Святитель Феофан Затворник, другие православные подвижники были уверены: духовное устроение родителей, подвиг их христианской жизни непосредственным образом влияют на становление добродетелей у детей. Предлагаем вниманию читателей беседу преподавателя Родиона Владимирова с родителями школьников православной гимназии в рамках целевой комплексной программы «Лествица добродетелей». Вместе со своими детьми взрослые осваивают первую ступень «Лествицы» – добродетель воздержания.
Мы с вашими детьми начали движение к добродетелям, к Царству Небесному, которое требует постоянной духовной «капельницы». Каждый день должно быть какое-то душеполезное событие, встреча, рассказ, видео для ребенка – чтобы он услышал, увидел, задумался, высказался.
Второй момент – важно найти того, кому можно было бы подражать в становлении добродетелей.
И третье условие – вообще понаблюдать за собой.
Преподобный Паисий Святогорец приводит пример пчелок и мух: пчелы ищут цветочный нектар – хорошее, доброе, а мухи – грязь. И действительно, мы хотели бы разобраться, в чем мы пчелы, а в чем мухи, какие помыслы (добрые или недобрые) доминируют в нашем сердце.
К Афонскому старцу Порфирию Кавсокаливиту как-то пришли родители и начали жаловаться на сына… Кстати, святой Паисий Святогорец говорил, что у Порфирия в голове работает «духовный телевизор»: он мог помолиться о любом человеке, и старцу открывалась вся его жизнь – от рождения до смерти…
И вот родители говорят: «Батюшка, у нас сын отбился от рук, не слушается, учиться не желает». А святой Порфирий отвечает: «Вам надо поисповедоваться в своих грехах, причаститься, и сын у вас исправится». – «Батюшка, вы не понимаете, мы-то каждую субботу, воскресенье ходим в храм. Это у нас сын от рук отбился. Какими педагогическими средствами его можно перевоспитать?» А тот опять: «Вы начните с себя, поисповедуйтесь, пособоруйтесь, причаститесь, очиститесь, покайтесь в своих грехах – и ребенок исправится». Они махнули рукой: батюшка ничего не соображает в педагогике, найдем другого старца. А этот величайший святой нашего времени писал: если родители нарушают духовные законы, согрешают – это неизбежно отражается на детях, которые мучают родителей своим сопротивлением. Это взаимосвязанные сосуды. Если ребенок впадает в какие-то грехи, это всегда зеркало родителей. Болезнь, даже гибель ребенка подчас отражает конфликты между родителями, их несовершенство. И наоборот, чудесные дети, как правило, есть плод благочестивых родителей и благочестивых родительских отношений.
Поэтому когда мы даем задания детям в рамках программы «Лествица добродетелей», то примерно в том же ключе предлагаем совершенствоваться и родителям. Если вы не сдвинетесь, то и дети у вас далеко не уйдут, вы их не отпустите – не сознавая этого.
Я на уроке детям объяснял, что такое добрые помыслы: если вы привыкните мыслить по-доброму, то, какая бы трагедия ни случилась – во всем сможете видеть Промысл Божий, волю Божию, Его педагогическое средство. У Бога вообще нет ничего непоправимого, Он не попускает зла, если из этого не будет никакого добра. И я попросил деток творить о родителях добрые помыслы, а вас, в свою очередь, прошу позитивно думать о своих детях. Это очень тонкое воспитательное действие, которое светская педагогика не знает… Если родная мама о своем ребенке творит добрый помысел, это не значит, что она все покрывает, но она уверена в том, что он может исправиться, покаяться, стать лучше. Это дает человеку ангельские крылья.
Дети на наших занятиях в своих тетрадках наклеили иконки своих Небесных Покровителей – Ксении Блаженной, Преподобного Сергия, Марии Магдалины, святой Екатерины, написали молитвы… Они молятся своим Небесным Покровителям, чтобы те помогали преодолевать трудности. Вам задание такое же.
Поднимите руки, у кого в домашнем иконостасе есть икона вашего Небесного Покровителя? Большинство, хорошо. А у кого из вас в иконостасе есть все Небесные Покровители семьи на одной иконе?
– Нет, такую икону надо заказывать.
– Да, семейную икону надо заказывать – на ней изображаются святые отца, матери, обычно покрупнее, поменьше – святые детей. Оставляют место на тот случай, если в семье рождаются еще дети, потом дорисовывают и их Небесных Покровителей. Это же ваши главные и самые надежные друзья, которые вас точно не подведут! И если вы с ними доверительно будете общаться, молиться им всей семьей, они исполнят все ваши желания. Это – небесное основание вашей земной семейной жизни.
