Особенности подросткового возраста – тема очередной беседы из цикла «От зачатия до гроба» кандидата педагогических наук, руководителя Педагогического кабинета МДА игумена Киприана (Ященко). Как удержать детей от трагических ошибок в период «бури и натиска», не отвращая подростков от Церкви, направляя их энергию в мирное русло?
Уже я маму перерос…
С 11–12 лет начинается период бури и натиска – подростковый возраст – время некоего сумасшествия, когда человек и сам с трудом понимает, что с ним происходит. По мнению психолога Льва Семеновича Выготского (1896–1934), стержнем подросткового периода является отделение повзрослевшего человека от мира детства. При этом подросток еще не готов вступить в мир взрослых, а лишь предпринимает такие попытки.
Почему ребята-подростки, да и девочки, курят? Это атрибут «взрослости». Другие атрибуты – выпить или одеться вызывающе, «по-взрослому».
В России именно в подростковый период человек получает паспорт, становясь как бы самостоятельным гражданином. Возраст уголовной ответственности за тяжкие преступления также начинается с 14 лет. Существуют тюрьмы для подростков – там вчерашние дети отбывают сроки и уже как взрослые несут ответственность за те проступки, грехи, которые совершили.
Представление об отрочестве различается в разных культурах, оно не было однозначным в разные исторические эпохи. Например, в Новой Гвинее подростки начинают взрослую – брачную и трудовую – жизнь, выходя из-под опеки родителей. Во многих африканских племенах, малых народах существуют инициации посвящения во взрослых: мальчишек привязывают за ногу, сбрасывают в какую-нибудь пропасть, они должны не испугаться, куда-то прыгнуть, за что-то зацепиться, после чего им дают «удостоверения» взрослых. У нас эта инициация связана с тем, что подростку, как уже было сказано, вручают в руки паспорт.
Проблемы подросткового возраста вызваны во многом тем, что физиологически человек становится взрослым, но социально и духовно еще не готов к такой жизни. Вот главное противоречие этого периода. Происходит бурное физиологическое развитие, как правило, совпадающее с началом половой зрелости, гормональными изменениями, эмоциональной неустойчивостью. Настроение у ребенка меняется несколько раз в день: то он радуется, то плачет, то злобствует, нападает. В криминалистике есть такой термин: «немотивированная подростковая агрессия», или «немотивированное подростковое преступление». Напали, избили, ограбили, даже убили. И причем, когда самих подростков спрашивают, зачем вы это делали, они не могут ничего сказать.
В этом возрасте возникает половое влечение. Появляется возможность продолжать свой род. Все это вызывает стыд и в то же время любопытство. Часто ребенок, не имея советчика или доверительного собеседника в лице родителей, теряется, не зная, как реагировать на непонятные состояния, влечения, начиная ориентироваться на свою компанию.
Получают дальнейшее развитие рефлексия и самосознание, зародившиеся в дошкольном, в младшем школьном возрасте. Уже появляется понимание других людей. Обостряется интерес к собственной личности. Центральный вопрос подростка – кто я такой? Самоопределение, самопознание у него – почти как у взрослого человека.
Новые авторитеты: сверстники и актеры
В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учеба, в дошкольном – игра, в младенческом – предметно-манипулятивная деятельность (все потрогать, лизнуть, понюхать, открыть и закрыть дверь, шкафчики). Теперь же на первый план выходит общение. Авторитетами являются сверстники или группа сверстников, а также известные личности – музыканты, модели, актеры.
На кинофестивале «Лучезарный Ангел» я встретил одного владыку, который попросил меня подобрать молодого актера, способного поговорить с молодежью, с подростками. «Почему актера?» – удивился я. «Они, – говорит, – других не признают. Единственное, кого они послушают, на кого среагируют, – популярный актер».
Мы действительно подобрали такого актера – молодого, популярного, известного и в то же время – благочестивого христианина – Георгия. Для подростков его личность – более весомый аргумент, чем все наши миссионерские построения.
Бывает, что в подростковом возрасте основная деятельность разворачивается вне школы и вне семьи. Социальные рамки раздвигаются – возникают тусовки, в которых они общаются.
