Библия повествует о том, что в последние время люди будут изнывать – «издыхать» от ожидания бедствий, грядущих на Вселенную (Лк. 21:26). Как в современную эпоху воспитать в себе и своих детях христианскую добродетель мужества (которую иногда называют трезвением), противоположную страху и унынию?
Страх парализует волю, замутняет разум, негативно влияет на психофизическое состояние человека. «Напуган – наполовину разбит», – писал Александр Суворов. Известна притча о Смерти, которая во время чумы забрала половину населения некоего поселка – а остальные его жители умерли от страха.
Если грядущие бедствия, о которых предупреждает Новый Завет – суровая неизбежность, то отношение к ним зависит от нас самих и может быть диаметрально противоположным – от животного страха, вводящего в человека в оцепенение, толкающего на низкие поступки – до спасительной жертвенности и воодушевления.
В 2020 г. петербуржские медики вместе с коллегами из COVID-стационаров со всей страны записали клип на песню «Красная зона», посвященную врачам, погибшим во время пандемии. В ней есть такие слова:
Снова работаем, снова с заботою,
Снова идем – к нашим больным
В красную зону – держать оборону:
День простоим, ночь простоим…
Сутки без роздыха, и нету воздуха,
Давят очки, и рот пересох,
Но мы же знаем с тобой:
Что нам с Небес улыбается Бог.
Предстояние перед Богом, упование на Него и Его благой промысел о каждом человеке, ответственность за дело, которым занимаешься – то, что является основанием христианской добродетели мужества.
Русский старец, Лаврский духовник архимандрит Кирилл (Павлов) вспоминал, как, найдя в разрушенном Сталинграде Евангелие, шел с ним по фронтовым дорогам и – не боялся.
Господь не любит боязливых. Об этом духовном законе говорил в своих проповедях еще один фронтовик – великий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов; 1914–1975), отстоявший монастырь при Хрущеве. Незадолго до кончины он велел изготовить себе гроб и поставить в коридоре, а приходящим объяснял: «Вот моя келья».
В то же время безрассудная смелость, как и безумная трусость одинаково гибельны – об этом писал еще Аристотель. «Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильных страх и думать об опасности, не подчиняясь страху»[1], – отмечает К.Д. Ушинский.
О том, как научиться противостоять страху уже в детстве, рассказывает преподобный Паисий Святогорец. Будучи школьником тогда еще Арсений (имя святого в Крещении) побаивался ходить через кладбище. Вычитав в житиях святых, что для избавления от страха надо почаще бывать там, где страшно, он решил отправиться на кладбище ночью. «Днем, – рассказывал старец, – я приглядел на кладбище одну пустую могилу. Когда стемнело, мое сердце отчаянно забилось, однако я пошел на кладбище и залез в эту могилу. Сначала было страшно, но потом я освоился. Просидев в могиле немало времени, я осмелел, привстал в ней, вылез наружу и стал бродить от одной могилы к другой. Но я старался, чтобы меня не увидели и не приняли за призрак. Именно это и было нужно: сходить на кладбище три раза, просидеть там до поздней ночи – и страх улетучился»[2].
При этом святой Паисий, поборов страх животный, с рассуждением полагал, что собеседование с недобрыми и нечистыми помыслами – дело опасное: «Даже 100 адвокатов, соберись они вместе, не смогут переспорить одного маленького дьяволенка»[3]. Не случайно Евангелие предупреждает: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).
Мужество заключается в умении побеждать собственные страсти, которые начинаются с помыслов. Поэтому в святоотеческой литературе христианскую добродетель мужества иногда называют трезвением.
«Победа в невидимой брани с помыслами и является основой трезвения», – пишет кандидат педагогических наук, игумен Киприан (Ященко). – Когда человек уповает на Бога, в общении с Ним ищет утешения – это добродетель. А если надеется на себя, неизбежно приходит к унынию»[4].
Говоря о воспитании мужества у мальчиков, православный психолог Т.В. Воробьева указывает на то, что уже с трех лет ребенку необходимо говорить о том, что он – будущий защитник семьи и Отечества: «Мальчики должны знать, что они пришли в эту жизнь главенствовать – отвечать за семью, за родителей, служить Отечеству»[5].
Если говорить о воинском духе, то начинать надо с жизненных смыслов: зачем человек живет, во имя чего готов пойти на смерть? Защита Отечества связана со стоянием за Истину, за Христа, и за это Господь обещает блаженство: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»(Мф. 5:11–12). «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).
В семье важно подчеркивать роль отца, его значимость, главенство – не только на словах, но и на деле (уважительным отношением, послушанием).
До юношей необходимо донести, что молодой человек несет ответственность за все, что будет происходить в его отношениях с любимой девушкой. «Юноша должен не испугаться и сказать: «Это мой ребенок, я понесу за него ответ. Я никуда его не отдам. Я не умею ничего, я не знаю ничего, но я своего ребенка убивать не буду»[6], – полагает Т.В. Воробьева.