– А святые бабушек, дедушек могут быть на такой иконе?
– Тогда уже будет не семейная, а родовая икона, что тоже очень хорошо…
На Кипре недавно построили храм Всех Русских Святых. И в этом новом соборе во всю стену изображены местный митрополит Исаия, а также благотворитель, который построил храм с женой, сыном и дочерью – существует такая традиция не только на Кипре, но и в Греции, и в Румынии. Люди, которые потрудились на строительстве храма, изображаются в иконописном виде на западной стене. Потом, кто знает, может быть, их Господь к лику святых причислит, так там еще и нимбы дорисуют.
Дома подобную семейную икону, конечно, надо иметь.
В прошлый раз мы с вами говорили об искусстве творить добрые помыслы, о пчелках и мухах. Можете привести примеры, какие добрые помыслы вас посетили?
– Как-то ехали довольно далеко с детьми, причем было очень холодно. И два автобуса, которые были обещаны по расписанию, не пришли. И вот началось: «муха» сердится, раздражается. И единственное, что смогло ее остановить, – мысль о том, что такова воля Божия и что надо потерпеть.
– Добрые помыслы вообще обладают терапевтическим эффектом. Если бы мы, действительно, пребывали в мире, в тишине, в спокойствии, ко всем относились по-доброму, то у нас исчезли бы многие болячки. Тревожность, напряжение имеют социальный эффект: такой человек передает свое состояние окружающим как заразную болезнь. И возникает всеобщее беспокойство.
– А если общаешься с таким тревожным человеком, что надо делать, чтобы «не заразиться»?
– Творите о нем добрые помыслы: «Бедненький, что-то он тревожится». Если один из супругов сохраняет мир, то второй тоже успокоится.
Макарий Великий, когда молился, поднимался над землей, у него было такое блаженное состояние, что он начал вопрошать: «Господи, а есть еще на земле люди, которые такую же благодать испытывают?» И Господь ответил: «Пойди в Александрию, там две жены еще ближе к Богу, еще более благодатно живут, чем ты». Он удивился: я строго пощусь, пребываю в постоянной молитве, чем же эти жены Богу угодили больше меня? Пошел в Александрию, смотрит: у них мужья не самые совершенные, дети бегают, шалят. А они мир источают, они мироносицы – живут в спокойствии, и у них ни одного конфликта не было в семье.
Еще я бы посоветовал вам книжечку «Моника, мать блаженного Августина». Блаженная Моника – пример для всех женщин-христианок (ее икона есть в храме Воскресения Христова на Семеновской в Москве). Ее сын Августин подростком был «оторви и брось», юношей впал в блуд, в манихейство, отошел от Православия. А она все равно сохраняла внутренний мир, творила о нем добрые помыслы, молилась. И материнская молитва «со дна морского подняла». Он стал великим святым, епископом, проповедником, сейчас в России изданы 12 томов его трудов.
Муж блаженной Моники был некрещеный, богоборец, каждый день пил, гулял, пытался подраться. Какая жена это понесет? А она вытерпела: встретит его, как собачка хозяина, уложит… Он просыпается, она ему ничего не высказывает, творит о нем добрые помыслы, молится. И он бросил пить, гулять, принял Крещение и стал настоящим православным человеком, епископом.
Всем нам нужны правильные образцы святости, милосердия, сострадания – добрые примеры из Священного Писания, житийной и художественной литературы, фильмов. Их нужно обсуждать с детьми, объяснять, как можно подражать святым в нашей жизни.
Митрополит Исаия на Кипре возглавляет крупную церковно-общественную организацию по преодолению современных зависимостей – от интернета, наркотиков и алкоголя. Вообще сегодня абсолютное большинство людей находятся в самых разных зависимостях, привязанностях к этому миру, которые нас оскверняют, подпитывают ту или иную страсть. И важно смотреть – откуда это пришло, чем питается та или иная зависимость?
Когда митрополита спросили: «Владыка, а как вы ликвидируете зависимости?» Он ответил: «Здоровым образом жизни в семье». То есть фактически он делает то же самое, что и мы: восстанавливает уклад нормальной православной семьи. Чтобы все было на своих местах, никто никого не перебивал: глава семьи – как настоятель малой церкви, супруга – дьяконица, которая помогает, благословение берет на всякое доброе дело у мужа, дети – приход. Отношения между супругами – главное воспитательное средство в семье. И если муж и жена творят добрые помыслы, сохраняют мир и лад в семье, то и дети будут того же духа.
