2018 год объявлен Годом России в Японии и Годом Японии в России. Представляем Российско-японский культурно-просветительский проект «Путь святителя Николая: от Березы до сакуры».
Архиепископ Николай Японский (Иван Дмитриевич Касаткин; 1836–1912) родился в селе Егорье-на-Березе Бельского уезда Смоленской губернии (ныне – деревня Береза Оленинского района Тверской обл.). Окончил Бельское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. Спустя полвека миссионерского подвига в Японии святитель оставил после себя 33 017 православных христиан, 266 церковных общин, 43 священнослужителя, 116 проповедников, 14 учителей церковного пения и причетников. Но что важнее всего – доброе отношение к России в сердцах многих японцев. Любя всем сердцем Японию, архиепископ Николай приложил неимоверные труды для укрепления русского патриотизма: в годы Русско-японской войны, оставаясь со своей японской паствой, святитель создал Общество духовного утешения для русских военнопленных. За свои заслуги при жизни он был отмечен наградами Российского императора. По кончине святителя император Японии прислал на его гроб венок с подписью «Высочайший дар».
После 70-летнего атеистического забвения великий равноапостольный святой стал известен и почитаем в России. Это произошло во многом трудами архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. Протоиерей Владимир Евстигнеев, ныне благочинный города Ржева, протоиерей Артемий Рублев, благочинный церквей Оленинского района, настоятель храма святителя Николая Японского в пос. Мирном, и благочинный Бельского района протоиерей Александр Чайкин многое сделали для почитания архиепископа Николая. Ныне проект получает благословение епископа Ржевского и Торопецкого Адриана, а также протоиерея Леонида Калинина, настоятель храма святого Климента папы Римского в Москве, председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации.
Один из исследователей деятельности святителя Николая Японского – Николай Владимирович Садовский, составитель родословного древа множества именитых людей нашего отечества, в 1998 г. отыскал малую родину великого святого в деревне Береза (рядом с пос. Мирным). Там доныне сохранились остатки кладбища, где покоятся родители архиепископа Николая – дьякон Димитрий и Ксения Касаткины, несколько представителей рода Рачинских, Л.И. Скрыдлов – родной брат адмирала Н.И. Скрыдлова, назначенного после гибели адмирала С.О. Макарова командующим флотом в Тихом океане, а в 1906–1907 гг. командовавшего Черноморским флотом.
Наряду с этими исследованиями начал работать наш Российско-японский культурно-просветительский проект «Путь святителя Николая: от Березы до сакуры», цель которого – изучение японской культуры в России и русской культуры в Японии, перекличка традиций двух народов. Осмысление бережного отношения японцев к своей культуре и традициям, которые они никогда за свою историю не разрушали, нам – пример для подражания. Стержневой фигурой этого проекта стал святитель Николай Японский, его просветительские и миссионерские труды.
Отправившись в Японию как настоятель консульской церкви в Хакодате, будущий святитель семь лет изучал японский язык, отыскивал необходимые для сближения наших культур сходства в них. К примеру, почитание родителей и старших, любовь к природе. Если у японцев принято обожествлять природу, то в православии природа почитается как творение Божие. В обеих культурах это сводится к бережному, а не пользовательскому отношению к природе.
Только изучив японскую культуру, выучив язык, русский миссионер принялся проповедовать православие, а спустя годы им была основана Японская православная миссия. На ее основе уже в середине XX века создана Японская Православная Церковь.
Есть такое понятие, введенное в обиход философской мысли Н.А. Бердяевым и П.Б. Струве, – «серединный уровень культуры». «У этого емкого понятия, – как пишет одна из участников проекта, доктор философских наук Е.Л. Скворцова, – два основных смысла. Первый – культура как мост между высокими сакральными ценностями и смыслами христианства с одной стороны и уровнем человекообразного бескультурья. Здесь происходит воспитание человека, способного воспринять образ Божий, начать восхождение по лествице святости».
