Со времени начала богослужений в 2000-х гг. в полуразрушенном храме Святителя Николая Чудотворца в селе Савцыно Кашинского района уцелевшая в трапезной фреска Святителя Николая значительно обновилась и очистилась.
Савцыно – одно из крупнейших в прошлом сел Кашинского уезда, сохранившее до наших дней остатки богатой жилой застройки, начиная с середины – 3-й четверти XIX века, и Никольскую церковь (1731–1748) – один из самых значительных барочных памятников в восточных районах Тверской области.
Никольский храм подвергся серьезным переделкам в XIX–XX вв. Действовал до 1950 г., затем закрыт и разорен. В настоящее время усилиями протоиерея Александра Рычкова и прихожан идет восстановление храма и надвратной колокольни.
Храм Николая Чудотворца построен в кашинской вотчине Шереметьевых, по заказу брата знаменитого генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева генерал-лейтенанта Владимира Петровича Шереметьева и (после его кончины в 1737 г.) генерал-майора Алексея Федоровича Шереметьева. Впрочем, и тот и другой в этой вотчине если и бывали, то очень на короткое время. Прошение на имя архиепископа Тверского Феофилакта писал в 1731 г. приказчик вотчины Владимира Шереметьева Никита Иванов Сабаев. К 1737 г. храм, а чуть позже и колокольня в целом были завершены, и дело шло об отделке и освящении приделов. Левый – во имя святого равноапостольного великого князя Владимира был освящен, видимо, еще при жизни ктитора Правый придел – во имя преподобного Василия исповедника, епископа Парийского, в 1750 г., уже при Алексее Федоровиче Шереметьеве.
Надвратная колокольня выпадает из ряда местных памятников как своим расположением, так и архитектурой и объемами. Она не оставила, видимо, никакого следа в местной архитектуре и в ней нужно видеть реплику какого-то столичного здания.
Прототипом савцынской колокольни стал, возможно, родовой храм Владимира Петровича Шереметьева – Никольская церковь в Гнездниках в Москве, которую он построил в 1724–1727 гг. и в которой он был и погребен десятью годами позже. Московский храм не сохранился (разрушен в 1930-х гг.), а фотографий его сохранилось очень мало. Существует фото 1915 г., на котором колокольню можно рассмотреть целиком.
Сравнивая оба храма – кашинский и московский, нетрудно увидеть, что хотя кашинским мастерам пропорции точно соблюсти не удалось, получилось очень близкое сооружение, воспроизводящее асимметричное расположение московской колокольни. В отличие от капитально реконструированной в нижних частях во 2-й половине XIX века и погибшей московской колокольни, савцынская серьезно не перелицовывалась ни разу и сохранила барочный декор, уже утраченный на московском прототипе (в 1870 г.) до времени его фотографирования.
К сожалению, совсем без ремонтов и на ней не обошлось. В начале XX века савцынские колокольня и храм были капитально и варварски отремонтированы. Они были покрыты цементной обмазкой, которая быстро слетела, «потянув» за собой в период, когда она осталась без крыши в 1970–1980-х гг., и хрупкий барочный декор. В колокольне он сравнительно меньше пострадал. Уникальной особенностью ее является ярус звона – собственно восьмерик и главка.
В 1730-х гг. в Кашинском уезде не было белокаменщиков и хороших лепщиков. Поэтому сложный барочный декор, предложенный к исполнению, был вырезан из дерева (дуба) и помещен на верх пилястр (последние, видимо, были частично стесаны в начале XX века). Уникальные резные капители сохранились.
До ремонта 2016–2017 гг. оставалась на месте и главка с крестом, скорее всего, также подлинная. В сентябре-октябре 2017 г. были заменены главки храма и колокольни, установлены новые позолоченные кресты.
Старые кресты оказались простреленными в нескольких местах.
Плоский барочный декор колокольни следует новейшей в тот период архитектурной моде 1740-х гг. Чего нельзя сказать о храме и его архитектуре. Это довольно обычное для своего времени сооружение, одно из самых больших, если не самое большое церковное здание в округе Кашина в свое время.
