Завершается 2016 г. – Год российского кино. Какими успехами в работе кинематографистов он был ознаменован, что сделано и чего не сделано на этом поприще как со стороны государства, так и мастерами этого жанра искусства? Какие задачи предстоит решить и где можно посмотреть умное, доброе кино? На эти вопросы отвечают режиссеры.
Валерий Ефимович Демин, сценарист, режиссер, член Оргкомитета Творческой лаборатории «Видимое и сокровенное» при СК России
Наше кино до сих пор находится в тяжком кризисе, который заключается даже не в том, что производится мало фильмов, а в том, какого качества и с какой целью они делаются. Отсутствие государственной идеологии сегодня позволяет цвести всем цветам, поэтому процветают в основном сорняки. Культура всегда несла традицию, а когда сад в запустении, он зарастает. Самое печальное, что эти штампы художественного мышления воспроизводятся в поколениях. В основном в кинематографической среде царит желание самовыражаться. Мы надеемся, что наступит время, когда и в кино будет царить православная традиция, взрастившая русскую культуру. Пока смута в русской культуре продолжается и в русском кино. Не создана система, по которой добрые всходы, идущие от сердца художника, были бы достойно поддержаны. К примеру, Фондом кино на тему патриотизма заказывается фильм. Однако если автор выигрывает конкурс, у него отнимаются права на сценарий, и его текст может дорабатывать кто угодно и как угодно. У нас есть сценарии, отмеченные на разных кинофорумах, но на конкурс Фонда кино мы не можем их отдать, чтобы не потерять авторские права.
Необходимо воссоздать сценарную студию, существовавшую в советское время, на которой сценарии готовились бы не из заданных кем-то тем, а из того, что волнует автора. Люди, озабоченные тем, что происходит в стране, пытаются сказать об этом средствами искусства, но оказываются не услышанными. У нас работает перевернутая система производства, принятая на Западе: продюсер задает то, что ему нужно, а кинематографисты должны его обслуживать. Такая система не может породить ничего стоящего. Этим и объясняется то, что сегодня не создано ничего адекватного тому, что было создано в советское время.
Мы с моим соавтором Людмилой Деминой перешли на такой способ производства документальных фильмов: делаем дома черновик монтажа из съемочных материалов, которые накопили за долгую кинематографическую жизнь, дополняем их теми материалами, что находим в интернете, сами записываем черновой звук. Дальнейшая задача остается за студией: вложив средства, завершить фильм. Так удалось продолжить наш документальный кинороман о княгине Марии Тенишевой и закончить киноэскизы еще двух больших лент. Но сегодня сложно даже показать черновой монтаж фильма на студии. Я не говорю уже о том, чтобы прочитали даже премированные на конкурсах сценарии. Сегодня катастрофически не хватает детского кино. Я трижды носил на студию им. М. Горького сценарий детского фильма, получивший на конкурсе Фестиваля «Лучезарный Ангел» главный приз, и трижды этот сценарий терялся, и я не получил никакого ответа. Раньше на каждый наш сценарий присылали три официальных отзыва: известные сценаристы писали «за» и «против», делали свои замечания. Сегодня же мы не получаем даже устных ответов. Поэтому с кино дело обстоит чрезвычайно плохо. И Год российского кино никак не повлиял на то, чтобы в кино произошли положительные изменения.
Наша деятельность связана с творческой лабораторией «Видимое и сокровенное», существующей при Союзе кинематографистов. Вскоре у нас состоится обсуждение некоторых фильмов с преподавателями курса «Основы православной культуры». Также лаборатория получила небольшой грант от Фонда «Православная инициатива» на развитие ее деятельности.
Кино – дело соборное, поэтому оно должно существовать в православной традиции. Наша работа направлена на создание общины кинематографистов, как в свое время были общины иконописные, артельные, колокольные. Нашу творческую лабораторию взял под свою опеку Даниловский монастырь. В его скиту Божией Матери «Всецарица» надеемся обрести что-то вроде Дома творчества для участников лаборатории, где можно будет помолиться, посмотреть фильмы и обсудить их.