Я как-то гостил у родственников в Сибири, зашел вечером, часов в десять, в магазин, хотел купить продукты для родственников, смотрю – а там подростковая тусовка, ребята, девочка 12–13 лет. На улице холод, –32º, и они собрались в магазине, при этом даже непонятно, что им там делать-то. Но все равно возникает стремление побыть в куче, как-то пообщаться. И я такой тест провел. Взял конфет, таких интересных, мягких, и всем им по конфетке раздал. Они вначале, когда я только зашел, говорят: «О, поп идет!» – одни дружелюбно, а другие не очень. А когда им по конфетке раздал, говорят: «Батюшка, спасибо». И мы стали с ними разговаривать, общаться, и вдруг у них такой отклик возник: «Батюшка, а вы из какого храма?» Я говорю: «Да вот здесь, рядом, приходите завтра». И несколько человек пришло. А я просто внимание, уважение к ним проявил, какую-то любовь – в этой конфетке. Ничего им, собственно, не говорил.
Жемчужины Анапы
Наши студенты проходили практику в Анапе, где самый большой в Европе лагерь на берегу Черного моря – «Жемчужина Анапы», рассчитан на 30 тыс. детей. Мы там храм построили. И вот я только приехал – морем пахнет, тепло. Думаю, пойду на берег, посмотрю, какое море, захотелось взглянуть на горизонт. Подхожу к морю – красота, песчаник – 80 км песчаного пляжа, только в Бразилии есть что-то похожее. И вдруг ко мне ребенок подбегает, подросток лет 12-ти. Говорит: «Батюшка, можно вас попросить? Мы костер поджигаем». Они тоже только заехали, и у них в начале смены костер.
Я беру у них спички, костер зажегся, они – ура! А потом самый смелый подходит и говорит: «Батюшка, благословите сбегать в магазин за бутылочкой вина». Я думаю: «Наглые какие, нет чтобы просто сбегать, а надо обязательно по благословению». Но понимал, что, если сейчас скажу «не благословляю», начнутся разговоры – а почему, а что здесь такого? У них столько вывертов, столько неожиданных предложений. Я немножко замешкался, взмолился: «Господи, как ответить-то?» Причем мальчик у меня спрашивает, а девочка рядом стоит.
«Слушай, а тебя папа и мама в магазин за бутылкой посылают?» – говорю я мальчику. «Нет». Я тогда к девочке обращаюсь: «А тебя родители благословляют вино пить?» – «Нет». – «Ну, видите, ребята, если уж вас родители не благословляют, то я тоже не могу». – «А что ж нам делать-то?»
А по дороге на берег я видел, как у магазина разгружали фуру, привезли очень большое количество лимонада, сортов 30 или 50, я даже удивился. Я и говорю: «Благословляю вас (он еще руку не убрал) бежать сейчас ко входу, там привезли такой классный лимонад, несите каждому по бутылке». Знаете, какая реакция была! Они хором закричали: «Ура, будем пить лимонад!» И побежали за лимонадом.
То есть понятие греха в подростковом возрасте еще не укрепилось, им вообще все равно, что пить – лимонад или вино, лишь бы пить. И поскольку их благословили, как взрослых, попить лимонад, для них этого оказалось достаточно.
Еще раз о блудном сыне
В духовном плане для подростка характерно желание независимости, утверждение себя как взрослого, стремление решать все самому. Это ведет к восстанию против родителей, вообще против авторитета взрослых. Кстати, в подростковом возрасте фиксируется самое большое количество побегов из семьи. Это время блудного сына.
Как вы думаете, почему ребенок бежит из дома? Виноваты ли в этом родители? Почти всегда виноваты. В чем их вина? Они продолжают относиться к сыну или дочери как к маленькому ребенку, а им пора перестраиваться.
Помню, как меня, кажется, восьмиклассника, пригласили мать с отцом на кухню, посадили за стол. Отец достал свою зарплату, мать – свою. Говорят: «Ты у нас уже член нашего семейного совета. Мы хотим с тобой посоветоваться, как потратить деньги». Я был поражен: меня первый раз в жизни спросили, как взрослого, как потратить деньги, которых я вообще-то не зарабатывал. И они спокойно, ничего как бы не заостряя, расписали, сколько надо отдать за квартиру, за питание, какая сумма уйдет на другие первоочередные нужды, наконец, стали думать, на что потратить остальное. Я, помню, хотел, чтобы мне купили велик. А здесь смотрю: у брата ботинки плохие, мама просит костюм, у нее старый износился. Меня спрашивают: какое ты решение примешь? Что нам лучше приобрести? И я, помню, отказался от велосипеда. Если бы на меня давили, я бы, наверное, плакал и настаивал – дайте мне велик и все. А поскольку меня попросили управлять семейным бюджетом, я принял решение не в свою пользу.
