О духовно-нравственном воспитании в XIX веке
Воспитание можно определить как целенаправленное, систематическое, организованное воздействие на личность для ее изменения в соответствии с поставленными задачами. Православная педагогика расширяет это понятие, определяя воспитание, как процесс воцерковления личности. При этом воцерковить – значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни цель развития личности и цель спасения человеческой души.
Воспитательная система классических гимназий была четко определена и базировалась в первую очередь на традициях православной педагогики, поэтому в качестве главного института воспитания выступала Православная Церковь. Но при этом православное вероисповедание не было необходимым условием для принятия учеников в гимназии, в них обучались также представители других конфессий, о чем свидетельствуют данные статистики.
В 1824 г. Министерство духовных дел и народного просвещения постановило читать молитвы перед началом и по окончании занятий. Тексты молитв прилагались.
При гимназическом пансионе 1-й мужской гимназии в Рязани была построена церковь во имя Святителя Николая. С начала 70-х гг. XIX в. в гимназии был заведен обычай пения всеми учениками молитвы перед учением и ежедневное чтение Евангелия с последующим пояснением его законоучителем. Совет также установил порядок посещения учениками в праздничные дни литургии либо в церкви гимназического пансиона, либо в церкви Николы Дворянского. На богослужение воспитанники отправлялись из гимназии вместе с классными наставниками. Ученики, не явившиеся без уважительной причины, подвергались взысканиям. Впоследствии педагогический совет сократил этот обычай и предоставил посещение богослужения на усмотрение родителей. Обязательным оно оставалось только для пансионеров и учеников, живущих не у родителей. В пансионерской церкви ученики по назначению законоучителя помогали при богослужении: подавали кадило, выносили свечи, читали кафизмы, часы, апостол и шестопсалмие, пели на клиросе.
Настоятель храма являлся одновременно законоучителем гимназии, это позволяло ученикам иметь возможность обратиться к священнику по любому волнующему их вопросу.
Помимо духовного попечения и воспитания религиозного чувства, необходимы были и некоторые педагогические меры. Поэтому преподаватели на уроках внимательно следили за поведением воспитанников. Уставом 1871 г. был создан институт классных наставников и их помощников, содействующих духовно-нравственному воспитанию учащихся. Они были связующим звеном между детьми, учителями, дирекцией гимназии и родителями. Деятельность классных наставников была двух видов: в гимназии и вне ее стен. С такой работой могли справиться только опытные преподаватели, с любовью относящиеся к воспитанникам. Как значилось в отчете о состоянии гимназии от 1890 г., «…классные наставники, сердечно относясь к ученикам вверенных им классов, со всею строгостью следили за образом жизни учеников, наблюдая по возможности за всеми сторонами ученической жизни как в школе, так и вне ее. Исполняя в точности общие распоряжения Окружного и ближайшего учебного начальства относительно различных мер, направленных к поднятию нравственных сторон воспитанников учебного заведения и к предупреждению различного рода ученических проступков, классные наставники старались вместе с тем влиять на вверенных их наблюдению воспитанников непосредственно своею личностью, вызывая в них полные к себе доверие и искренность во всех случаях школьной жизни».
Педагогический совет также регулярно принимал меры по воздействию на нравственную сторону воспитанников, пытаясь оградить их от вредных влияний, от увлечения дурными привычками и отвлечь от такого образа жизни, который мешает правильному течению учебных занятий. Так, чтобы предупредить неумеренное увлечение гуляньем, наносящее вред успехам, были установлены определенные часы, до которых ученикам дозволялось гулять по улицам города. В августе и сентябре – до 8 часов вечера, с октября по февраль – до 7 часов, в марте, апреле – до 8 часов, в мае – до 9 часов. Относительно разрешения ученикам посещать концерты, танцевальные и иные вечера в частных домах и казенных заведениях, Совет постановил: ввиду невозможности надлежащего надзора, разрешать посещение сказанных вечеров только тем ученикам, которыми будет представлена от их родителей записка с обозначением, что названные ученики будут на вечере с ними и под их непосредственным наблюдением. Ученикам, не представившим такой записки, посещение подобных мероприятий запрещалось. Посещение театра было разрешено только в праздничные дни, в учебные дни лишь в исключительных случаях. Учащимся православного вероисповедания не разрешалось посещать спектакли, цирк, концерты и прочие увеселительные мероприятия накануне воскресных и праздничных дней, за исключением редких случаев по усмотрению начальства.
Все проступки и шалости учеников заносили в специальный кондуитный журнал, там же содержались сведения о наказаниях и взысканиях.
В гимназии обязательно звучала фортепьянная музыка, а гимназический хор был известен в городе. Успевающих учеников по окончании гимназии награждали медалями и книгами, а во время учебы стипендиями.
Гимназия не была школой розог и наказаний, это был институт воспитания, где ученики и педагогический коллектив жили одной семьей. Этот факт подтверждают слова из воспоминаний Славницкого, воспитанника 1-й мужской гимназии: «Три раза в год – перед святками, Пасхой и перед каникулярными экзаменами – происходили цензуры. Собирался в полном составе Совет гимназии и все гимназисты… Тут читался отчет за истекшую треть с анализом успехов и неуспехов каждого ученика… Ни распеканий, ни оскорбительных укоров не допускалось; все носило мягкий семейный характер».
Главным плюсом воспитательной системы гимназий, на наш взгляд, был индивидуальный подход. Классные наставники составляли характеристики каждого ученика, которые помогали при обсуждении поведения или какого-либо проступка гимназистов. Если ученики совершали безнравственный поступок, наказание получали не в равной мере, а в той, в которой каждый был виноват. Эти положения хорошо иллюстрируют выписки из заседаний Педагогических советов, на которых обсуждались самые серьезные проступки учащихся.
Важную роль для воспитательного процесса играло раздельное обучение мальчиков и девочек. Это позволяло руководству гимназии осуществлять правильный надзор за воспитанниками, в соответствии с понятиями о мужском или женском воспитании.
В наше время мы также считаем, что воспитанием девочек должны заниматься педагоги-женщины, а воспитанием мальчиков – педагоги-мужчины. Это условие исполнялось в дореволюционных гимназиях и помогало выстроить наиболее верную и действенную систему воспитательного процесса.
Иеромонах Авель (Усачев)