Основы религиозного и духовно-нравственного воспитания должны быть преподаны ребенку преимущественно в семье, а также в начальной школе – в этом случае они окажут серьезное влияние на формирование базовых ценностей взрослого человека. Об этом говорили участники конструирующего семинара по разработке учебно-методического обеспечения программы «Лествица добродетелей» в Нижегородской православной гимназии имени святого благоверного великого князя Александра Невского.
Второй год подряд дети, родители, педагоги и священники Нижегородской православной гимназии восходят по лествице восьми главных христианских добродетелей: воздержания, целомудрия, нестяжания, кротости, радости, мужества, смирения и любви. На базе вечных христианских ценностей строится вся учебно-воспитательная работа школы.
Историю создания уникального образовательного курса приоткрывает его идейный вдохновитель, кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко):
– Два года назад мне позвонили: «Мы прочитали книжку «Воспитание добродетелей». Вы не знаете, автор книги еще жив?»
…Автор оказался настолько живым, что вскоре вся Нижегородская православная гимназия, более 300 детей (сейчас уже 400), родители, учителя и священники-духовники изучали святоотеческое учение о добродетелях на уроках православной веры, а также на практике осваивали монашескую аскетику или «Фабрику добрых помыслов» (по святому Паисию Святогорцу) – искусство творить добрые помыслы о людях и событиях.
«Профессиональное становление многих учителей произошло в атеистическое еще время, а ведь для того, чтобы передавать православную традицию детям, нужно быть ее носителем. Поэтому мы обратились за помощью к отцу Киприану – монаху и педагогу, стоявшему у истоков многих масштабных церковно-государственных проектов, предложившему в своей книге «Воспитание добродетелей» по сути дела новый методологический подход в педагогике», – рассказывает Людмила Ивановна Иванова, директор гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского.
При поддержке митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия гимназия сегодня превратилась в настоящий научный центр по изучению педагогического потенциала святоотеческого наследия.
2018/2019 учебный год закончился здесь общешкольным праздником – фестивалем детских фильмов «Доброе кино». Дети всех классов представили 15 короткометражных фильмов о христианских добродетелях и противоположных им страстях. Гран-при фестиваля получил фильм о милосердии «Котлета» 5-го «А» класса – в нем участвовали все без исключения его ученики.
А 10–12 июня опустевшая летом школа вновь распахнула свои двери перед учителями, директорами и духовниками православных гимназий, а также учеными (богословами, педагогами, психологами, социологами), приехавшими из разных уголков страны на конструирующий семинар по разработке учебно-методического обеспечения программы «Лествица добродетелей».
В самом начале мероприятия торжественную тишину актового зала нарушили резкие звуки пожарной тревоги с призывами «срочно покинуть помещение». Однако никто из гостей, закаленных превратностями школьной и тем более духовной жизни, не двинулся со своих мест.
– Это отражает образ современного общества: когда мы пытаемся сделать что-то духовное – нам говорят: «есть дела более важные, срочные, «пожарные вещи», – лучше бы вы разошлись, – прокомментировал «тревогу» игумен Киприан. – Но по послушанию священноначалию – побудем тут, – предложил батюшка.
Завывание сирены прекратилось также внезапно, как и началось: тревога оказалась ложной.
Семинар открыл руководитель Отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, зачитавший приветствие ректора Московского педагогического государственного университета (МПГУ) А.В. Лубкова. Ряд выпускников МПГУ, его аспирантов и магистрантов принимают участие в разработке программы «Лествица добродетелей» (среди них, например, – заместитель директора Александро-Невской гимназии по учебно-воспитательной работе О.И. Груданова).
Плюсом программы стало соработничество – постоянный диалог специалистов светских и духовных вузов. Так, святоотеческое понимание добродетели как универсального и высшего качества раскрыл на семинаре профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов): «Добродетели – это единственная одежда души, в которой она предстанет пред Богом в надежде на свое оправдание». При этом царство вечных ценностей – добродетелей – древнее и обширное. Античность знала «великолепную колесницу на четырех колесах – добродетели мудрости, мужества, умеренности и справедливости». Христианство открыло богословские добродетели веры, надежды и любви, не отвергая, впрочем, древнегреческих. «Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). В советское время академик Д.С. Лихачев писал об интеллигентности – добродетели, не совсем понятной Западу (там ближе оказались рыцарство и аристократизм).
