что они сажают на скромную простую пищу и человек начинает что-то ценить. Как-то один из моих детей спрашивает: «Папа, почему Великим Постом первый и второй день ничего не едят, только воду пьют?» По Уставу ведь не положено… Так потом на третий день и картошка, и хлеб – это такое лакомство! Если сразу после Масленицы предложить постную пищу – ой, такая скудость… А когда не поешь день, два, три – все идет под метелку.
Бедствия… У нас Отечественная война началась в День русских святых – это они умолили, потому что закрывались храмы, все уничтожалось. А в войну-то все спохватились: как тревога, так за Бога. А потом уже и началось возрождение.
Без бедствий, увы, человек часто не задумывается о своей жизни, не ценит многие вещи.
– От чего зависит радость жизни?
– От устроения внутреннего. Человек с благодарным сердцем – всегда радостный, у него все хорошо. А человеку с неблагодарным сердцем и в обычных условиях житья нет, он ноет, гундит.
– А можно воспитать благодарное сердце?
– Оно воспитывается благодарностью к Богу. Вера воспитывает благодарность. Потому что без веры внешние факторы здесь вряд ли помогут. В жизни часто получаешь неблагодарность, и человек порой озлобляется. А когда с Богом, тогда Господь утешает: «…радости вашей никто не отнимет у вас»(Ин. 16:22). Истинная радость может быть только в истинной вере, в истинном устроении.«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите…» (1 Фес. 5:16–18). Преподобный Серафим каждому говорил: «Радость моя». Сухарики у него, водичка ключевая, молитвы – вот тебе и радость. Да и около старцев такое испытываешь состояние благодатное, безмятежное совершенно, что ничего не нужно, вопросов никаких не возникает. Вот она и радость.
Беседовали Дмитрий Симонов, Ольга Каменева, Татьяна Куликова
Публикуется в сокращении