Второе положение его концепции – чтобы дети занимались тем делом, которое они любят. У него на приходе 300 детей записались в секцию по велосипеду. Из нее выросли чемпионы Кипра по всем возрастам: и девочки, и мальчики. Теперь они уже на Балканах соревнуются. Но дело даже не в чемпионстве, а в том, что он занял их интересным делом. Некоторые увлеклись творчеством, различными видами спорта.
Получилось, что все дети заняты, у них реализуется индивидуальный интерес, и они находятся возле церкви. То есть потихонечку он приводит их к храму. И для этого, конечно, нужны правильные образцы святых, которым мы могли бы подражать.
– Раньше делили дом на две части: женскую и мужскую. И это было особенно важно при воспитании мальчиков. Потому что женщины – как курицы: «он маленький, не трогай его». У мужчин немножко другой подход. Может быть, порезче и пожестче, но, наверное, так и нужно воспитывать мальчиков.
– Приходит муж с работы, вы говорите: вот твой сыночек, Богом данный. Дверь закрываете и уходите на свою «женскую половину». А предварительно говорите мужу, на что следует обратить внимание. Так каждый день, и сын запомнит, что вечером будет «разбор полетов» с отцом.
В одной знакомой мне православной семье растет сын, ему 10 лет. У родителей, как у всех, есть некоторые несовершенства, их проблемы тянутся издалека, вытекают даже не из личных отношений, а из их родословных. А результат такой: мальчик вообще не воспринимает маму. Папа приходит – он с ним в идеальном послушании. Я маме посоветовал вести дневник, где записывать, что и как она с мальчиком делает. Она написала: в нем мама – Василиса Прекрасная, все замечательно. Говорю ей: наверное, все-таки не так уж идеальна твоя педагогика, раз возникли такие отношения с ребенком… Предложил на кухне поставить камеру и посмотреть, как она общается со своим ребенком. Договорились. Муж поехал, купил камеру, поставил. Она на следующий день говорит: «Сними, не позорь меня». Просто восстание подняла дома, чтобы сняли камеру и не записывали то, как она общается с ребенком. И как нам после этого совершенствоваться?
– Но вы говорите, что здесь проблема целого рода, что даже не эта мама виновата…
– Понимаете, если бы она осознала эту проблему на своем уровне и потихонечку начала бы трудиться, то и родовые грехи отошли бы. По крайней мере, такого сильного влияния не оказывали. Покаянием снимается и эта «печать». Но ее надо сознательно исповедовать, собороваться, трудиться, смиряться: да, это моя епитимия за моих пап, мам, бабушек, но и мой личный грех. И для исправления ситуации требуется сильное желание человека.
Святой Паисий говорил, что если бы мы с вами внимательно посмотрели: что мы творим, о чем думаем, какие у нас помыслы возникают, угодные Богу или нет, то мы через три дня начали бы жить святой жизнью. Мы с ребятами совершили паломническую поездку, и уже через неделю их лица светились благодатью. Если отцепиться от всех греховных привязанностей, иметь правильное лекало и поупражняться в добродетельной жизни, ее можно достигнуть довольно быстро. Если, конечно, захотеть.
Суть нашего курса «Лествица добродетелей» в том, чтобы мы выработали навыки духовной жизни. Они могут закрепляться только многократным повторением.
Поэтому интеллектуальная часть сжата, информации будем давать немножко, а основной упор сделаем на практические действия. Прочитать сегодня можно многое, это иногда и вред приносит, потому что человек все «знает», а ничего не умеет.
Я, когда с вашими детьми разговаривал, был удивлен: некоторые из них дают формулировки, как авва Дорофей, Феофан Затворник. Языком они что хочешь наговорят, а практика жизни часто другая. Очень хорошо, что есть дар рассуждения, а дальше должен быть дар практического действия.
Тема сегодняшней нашей встречи – добродетель воздержания. Это первая ступенька в рай и фундамент духовной жизни. Без веры и воздержания дом добродетелей будет построен на песке. Как в Евангелии сказано: «…Всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое»(Мф. 7:26–27).
Чтобы Господь увидел наши серьезные добрые намерения, включился в педагогический процесс, требуется добродетель воздержания. А что такое добродетель воздержания, как вы себя представляете?
– Лишение себя привязанностей.
– Точнее зависимостей. А в основе зависимости всегда лежит удовольствие. Почему зависимость так сильна? Потому что человек испытывает удовольствие, от которого не может отцепиться. Всех ли удовольствий надо себя лишить? Или какие-то могут остаться?
– Все должно быть в меру.
– Мера-то у каждого своя…
– Хорошо, давайте разберемся, насколько мера своя, насколько она церковная и как в ней участвует Бог.