Еще помню, как я начал просить отца, чтобы он устроил меня на работу. И он это сделал после 8 класса, и я уже получал зарплату, приносил ее и выкладывал на стол. И в общем как-то уже почувствовал себя взрослым. И у меня действительно были обязанности дома, как у взрослого.
Подростки хотят уничтожить ограничения детства и в то же время часто теряются при встрече с новыми явлениями. Конечно, они взрослыми долго быть не могут. Семья им нужна как убежище, откуда можно уходить в самостоятельную жизнь, но куда можно вернуться в случае беды.
Один благотворитель привел своего сына-подростка Николая. У него была слабость – ночные клубы. Ему 15 лет, он – гитарист, музыкант, голос у него хороший, парень такой мягкий, ласковый, домашний, рисует красиво. Но дружба с определенными ребятами утащила его в ночные клубы. Он в пятницу, в субботу вечером уходит, а утром возвращается. Родители для него уже не авторитеты, повлиять не могут. И вот привели его ко мне как к священнику. Ну а я тоже – какой авторитет? Он и в храм-то особо не ходит. Удалось как-то с ним поговорить, просто по-человечески, как со взрослым. Я говорю: «Ты уже взрослый парень, талантливый, давай с тобой как мужчина с мужчиной поговорим. Посмотри, какие последствия того, что ты делаешь? Мать плачет, отец не спит». И как-то мы с ним разговорились и решили, что он будет дома помогать, что все-таки отцепится от этой тусовки, займется музыкой серьезно. И он нашел себе занятие, вообще, к моему большому удивлению, отошел от ночных клубов, от этой наркотической среды, в которой, наверняка бы погиб.
Запомнилось то, что, когда они с отцом через полгода пришли, Коля вдруг спрашивает: «А можно с вами наедине поговорить?» – «Ну давай, Коль, что?» – «Батюшка, скажите моему папе, что я, конечно, взрослый уже, – а я папу тоже настроил, чтобы разговаривал с ним, как со взрослым, как мужик с мужиком, – но долго-то взрослым я не могу быть, мне хочется и побаловаться, и побегать».
Я папу позвал, говорю: «Вы не перегибайте палку». Действительно, это такая особенность: хоть они из кожи вон лезут, чтобы выглядеть взрослыми, долго оставаться в таком состоянии они не могут. Подросток, как ребенок, способен выкинуть любую шалость, глупость и поступить совершенно необдуманно.
И конечно, несмотря на то, что могут случаться и побеги из дома, дело родителей – всегда быть, как один из святых отцов говорил, причалом, домом, в который можно вернуться. Помните, как в притче о блудном сыне: есть отец, который всегда примет. Вот если эту ниточку прервать, а некоторые родители вгорячах кричат проклятия – чтобы он вообще не приходил, – все может сложиться очень печально. Потому что он может уйти в криминальную среду, оборвать контакты с семьей, и вот тогда действительно начинаются необратимые вещи.
Что бы он ни выкидывал, все равно эта ниточка не должна прерываться.
От энергии пола к творческой энергии
В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. «На почве внешнего умолчания, с одной стороны, и острого внутреннего любопытства к теме пола, с другой стороны, часто возрастает в юной душе жажда раздражения и возбуждения в сфере пола, что чрезвычайно подрывает духовное и нервно-психическое здоровье», – утверждает протоиерей Василий Зеньковский (1881–1962), богослов и педагог.
Я бы вам порекомендовал эту книгу Василия Зеньковского «На пороге зрелости». Автор развивает гениальную идею, внешне фрейдистскую, разделяя половую энергию, связанную с физиологией, и энергию пола. То, что в современной психологии именуется сублимацией, как раз состоит в переходе половой энергии в общую энергию пола. «Парадокс сферы пола среди других функций, – пишет Василий Зеньковский, – в человеке в том и заключается, что полное половое воздержание, то есть решительное отсутствие удовлетворения половой потребности, оказывается, вовсе не разрушает жизни человека, а наоборот, часто является предпосылкой настоящего расцвета высшей творческой жизни в человеке». Эту энергию можно направлять на творческие дела, различные виды физической и творческой деятельности – вот суть подхода Василия Зеньковского.