Девочка, как будущая жена и мать, должна, по мнению Т.В. Воробьевой, учиться терпению, смирению, умению делать все – это укрепит ее в несении семейного креста, которое требует сегодня особого мужества.
На уровне духа добродетель предполагает воцерковление, умение стоять в Истине, различать помыслы, отсекая злые и нечистые, творя добрые мысли и поступки, постепенно приходя к доброму образу жизни. «Грехи, которые мы совершили – есть помыслы, которые мы не отогнали», – считали святые отцы.
Душевный уровень предполагает эмоциональную сбалансированность, уравновешенность, умение держать удар, страдать одухотворенно, не поддаваться инстинктивному страху, уповая на волю Божию по слову псалмопевца Давида: «Возверзи на Господа печаль твою» (Пс. 54:23).
Родителям надо стараться, чтобы в семье не возникало предпосылок для детских невротических депрессий: не было повышенного уровня критики, многочасового сидения детей за компьютерами и телефонами, стрессогенных семейных обстоятельств, прилюдного выяснения отношений между отцом и матерью и т.д. Обеспечив, насколько это возможно, безопасность дошкольников и младших школьников, доброе окружение детей в подростковом возрасте, надо научиться вверять своих чад Богу, также предстоя перед Ним с молитвой.
Третий – телесный уровень – связан с заботой об укреплении тела ребенка, здоровом образе жизни, контроле за нагрузкой в школе и режимом дня.
Противоположная добродетели мужества страсть уныния – лечится «забвением» своего «я», а также многими трудами – физическими и духовными – так, чтобы у человека не оставалось свободного времени потосковать и пофантазировать.
Старец Иоанн (Крестьянкин) советовал не думать о своей боли и не зацикливаться на ней. Универсальное средство переключиться – помочь другому человеку, тому, кому еще хуже, чем тебе (часто таких людей очень и очень много). Добрые дела доставляют человеку небесную радость. Впрочем, подойдет и выполнение собственных домашних обязанностей – например, помыть пол и посуду. Физический труд иногда с успехом заменяют спорт и туризм.
Святой Игнатий (Брянчанинов) перечисляет аскетические средства борьбы с унынием, воспитания добродетели трезвения. Эти средства: «Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве, в слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна, изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из кельи. Воспоминание о вечных благах, желании и ожидание их».[7]
Наш современник протоиерей Андрей Ткачев уныние и депрессию называет болезнями века, отмечая, что родители затачивают детей на гипер-успех, выжимая из них все соки. На младенцев ставят как на гениев и лидеров, и в будущем они обречены унывать – ведь любой человек должен уметь проигрывать. Он обязан выполнять свою работу хорошо, но результат и победа даются от Господа.
Еще К.Д. Ушинский сетовал: «семейное тщеславие» есть отличительная черта русского воспитания. «По большей части, детей не воспитывают, а готовят, чуть ли не с колыбели, к поступлению в то или иное учебное заведение, или к выполнению условных требований того общественного кружка, в котором, по мнению родителей, придется блистать их детям»[8]. Ушинский не одобряет родителей, которые стараются продемонстрировать таланты своих детей в присутствии чужих людей (заставляют их декламировать стихи, петь и говорить по-французски, борясь, таким образом, «с драгоценной стыдливостью детей; как часто раздувают в них самолюбие, тщеславие, зависть, нахальство, кокетство»[9]).
Творческий человек более склонен к падениями, синусоидам в настроении, поэтому детей, по мнению отца Андрея Ткачева, следует учить и рабочим профессиям, ремеслам, это, возможно, снизит градус их страданий во взрослой жизни.
В любом случае родители призваны открыть в ребенке его собственные, Богом данные уникальные таланты и развивать их. Занятие интересным и любимым делом – еще один прекрасный способ избежать уныния – как взрослым, так и детям.
Ольга Каменева
[1]Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том II. – М.: Книга по требованию, 2014. С. 227.
[2]Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/zhitie-startsa-paisija-svjatogortsa/2(дата обращения: 15.09.2019).
[3]Паисий Святогорец. С любовью и болью о современном человеке. Т. 1. – М.: Святая гора, 2010. С. 157.
[4]Киприан (Ященко), игум. Воспитание добродетелей. – М.: Благотворительный фонд «Покров», 2013. С. 188.
[5]Воробьева Т.В. Как воспитывать мальчиков? URL:https://pravoslavie.ru/57817.html(дата обращения: 14.09.2019).
[6]Там же.
[7]Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические опты. Собрание творений. Том I. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2017. – С. 196–197
[8]Константин Ушинский. Моя система воспитания. О нравственности / К.Д. Ушинский; сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой. – М.: АСТ, 2018. С. 280.
[9]Там же. С. 300.