Сергей Валентинович Мирошниченко, кинорежиссер-документалист и сценарист, педагог, профессор, Заслуженный деятель искусств и лауреат двух Государственных премий Российской Федерации
Была окончательно завершена большая трилогия о Сочи–2014, которая начиналась с фильма «Философия мягкого пути» о строительстве в Сочи олимпийских объектов и о роли Президента РФ в подготовке Олимпиады. «Дух в движении» – официальный фильм о Паралимпийских играх, в котором я был продюсер, сделанный совместно с моими учениками. И наконец, третий фильм, который был самым сложным, «Кольца мира» – официальный фильм Олимпиады–2014, который мы делали почти три года, и была его успешная премьера в Сочи на «Кинотавре», фильм вышел в прокат. Кроме этого, я испытываю радость, оттого что много успехов было у моих бывших и нынешних студентов. Это и игровая картина Марии Кравченко «Завтрак у папы», лидер летнего проката среди российских фильмов, и картина Михаила Барынина «24 снега», которая с успехом идет сейчас по национальным фестивалям, и работа Евгения Ховаева «Конкурс», которая получила гран-при в Самаре и приз жюри в Выборге, и работы студентов нынешнего курса, Андрея Ананина и Дарины Умновой, которые с успехом выступили на Фестивале документального кино «Флаэртиана». Так что есть удовлетворенность как от педагогической работы, так и от завершенности большого труда, который, думаю, понадобится потомкам как летопись.
К сожалению, мне так и не удалось воссоздать центральную студию документальных фильмов в Москве в том виде, в котором я ее помню, как мощную производственную структуру. Я думаю, что студийность направлена на совершенствование мастерства и всегда давала позитивные результаты. Любое сообщество кинематографистов, объединенное производством, бывает на благо государства, а главное, для радости зрителей. Но еще раз повторяю, к сожалению, этого не произошло. Кроме этого, мы потеряли в России несколько других студий: в Ростове, в Новосибирске, на грани закрытия Свердловская киностудия. Эта тотальная атака на интеллектуальные сообщества в недрах нашей страны приведет к размыванию творческих элит больших мегаполисов, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, ибо кино – это синтетическое искусство, там задействованы журналисты, музыканты, актеры, местная творческая элита. Это меня очень печалит, и считаю, что это и моя неудача, как секретаря Союза кинематографистов, и государственный провал в области культуры и кино. Мне не удалось убедить кинематографическое содружество, что необходимо сократить количество единиц, которые мы делаем, и увеличить бюджет фильмов по грантам Минкультуры. Это тоже, думаю, ведет к тому, что будут производить массу маленьких и не очень хорошего качества фильмов, которые не найдут своего зрителя ни на ТВ, ни на большом экране, да и для хроники будут малопригодны.
Мои задачи – это производство, которое сосредоточено на моей студии. Сейчас в работе три проекта, нужно их сделать максимально качественно. Я должен подвести своих студентов к выполнению курсовых и помочь им в работе над фильмами, которые они будут делать.
Умное кино можно посмотреть на канале 24_DOC, если мы говорим о документальных фильмах, и иногда на канале «Культура». Совсем редко на Первом канале ночью. А так – на фестивалях и в ограниченном прокате, который все-таки несмотря ни на что в России существует. Есть места, где специализируются на документальном кино. Об игровом говорить не могу, это вне моей компетенции.
Валерий Григорьевич Тимощенко, президент Краснодарской киностудии им. Н. Минервина, член правления СК России, председатель правления Краснодарского отделения Союза кинематографистов, лауреат множества кинопремий
Люди сейчас, к сожалению, меньше читают, чем смотрят. Ответственность, которая когда-то полностью ложилась на писателя, сегодня ложится на киношников или на людей слова… Мы в этом году сделали 10 фильмов. Это колоссальный объем для небольшой студии, на которой работает 5–10 человек. Нас не финансирует государство, мы выигрываем гранты, пытаемся находить общий язык с бизнесом, с трудом, но находим деньги. В этом году Ставропольский край заказал Краснодарской киностудии пять фильмов. Фильм «Над степью», сделанный молодыми людьми в рамках проекта Ставропольской киношколы, которую мы придумали и пытаемся делать, пока с большим трудом. Великолепный фильм о казачьей станице на границе с Калмыкией, который получил уже фестивальные призы. Фильм «Потерянный мир» о дореволюционном кино, о екатеринодарском кинематографисте Николае Минервине. Это, поверьте, киноведческое открытие (уже в 1908 г. он снимал восхождение на Эльбрус, переход через Кавказский хребет екатеринодарских и ставропольских гимназистов и преподавателей) – мы нашли в частных коллекциях и впервые публикуем эти бесценные кадры. Телеканал «Культура» заключил с нами договор, надеюсь, в ближайшее время фильм покажут.