Я помню, как один батюшка, отец Василий Уткин, делал лагеря для подростков, и мальчиков, и девочек, и у него был такой метод – водить их крестными ходами и походами каждый день с утра до ночи. Под вечер они падали в истощении и уже грешить не могли.
Действительно, эта энергия пола может сублимироваться в различные творческие энергии. «В это время воскипения телесно-духовной жизни, – пишет святитель Феофан Затворник, – все темно над подростком. Вдруг он решит, что Бога нет, и уверен, что в нем нет веры. А то вдруг начнет по привычке молиться. Религиозная сфера как будто вся в скорлупе».
Вверь ребенка Самому Богу!
Как известно, мальчики в подростковом возрасте из воскресных школ уходят. 11–12 лет, а дальше всех смывает, в лучшем случае возникают девичьи воскресные школы и военно-патриотические клубы. При этом подростки склонны искать в храме защиты и утешения, но еагируют на церковные правила как на подавление свободы и очень остро переживают недостаток подлинной любви. Если подростки сохранили привычку приходить к исповеди, то хороший духовник оказывает большое влияние на их духовный рост, так считает педагог русского зарубежья Софья Сергеевна Куломзина (1903–2000).
Расцветает интерес к собственной личности, а вследствие этого эгоцентризм. Святой Паисий Святогорец говорит о том, что родителям подростков надо вести себя спокойно, вмешиваясь в жизнь своих повзрослевших детей только в том случае, если будет происходить что-то серьезное. Не дергать по мелочам. Надо быть осторожным, чтобы ребенок не озлобился и не стряслось чего-нибудь хуже. В этом возрасте преобладает демонстративное поведение, как бы мстительное: «за то, что вы мою свободу ущемляете, я буду мстить демонстрацией своей свободной воли и делать то, что вам не нравится». Нужно общаться с ним с добротой, потому что только этим ему можно помочь, заставив задуматься. Правильно будет, если родители дадут понять своему ребенку, как сильно их огорчает его безобразное поведение. И конечно, надо о нем молиться. Но давить не следует.
Духовник Троице-Сергиевой Лавры старец Кирилл (Павлов) в шутку говорил: «Не дави на грудь, молоко скиснет». То есть нужны очень бережные, мягкие педагогические действия.
Я вспомнил, как современный Афонский старец Анастасий, который недавно к нам приезжал, подружился с молодым человеком. Тот подходит к нему с сигаретами, а старец зажигалку свою достал и зажег. Юноша был очень удивлен – и старца полюбил. А они на языке этого подростка пообщались.
Хотя, бывает, что у некоторых подростков данный период проходит более или менее ровно. Часто это связано с тем, что было до школы. Если там своеволие взбурлило, то здесь оно вообще расцветает пышным цветом.
Естественно, что в подростковом возрасте тревога родителей за детей становится больше. «Эта тревога продолжается до того времени, пока родители не дадут детям образование, не выведут их на путь самостоятельной жизни. Когда дети находятся в этом возрасте, родителям надо сделать все, чтобы им помочь. А что превосходит родительские силы, следует возложить на Всесильного Бога. Если родители вверяют своих детей Богу, то Бог обязан помочь в том, чего нельзя сделать по-человечески».
Святой Паисий много раз об этом пишет:
что ты считаешь себя выше Бога! Вверь ребенка Самому Богу. Молись, и пусть Господь Сам его ведет.
Подростки и Церковь
А вот рекомендация родителям от протоиерея Василия Зеньковского: бывает опасно и даже гибельно для души в период сложной душевной работы, тревожных исканий мятущейся души думать не о том, как войти в эту внутреннюю драму, а заставлять ребенка идти в церковь. Ничего, кроме лицемерия, недоброй враждебности к религиозной жизни это не даст.
– А можно им что-то говорить про Церковь?
– Здесь на самом деле главная задача, чтобы они совсем от Церкви не оторвались. Чтобы какая-то ниточка все-таки соединяла их с храмом. Это целая педагогика, 10 тыс. способов.
Например, в Троице-Сергиевой Лавре сделали военно-патриотический отряд «Пересвет», и все окружающие «бандиты», 100 человек, в этот клуб записались, надели камуфляжную одежду и пришли в храм на службу.