Впрочем, отойдя от Бога, интеллигенция в России повлекла за собой народ и сыграла свою трагическую роль в национальной катастрофе прошлого века. Сегодня, по мнению архимандрита Платона, от этой части общества многое зависит. «Если интеллигенция будет правильно ориентирована в плане мировоззренческом, религиозном и духовном – это станет залогом возрождения нашего общества». Как говорил И.А. Ильин, главная задача наших современников и соотечественников – правильно самоопределиться: и мировоззренчески, и интеллектуально, и творчески, и нравственно, и религиозно, и политически. Существует непреложный закон: ошибка в мировоззрении ведет к ошибкам в практической деятельности. Ребенок совершает проступки тогда, когда ошибки имеются в его мировоззрении, в его миросозерцании.
Поэтому важно, чтобы мышление детей было позитивным и благодатным, творческим и продуктивным, – этому способствует организованная в школе «Фабрика добрых помыслов» святого Паисия Святогорца. «Напротив, если ребенок затаит в себе злобу, ненависть, агрессивность по отношению к другому человеку – это обязательно выльется в его поступки».
Важная стратегия педагогического процесса – диалог учителя с учеником. Известно, что слова учат, а примеры влекут (verba moment, exempla trahunt). Мало учить словами: педагог должен иметь такой облик – творческий, мировоззренческий, нравственный, интеллектуальный, – который способен привлекать учеников.
О том, как именно должен строиться диалог учителя и ученика, говорила доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Светлана Юрьевна Дивногорцева. Докладчик обратила внимание на возросшее число игр, тренингов, тестов, видеоресурсов на уроках православной культуры, которая дается легко и поверхностно – как некая эстетика, красивая традиция.
Один из известных православных методистов недавно предложил проект «Приходской школы под ключ», где Священная История для маленьких детей (дошкольников и учеников начальной школы) излагается с юмором, с использованием стихотворений автора. «Но ведь именно маленькие дети особенно восприимчивы к серьезному изучению веры, Священного Писания (к подросткам с этим так просто не пойдешь), педагог призван закрепить у детей чувство благоговения к святыне. А мы шутим, предлагаем свои стихи о Боге».
Использовать видеоресурсы на уроках для младших школьников, по мнению Дивногорцевой, следует также с осторожностью: показывая малышам эффектный видеоряд, мы подчас лишаем их возможности включить собственное воображение, затрудняем развитие творческого мышления.
Педагог еще раз напомнила о ключевом условии православного образования: приоритете воспитания над обучением. Неслучайно протоиерей Василий Зеньковский писал об обучающем воспитании, критикуя немецкого педагога и психолога И.Ф. Гербарта, провозгласившего подход воспитывающего обучения (когда нравственные качества формируются через знания и дисциплину). Тем более что, по словам Дивногорцевой, немецкая кассическая система до революции добрых плодов на российской почве почти не принесла…
Интересно, что мнение богослова и педагога Зеньковского о приоритетной роли воспитания разделяют в своем большинстве родители школьников Александро-Невской гимназии. Это выяснилось в ходе социологических опросов участников программы «Лествица добродетелей». Так, родителям было предложено ответить на вопрос: «Почему вы отдали предпочтение православной гимназии?» (при этом надо было выбрать не более трех из десяти предложенных вариантов ответов). Как выяснилось, главный мотив родителей – «гимназия дает ребенку знания о Боге и вере, которые ему сложно получить где-то еще» (63,3% респондентов). На 2-м месте – то, что «ребенок может общаться с верующими сверстниками» (так считают 60,8% родителей), далее идет «возможность находиться под духовным руководством священников» (57%), наконец, тот аргумент, что «школа является социально безопасной средой» (54,4%). Качественное образование в рейтинге мотивов оказалось только на 5-м месте (21,5%).
Руководитель исследования, декан факультета социологических наук ПСТГУ, доктор экономических наук Игорь Павлович Рязанцев подробно рассказал о предложенном в рамках программы «Лествица добродетелей» дневниковом методе – о Дневниках добрых помыслов для детей и Дневниках семейных бесед для всей семьи. По словам Рязанцева, прекрасный образец духовного дневника оставил в свое время святой праведный Иоанн Кронштадтский. Православному читателю дневник святого известен как книга «Моя жизнь во Христе».
В социологии дневниковый метод рассматривается, во-первых, как способ самонаблюдения; во-вторых, как метод организованной рефлексии на основе сформированных ценностей; в-третьих, как метод духовно-нравственной оценки собственного поведения; и наконец, как инструмент его коррекции.
С особым воодушевлением был встречен родителями и детьми Дневник семейных бесед: его заполнение (обязательно в присутствии всех членов семьи) стало прекрасным поводом собраться всем вместе, обсудить вопросы духовно-нравственного содержания, составить семейную летопись, послушать духовные тексты и песнопения и т.д. «Сегодня эмоциональная сфера семьи очень обеднена, – отметил И.П. Рязанцев, – поэтому позитивные эмоции, радость общения сами по себе являются средствами укрепления семьи».