Содержанием такого «моста» являются положительные формы трудовой и досуговой активной деятельности, основанные на морали и праве, общие для всех социальных, имущественных и возрастных групп населения: бытовая, производственная, корпоративная культура, общение людей, песни, танцы, музыка, рукоделие, спортивные занятия. Второй смысл «срединной культуры» относится к индивидууму – живой клеточке социокультурного организма. Она должна начинаться с самого раннего детства, постепенно заключая человека в «виртуальный корсет» качеств, необходимых как для общественной, так и личной жизни. В случае конфуцианства это такие базовые качества, как гуманность, долг–ответственность, вера–доверие, знание, истина–искренность, сыновняя почтительность. Аналогичный набор качеств необходимо сформулировать и в рамках нашей культуры. Только на прочном фундаменте срединной культуры возможна успешная проповедь христианской любви.
Святитель Николай опирался на этот культурный уровень, похожий на наш языческий с его дохристианскими ценностями. Он писал, что в своей проповеди православия в Японии он опирался именно на буддизм, по его словам, «самую глубокую языческую религию», и конфуцианство – «самое мудрое моральное учение». Мудрый человек, своим русским крестьянским умом он понимал, что вернее идти не от отрицания, а от приятия.
Святитель Николай Японский стал связующим звеном между выдающимися деятелями культуры, науки, просвещения XIX – начала XX века. Вот имена некоторых из них: профессор Московского университета, основатель народной церковной школы и трезвеннического движения С.А. Рачинский; выдающийся композитор П.И. Чайковский; художник Н.П. Богданов-Бельский; государственный деятель, историк, президент Академии художеств А.Н. Оленин; участник Русско-японской войны адмирал Н.И. Скрыдлов; священномученик Александр Васильев, последний духовник царской семьи; родоначальник самбо – российского национального единоборства – В.С. Ощепков.
Архиепископ Николай Японский в свои редкие приезды в Россию останавливался на подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Москве, присутствовал на открытии памятника А.С. Пушкину, встречался с Ф.М. Достоевским, бывал в Московском университете, в храме Малое Вознесение на Б. Никитской.
Благодаря русскому святителю в Японии при построенном им соборе Воскресения Христова и созданной семинарии была основана переводческая школа, на японский язык переведены русские классики, начиная с Толстого и Достоевского. И сегодня в Японии читают именно классику, в то время как в российских образовательных программах изучение произведений, воспитывающих нравственность в человеке, сокращено до минимума.
За четыре года работы Российско-японского культурно-просветительского проекта объединены потомки и почитатели святого Николая Японского, проведены пять круглых столов: Свято-Тихоновский в Торопце, в храме святителя Николая Японского в Москве, в храме Иннокентия Московского, в храме Малое Вознесение, в рамках Международных Рождественских образовательных чтений в 2017 г.; дважды проведена русско-японская площадка в рамках Зарайского православного фестиваля; учениками воскресной школы пос. Мирного Тверской обл. посажена сакура на родине святителя Николая. Н.В. Садовским совместно с В.И. Котовым составлено родословное древо святителя Николая Японского. Участники нашего проекта регулярно выступают с докладами о деятельности святого равноапостольного Николая на различных церковных, педагогических, японоведческих конференциях и чтениях. Написана концепция Российско-японского культурно-просветительского центра. Разрабатываются паломнические маршруты на малую родину святителя и в Японию.
Проект тесно сотрудничает с Николо-Угрешской православной семинарией и находит духовную поддержку ректора семинарии игумена Иоанна (Рубина). В рамках российско-японского проекта работает клуб «Цветы сакуры» для педагогов.
У всех, кто присоединяется к этому проекту, возникают собственные идеи. В 2017 г. на кладбище деревни Береза, где покоятся родители архиепископа Николая, были восстановлены могильные кресты, уничтоженные в богоборческое время. В год столетия начала гонений на православие это возвращение крестов на родные могилы можно считать первым шагом к возрождению России. Здесь кресты на памятник Леонтию Илларионовичу Скрыдлову и его детям, на памятник Петру Васильевичу и Анастасии Ивановны Полубинским и на один из столбиков ограды кладбища на собственные средства восстановил один из потомков святителя Николая Японского – Борис Заболотский.
Кладбище это появилось в XIX веке рядом с храмом Вознесения Господня. В сборе средств на постройку храма, проезжая по городам России, принимал участие сам отец будущего святителя, диакон Димитрий. В этом храме он и служил, здесь начинал свои первые шаги в православии будущий русский миссионер, просветитель далекой Страны восходящего солнца. Храм этот простоял пустующим до 50-х гг. ХХ века. Его разрушили, чтобы получить кирпич для строящегося рядом завода, хотя кирпича в этих краях производили в те годы вполне достаточно. Разрушение этого храма – часть программы хрущевских гонений на Церковь, которые можно сравнить только с ленинско-троцкистскими. Сейчас на территории кладбища остались котлован храма и несколько могил и пьедесталов от бывшего кладбища.