Святой преподобный Иоанн Лествичник говорит:
не смущайтесь тем, в этом возрасте нет другого мотора, как самоутверждение. Пусть это будет гордыня. Но дайте возможность и на этом моторе самоутверждения, гордыни реализоваться человеку.
Еще раз напомню: все искусство педагогики в подростковом возрасте состоит в том, что мы относимся к подростку как к себе равному, как взрослый ко взрослому, но хорошо понимая, что подросток взрослым долго быть не может.
Еще один важный момент: для подростков важно создать условия, в которых ребята смогут открыто говорить о своих проблемах. Для этого возраста характерна замкнутость, сокрытие проблем. С другой стороны, приличия и запугивания не производят особого впечатления.
Подросткам необходимо знать, как христианская вера освещает наше понимание личной жизни человека. Желание подростков стать поскорее самостоятельными дает нам шанс по-новому взглянуть на веру, на проблемы нравственности и отношения с людьми, поговорить с ними о том, какую семью они хотели бы создать, как воспитывать детей. Есть множество «взрослых» проблем, которые можно с ними обсуждать.
При этом в большинстве случаев интерес к собственной жизни, к отношениям со сверстниками гораздо больше, чем интерес к религии. И проблема в том, что они не видят связи одного с другим. Наша задача – наоборот, увязать это.
Вполне приемлемой формой занятий является знакомство с какой-то интересной биографией, в которой поднимаются нравственные коллизии. Важно научить их ставить вопросы о том, во что они верят и чему не верят, почему так происходит и что самое важное в жизни. Как они понимают дружбу, любовь и т.д. В этом возрасте можно начать готовить подростков к христианскому пониманию роли и ответственности человека в обществе. Для этого весьма полезно изучение истории Церкви, жизни первых христиан, проблем в жизни Церкви и общества, в отношениях Церкви и государства.
В этом возрасте девочек хорошо привлекать к домашнему хозяйству, уходу за младшими детьми. Для мальчиков подходит деятельность в спортивных секциях, военно-патриотических клубах, помощь по хозяйству – хотя бы вынести ведро, себя обслужить, полы в комнате помыть.
Семь лет я лично участвовал в реконструкции битвы на Куликовом поле, куда приезжали тысячи подростков со всей страны. Для них это интересно: мы в костюмах реконструировали битву, жили в палатках. Рассказывали им, что перед началом битвы все покаялись, причастились и пошли в бой. И многие там крестились, некоторые впервые исповедовались, причащались.
Поговорить на их языке
Там, где позволяют условия, молодежь можно привлекать к добровольческим движениям, к помощи нуждающимся, инвалидам, старикам.
Или же попытаться научить детей выживать в экстремальных ситуациях, как это делает отец Андрей Воронин из села Ковалево Костромской области. Отец Андрей – выпускник географического факультета МГУ, был полярным исследователем. По просьбе участкового он собрал у себя малолетних преступников, которые держали в страхе весь район, и сделал из них вначале боксеров, а потом экстремалов: они поднимались на Эльбрус, этот подъем был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, спускались в глубокие пещеры.
Помню, как я зашел к ним в первый раз: открываю дверь, а мне шариком залепили в глаз. Все смотрят на мою реакцию, что я буду делать. «Ладно, – говорю, – кто у вас чемпион, с кем мне играть в теннис?» Они выставили парнишку, я его обыграл (а у меня первый разряд по настольному теннису, КМС), показал им всякие вращения, финты. И они прониклись доверием, обняли меня, повели столовую показывать, тренировочную базу свою.
И в этом особенность подростков: с ними необходимо говорить на их языке, что-нибудь сделать лучше, красивее, чем они. И они сразу признают твой авторитет, с ними будет легко общаться.
Краткий итог. Главное новообразование подросткового возраста? Да, желание быть взрослым, утвердиться как взрослый. Кто является авторитетом для этих ребят? Актеры, сверстники, рок-группы. Какие вы помните рекомендации родителям, педагогам?
– Не давить на грудь.
– Да и вообще они чувствуют, когда к ним с любовью относятся, – откликаются на это. В Священном Писании сказано, что только смирением и кротостью можно победить гордыню:
«…Если и впадет человек в некое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового духом кротости» (Гал. 6:1).
– Надо воспитывать родителей.
– Да. Афонский святой Порфирий Кавсокаливит так и говорит, что все проблемы детей – это зеркало родительских проблем. Так что пока родители сами их не разрешат, не покаются, все будет на ребенке отражаться.