Именно в семье, в дошкольном или младшем школьном возрасте происходит так называемая первичная религиозная социализация (воцерковление и религиозное воспитание) ребенка, закладываются основы религиозного, духовно-нравственного становление его личности.
По утверждению И.П. Рязанцева, именно в случае первичной религиозной социализации (в возрасте от 3 до 12 лет) происходит существенное и отдаленное влияние религии на базовые ценностные установки взрослого человека. Вторичная религиозная социализация – приход к вере в более позднем возрасте – подобного эффекта не имеет: в этом случае приверженность тем или иным социальным нормам успевает сформироваться раньше религиозности.
Таким образом, православные семьи, в которых отец и мать воцерковились в зрелом возрасте, будут воспроизводить несколько сглаженную модель поведения обычных малодетных и нецерковных семей – примерно с таким же количеством разводов. Серьезное изменение ценностных установок семьи возможно лишь в том случае, если воцерковление родителей произошло в раннем детстве.
Об этом говорил кандидат богословия, автор многих книг и бесед о воспитании, многодетный отец, протоиерей Илья Шугаев. По его словам, модель семейного поведения впитывается ребенком в самом раннем возрасте (еще раньше первичной религиозной социализации) – от нуля до трех лет. «Мы должны понимать, что можем провести для 14–15-летнего подростка прекрасные занятия, и многие вещи будут восприняты правильно. Но в своей реальной жизни молодые люди и девушки, скорее всего, будут повторять модели поведения, которые усвоили в своей семье, может быть, делая чуть меньше ошибок. И только в следующем поколении мы, возможно, получим отдаленный результат наших трудов».
Занятия с подростками, по мнению отца Ильи, должны носить не теоретический, а практический характер: это могут быть летние лагеря, тренинги, настольные и сюжетные игры, которые надо прожить, оказавшись в ситуации нравственного выбора. Уроки семейного воспитания в идеале должны носить в том числе диагностический характер: «Важно понимать, из какой семьи ребенок, что творится у него в душе, и, выявляя проблематику конкретной семьи, тщательно подбирать темы для занятий».
Воспитание необходимо строить с учетом возрастной психологии, понимая, что в дошкольный период главной для ребенка является игра; в младшей школе – учебная деятельность; в средних и старших классах происходит формирование человека как личности, он ищет ответ на вопрос «для чего я живу?». В этот период особенно важно учиться строить с детьми диалог. В семье, по мнению отца Ильи, можно организовать совместный просмотр художественных фильмов, разбирая их как произведения классической литературы (вопросы для обсуждения лучше раздать зрителям заранее, это обеспечит более осмысленный просмотр). Так, фильм «Девчата» Юрия Чулюкина, по мнению отца Ильи, – энциклопедия влюбленности. «Однажды двадцать лет спустя» Юрия Егорова – энциклопедия многодетности. «Мужики!..» Искры Бабич – об ответственности и принятии решения мужчиной. «Мачеха» Олега Бондарева – о том, как женщина реализует и раскрывает это решение в семье и т.д.
Глобальный семейный кризис, по мнению отца Ильи Шугаева, сегодня коснулся не только внешней, нецерковной среды, но и внутренней – семей семинаристов и священников, которые в идеале призваны быть примерами.
Происходит стремительная смена ведущих типов семьи: красивый дореволюционный идеал патриархальной семьи – когда под одной крышей жили четыре поколения одного рода – сегодня вряд ли возможно возродить. Чаще речь идет о нуклеарной семье, нераздельным ядром которой являются муж и жена, способные упокоить старость родителей. Но и этот тип не является ведущим: все более значительное место в нашем обществе занимают детоцентричные семьи, вся жизнь которых крутится вокруг детей, а также неполные семьи.
Говоря о причинах разводов, психологи, психотерапевты (в частности, Т.А. Флоренская в книге «Диалог в практической психологии») отмечают две важные предпосылки семейных кризисов: неумение понимать чувства других и неумение вести диалог. У большинства молодых людей отсутствует способность к служению (об этом говорит и Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?»).
«Что ты хочешь: иметь хорошую жену или быть хорошим мужем? – рассуждает протоиерей Илья Шугаев. – Это два совершенно разных подхода. Я хочу иметь хорошую жену, а мне подсунули плохую, потому что идеальных женщин нет. Тогда надо сменить жену. А другое состояние – быть хорошим мужем. Это возможно при любой жене. Кого я буду менять – себя или жену? – принципиальный вопрос».