Борис Заболотский так объясняет свою инициативу восстановления крестов, по сути, сельского кладбища: «Узнав о том, что здесь покоятся и мои предки по линии Касаткиных, в душе у меня возникло желание приехать, поклониться им, появилась забота об этом месте. Люди, здесь лежащие, да и ныне живущие, являются ценностью этого места. К своему стыду, я не сразу обратил внимание на отсутствие крестов на памятниках. А ведь наша вера и надежда на воскресение выражается в крестах как в символах! Нас хотели сделать «Иванами, не помнящими родства». Не своими силами, но обратившись к Богу, мы способны духовно исправляться и тем самым побеждать неправду, восстанавливать разрушенные православные святыни, возвращать в свои души попранную веру наших предков. У нас и у нашей земли есть надежда достойно жить перед Богом».
И для местных жителей восстановление кладбища стало знаковым событием. Они собрались на месте бывшего храма, чтобы помолиться перед иконой святого Николая Японского – дарованного нам на этой земле и под этим небом равноапостольного святого.
Информацию о работе проекта всегда можно прочитать на сайте «Вера и Время». Главный редактор сайта – доктор педагогических наук Т.И. Петракова – является участником российско-японского проекта.
В 2018 г. пройдет Международный фестиваль «Россия–Япония: вместе сквозь века», центром которого станет личность выдающегося ученого, просветителя, миссионера Николая Японского (Касаткина), связавшего своей деятельностью г. Ржев, г. Белый, пос. Оленино Тверской обл., Тверь, Смоленск, Москву, Санкт-Петербург, Иркутск, Владивосток, о. Сахалин, Минск и японские города Токио, Тиба, Хакодате.
Фестиваль «Россия–Япония: вместе сквозь века» – это региональные фестивали на малой родине святителя, в других уголках России, межрегиональный фестиваль-конкурс «Алтарь Отечества», Зарайский православный фестиваль и конференция «Значение малой родины в русском и японском национальном сознании», где примут участие ведущие японоведы и местные краеведы из городов Белый и Нелидово. Инициаторами фестиваля являются участники проекта «От Березы до сакуры». Проект объединяет духовенство, работников культуры, японоведов, педагогов, ученых, дипломатов, студентов, школьников, спортсменов, журналистов, общественность. Опыт этих людей может быть использован в укреплении российско-японских отношений. Все заинтересованные в этом проекте люди могут войти в Оргкомитет фестиваля, стать организаторами и участниками фестиваля и конференции.
В проекте «Путь святителя Николая: от Березы до сакуры» важно и то, что вся многолетняя его деятельность не имеет материальной поддержки и осуществляется трудами подвижников на ниве просвещения. В то же время мы надеемся, что фестиваль станет основанием для создания в Москве российско-японского культурно-просветительского центра. А также паломнического комплекса на малой родине святителя.
Наталия Ерофеева, историк-японовед, координатор проекта «Путь святителя Николая: от Березы до сакуры»
План мероприятий в рамках перекрестного года России и Японии
Организация фестивальных площадок, посвященных духовно-культурным и образовательным связям России и Японии:
• Город Зарайск Московской обл. В рамках ежегодного Международного фестиваля православных народов. Май 2018 г.
• Город Белый Тверской обл. В рамках дня города. Июнь–июль 2018 г.
• Поселок Мирный Тверской обл. В рамках дня поселка. Август 2018 г.
• Поездка российско-японской делегации на родину святителя Николая Японского в деревню Береза Оленинского района Тверской обл. с посещением храма во имя святителя Николая в Мирном и могилы родителей святого в Березе. Май–июнь 2018 г.
• Конференция «Значение малой родины в русском и японском национальном сознании» с участием студентов МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской консерватории, Московского педагогического государственного университета, с изданием сборника докладов. Октябрь 2018 г.
• Презентация проекта «Российско-японский культурно-просветительский центр». Июнь 2018 г.