В цикле «Русский заповедник» мы сделали фильм «Сербия – опыт любви». Нас, русских, сегодня везде «полоскают», обвиняют со всех сторон. Мы же так устроены, что просто не умеем жить в атмосфере ненависти, пусть и искусственно организованной, нам всегда, а сегодня особенно, необходим любящий взгляд, но при этом очень серьезный, искренний, временами критический. Думаю, что такой же любящий взгляд, к нам обращенный, существует и на Украине. Хотя, впрочем, Украина, Белоруссия – это мы и есть, сам на себя не посмотришь, «лицом к лицу лица не увидать». А сербы – все-таки со стороны смотрят, притом что они братья, православные. Вот мы и решили сделать кино о Сербии и о взгляде сербов на Россию. Сербия – маленький наш образ, икона России. Зеркало, в котором мы можем увидеть и лучше понять себя самих.
Также нами сделан фильм «Лермонтовская сотня» – о М.Ю. Лермонтове, как о командире особой казачьей сотни – своеобразном спецназе того времени.
Мало кто знает об этом. И сейчас завершаем фильм о князе Александре Барятинском – это он в XIX веке остановил Кавказскую войну, пленил имама Шамиля. Но о Шамиле уже сделано несколько фильмов, написаны десятки, если не сотни, книг. О его же победителе – князе Барятинском, человеке, который остановил самую длинную в истории России войну, мы почти ничего не знаем.
Если говорить в целом о российском кино, сегодня обнаруживается сценарный кризис. Может быть, потому, что идеал, как оказалось, находится на Западе. Наши сценаристы уверены подсознательно, что там – самое успешное кино, и пытаются подражать, написать так, чтобы победить где-то на «Оскаре», хотя за этот «Оскар», может, придется на том свете в огне гореть и сковородки лизать.
Если копировать западное кино, победы не будет никогда. Ты навсегда до старости лет останешься учеником, эпигоном. Миру ты будешь интересен только тогда, когда останешься собой, останешься предельно индивидуален.
Многие фильмы, созданные на Краснодарской киностудии им. Н. Минервина, можно посмотреть в архиве телеканала «Культура».
Сергей Леонидович Зайцев, кинорежиссер, директор киностудии «Русский путь», пре¬зи¬дент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», лауреат множества кинопремий
Год кино для нас ничем не отличался от прошлого, позапрошлого, всех предыдущих. У нас была напряженная, насыщенная работа все 11 лет, что существует киностудия «Русский путь». Все это время мы работаем на пределе сил. А текущий год был, в частности, посвящен подготовке юбилейного Международного кинофорума «Русское зарубежье» в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына (дата проведения: 7–14 ноября 2016 г.). Наш кинофестиваль – тематический, и собрать целую программу хороших фильмов о русской эмиграции не так просто.
В этом году мы также провели второй Международный кинофестиваль «Русское зарубежье. Встречи в Новосибирске». Первый состоялся в 2013 г. Оба раза фестивали проводились при поддержке Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви и при личном участии митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Это серьезное просветительское начинание – рассказывать сибирякам о русских изгнанниках, культурном и научном наследии русской эмиграции. И новосибирцы очень хорошо откликнулись. Не знаю, сколько просуществует фестиваль, но пока я не вижу, что эта тема может иссякнуть, настолько много было создано русскими людьми на чужбине, особенно эмигрантами первых волн.
Нашей киностудией «Русский путь» за последние пять лет в цикле «Русские в мировой культуре» создано 17 фильмов о выдающихся русских, внесших значительный вклад в мировое культурное и научное наследие: об изобретателе видеомагнитофона Александре Понятове, создателе хора донских казаков Сергее Жарове…
Сейчас мы работаем над фильмом о замечательном художнике Жане Лебедеве, практически забытом в России. В нашем цикле – фильмы о писателях Евгении Чирикове, Владимире Варшавском, Борисе Зайцеве, общественном деятеле Александре Львовне Толстой – младшей дочери Льва Толстого, создавшей Фонд помощи русским эмигрантам в США.
Все эти фильмы прошли на телеканале «Культура», и их можно посмотреть в архиве телеканала. Они участвовали и были отмечены на многих фестивалях, в том числе на Всероссийском фестивале «Бородинская осень» в Можайске.
Материал подготовила Ирина Ушакова