О возрождении православного семейного уклада как важного педагогического условия воспитания ребенка говорила Ольга Леонидовна Каменева, ведущий редактор журнала «Покров», который в 2013–2016 гг. опубликовал цикл интервью с многодетными семьями – священническими и светскими.
Стройная система семейного воспитания, основанная на понимании семьи как малой церкви, складывается в нашей стране со времен литературно-педагогических памятников Древней Руси – «Поучения к детям князя Владимира Мономаха», «Домостроя», «Златоуста» и др. В новейшей истории семейный уклад описал В.И. Белов в книге «Лад. Очерки народной эстетики», протоиерей Глеб Каледа в книге «Домашняя церковь» и др.
В числе основных элементов православного уклада современные педагоги и богословы называют:
– Таинство Брака;
– посещение супругами, а затем и детьми церковных богослужений в воскресные и праздничные дни, а по возможности и накануне праздников;
– исполнение Таинств Исповеди и Причастия.
– соблюдение постов;
– ежедневную совместную молитву;
– совместные трапезу, труд и отдых;
– периодическое чтение всей семьей Евангелия, Псалтири, житийной и художественной литературы.
Подбор художественной литературы для совместного чтения – отдельное искусство, требующее знаний и настойчивого поиска. «Добродетель так скучна, а порок так живописен», – писал В.В. Розанов о русской литературе.
По мнению Николая Алексеевича Лобастова, преподавателя русского языка и литературы с 30-летним стажем, автора шеститомника «Записки сельского учителя», наша литература прошла мимо семьи, почти никто из писателей не показал, какой она должна была быть. Розанов пишет: «Все романы Тургенева бессемейственны. Никто у него не качает ребенка». Островский верил в права человека: весь XIX век он добивался права на развод, Толстой потом в этом участвовал. Самое христианское и семейное произведение русской литературы – конечно же, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Для верующего человека нет мудрее слов Маши Мироновой: «Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно».
В «Дубровском»: по одну сторону от Маши – ее отец, который живет неблагочестиво, по другую сторону – жених – «бандит». Но она не идет ни к одному из них. Пушкин смотрит на брак с евангельских позиций: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9), раскрывая глубочайшую мысль: любовь на земле можно найти только внутри Божественного закона совести.
Много положительных примеров для бесед с детьми есть у И.А. Крылова. Например, в басне «Лань и Дервиш» он с любовью рисует Лань, кормящую волчат:
Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр – тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.
Долгое время русские люди воспитывались на житийной литературе, фольклоре, пословицах, поговорках, притчах. Потом уже, по словам Лобастова, начались «фантазии». «Но почему книга владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» разошлась таким огромным тиражом? Потому что он показал реальную жизнь».
Воспитание, по мнению Николая Алексеевича, и должно происходить в основном через жизнь, через общение, труд, а не через искусство и фантазии: «У нас батюшка читает Евангелие, потом в больницу ведет: кто-то в тумбочках приберется, кто-то утешит, почитает больному. А я стал ездить в зону. Там живые люди, они на тебя смотрят, ждут, я могу им что-то дать. В этом и есть Православие».
11 июня Вера Юрьевна Алексеева, руководитель одной из секций мероприятия, поздравила всех «семинаристов» с памятью Первого Вселенского Собора, на котором утверждалась чистота Православия. «Мы сегодня тоже собрались для того, чтобы утвердить чистоту образования!» – заявила Вера Юрьевна.
В этот день на семинаре обсуждались методические разработки по программе «Лествица добродетелей» (в их числе – книги по темам возрождения православного уклада семьи, становления христианских добродетелей на уроках литературы и истории; проведению уроков Основ православной веры, воспитательной работе и др.). Все они направлены на создание единой образовательной системы, которая держалась бы не на личностях-харизматиках, а на святоотеческом учении о добродетелях.
«Добродетели – качества Бога, всем нам предстоит уподобиться Ему, стать сродными по своим свойствам, – говорит игумен Киприан (Ященко). – При этом многие дети более восприимчивы к добродетелям, чем монахи, чем духовные взрослые люди».
Тем не менее реализация программы требует подвига христианской жизни – духовника гимназии, педагогов, родителей. «Православие показуется, но не доказуется», – замечает отец Павел Флоренский.
«И не столько умными мыслями, большими знаниями, даже не какими-то духовно-нравственными достижениями воспитывает учитель пасомых, – пишет Н.А. Лобастов, – сколько самим усилием, ежедневным напряжением, движением души, жизнью в Духе. Задача учителя в классе, как в походе, – вместе идти на вершину».
Ольга Каменева