Сохранились следы срубленных наличников с треугольными сандриками простого рисунка. О декоре восьмерика судить сложнее всего, так как там окна были растесаны, уцелели только широкие опоясывающие лопатки. Карнизы до ремонта были сильно разрушены.
Трапезная переделывалась два раза. Сначала – в 1868 г., а затем еще раз, уже в начале XX века. В этой последней переделке она сохранилась до нашего времени.
Интерьер делится на две части – в старом храме и в трапезной. В храме два придела: во имя святого равноапостольного князя Владимира и священномученника Власия святителя Парийского, в котором проводятся богослужения.
Пространство трапезной типично для конца XIX–XX вв.– четыре пристенные опоры, образующие три нефа.
В старой части храма хорошо сохранился интерьер восьмерика на четверике на полукруглых тромпах с полукруглой апсидой.
Все росписи храма очень поздние (1910-х гг.) и сильно потемнели и потускнели. В 1960-х гг. еще помнили, что они созданы на средства потомков владельцев села Шереметьевых.
В трапезной уцелела фреска Святителя Николая. Со времени начала богослужений в 2000-х гг. фреска значительно обновилась и очистилась.
В основном храме росписи сохранились фрагментарно. «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» – качественная, очень профессиональная живопись.
Наибольший интерес представляют созданные, вероятно, по свежим впечатлениям от кашинских торжеств в 1909 г. восстановления почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской образы ее и святого Михаила Тверского. Они есть в паре на южной стене.
И есть две копии картин И.П. Орлова из Тверского Спасо-Преображенского собора на западной стене «Напутствие князя Михаила Тверского» и «Убиение князя Михаила Тверского».
В трапезной на полу сохранились несколько чугунных плит пола 1819 года.
Савцыно примечательно не только храмом. Уцелела центральная площадь села, на которой прежде проходили большие ярмарки.
В справочнике «Статистико-экономическое исследование грунтовых дорог Тверской губернии» (Тверь, 1911) дается следующая характеристика села:
«Савцыно – довольно крупное базарное село, один из центров уездной торговли.
В селе Савцыне – 25 торгово-промышленных заведений, а именно: мелочных и хлебо-бакалейных лавок – 9, мануфактурных и галантерейных – 2, булочных – 2, колбасных – 2, магазин швейных машин – 1, аптека – 1, аптекарский магазин – 1,трактир с крепкими напитками – 1, чайных лавок – 5, казенная винная лавка – 1.
Базары бывают по средам и продолжаются с 1-го октября по 8-е июля; 6-го августа –годовая ярмарка. Главный предмет скупки – лен… Кроме льна, на базары в с. Савцыно крестьяне привозят рожь, овес, льняное семя, масло коровье, телят, овец, кожи, овчины. Из Бежецкого уезда привозят дрова и лесные материалы; кустари сбывают бондарные изделия, щепяной товар, гончарные изделия, кожаную и валяную обувь.
Вокруг базарной площади были расположены самые богатые дома. Среди них несколько уникальных. Обращает на себя внимание дом за алтарем храма – он вполне сохранился с середины – 3-й четверти XIX века, являясь, видимо, самым старым в селе и одним из самых старых в районе. Он рублен до верха, на самцовых бревнах, с широким выносом кровли, с крупным двором, на местный манер с выездом сбоку.
Сохранился дом священников Носовых конца XIX века и церковно-приходская школа (ок. 1892 г.).
Ремонт храма, ставший для него фактически спасательными работами, ведется с 2005 года. Для разоренного села в отдаленной глуши такое возрождение храма – настоящее чудо.
И хотя ремонт еще продолжается, сделаны очень важные шаги для спасения этого редкостного и превосходного памятника, свидетеля славы и расцвета Кашинской земли. Есть надежда, что качество работ по-прежнему останется на высоком уровне и ремонт будет доведен до конца.
Павел Иванов
Источник: «Тверские своды» http://www.tversvod.ru/page468/
Справка
Павел Сергеевич Иванов, род. в 1976 г., живет в Твери. Окончил философский факультет МГУ (отделение религиоведения). Кандидат философских наук, журналист. С 2002 г. работает в газете «Тверские ведомости».
Сайт «Тверские своды» создан для публикации материалов о судьбах историко-культурного и природного наследия Тверской области, проблемах сохранения наследия, путях их решения.