Воздержание – это сдерживание своих желаний, удовольствий, потребностей в рамках необходимого для спасения души или, можно еще сказать, в рамках того, что угодно Богу. Мы вспоминали святого Паисия, который постоянно себя спрашивал: а это полезно для спасения души? Если «да» – я не держу вожжи. А если не угодно Богу? Тогда требуется воздержание.
Великий апостол Павел писал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю» (Рим. 7:14). Оказывается, между нашими хотениями и реальной жизнью лежит пропасть. Управлять собой даже апостолу Павлу было непросто. Взять, к примеру, воздержание в пище. Противоположный воздержанию грех называется чревоугодием, угождением своему чреву, всему нашему телесному естеству. Потребность в пище – это грех или нет?
– Нет, если только не объедаться.
– Если объелись или часто едим – уже грех. А если умеренно – то все в порядке, это добродетель. Один из святых так и говорил: «Грех есть неумеренное употребление добродетели». Что такое мера? У мужчины, у женщины – беременной, кормящей – разные потребности. Каждый может определить свою меру (святые говорили, если после еды ты легко делаешь земной поклон – значит, не объелся).
А как вы думаете, сколько раз обычно по уставу монастыря вкушают пищу насельники обители?
– Два, три раза?
– Один раз. Около полудня или в час дня трапеза и – аминь. Я, когда был светским человеком, приезжал в монастырь, думал: как это они выдерживают? И чем больше живешь в монастыре, тем меньше ешь.
К одному старцу приходят как-то монахи и спрашивают: «Старче, ты сколько раз ешь?» – «Обычно один или два раза в неделю». – «Все время так?» – «Нет, если братья ко мне пришли побеседовать со мной, то мне приходится есть каждый день». Это к нему один раз братья пришли. А к нам сколько раз братья приходят за день? И не братья, а сестры, а есть еще телефонные разговоры. И это часто лишает нас мира, той благодати, которую дает Господь.
Великим постом читается житие Марии Египетской. На сколько дней ушел старец Зосима из монастыря в пустыню?
– На весь пост.
– Да, у них был устав: вся братия обители после Прощеного воскресенья расходилась в пустыню до Пасхи – на 40 дней и на Страстную седмицу. Кто-то с собой брал булочку хлеба, кто-то вообще ничего не брал. И никаких смертельных случаев не зафиксировано. От молитвы была благодать.
В Малоярославце есть Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, мы часто туда совершаем паломничество. Приезжаем Великим постом: на первую седмицу или на последнюю, Страстную, – весь монастырь ничего не вкушает. Все очень гуманно: для больных и желающих в трапезной накрыт стол. Проголодался – пойди покушай. Но почти никого там нет. Там в приюте «Отрада» живут несколько десятков девочек – от крошек дошкольного возраста до девиц, которые учатся в институте (филиал одного из вузов открыт прямо на территории монастыря).
И они тоже не едят. Им даже вкусненькое что-то постоянно предлагают – и фрукты, и овощи. Наши паломники бежали туда покушать, но детей из приюта никогда там не видели. Конечно, это возможно только в монастыре при Великопостной литургии…
Есть такое святоотеческое утверждение: если нам постоянно хочется есть, значит, мы плохо молимся. Мы не получаем благодатную энергию от молитвы.
Есть общецерковная норма поста. В среду, в пятницу мы не едим мясного, не вкушаем животной пищи. Умеренная трапеза – три раза в день. Где начинается грех? Когда мы объедаемся, вкушаем много сладкого, деликатесы или когда часто заглядываем в холодильник, едим бесчинно: трапеза должна быть с молитвой. Это продолжение литургии после литургии, когда мы помолились, сели за стол и уже после молитвенного предстояния пред Богом начинаем вкушать пищу, да еще слушаем какое-то духовное поучение, житие святого. И вместе с пищей в нас это поучение входит в самое сердце. Очень важно во время трапезы не болтать, телевизор не смотреть.
Воздержание касается не только пищи. Оно охватывает всю нашу социальную сферу: общение, знакомства, переговоры в соцсетях и по телефону. Меня как-то спросили: «А как ты поступаешь с «вампирами», которые звонят и долго-долго говорят по телефону, так что невозможно этот разговор прекратить?» А я, например, просто отвечаю: «Слушай, подожди, мне надо отойти…». И больше к телефону не подхожу. Надо какой-то повод найти прервать подобный разговор, подчас затяжной и опасный. Он способен нанести нам травму: мы можем потерять мир в душе, над которым, может быть, трудились целую неделю или месяц.
В то же время у нас должна быть христианская отзывчивость. Когда с нами здороваются – и мы здороваемся. С нами прощаются – и мы прощаемся. К нам обращаются, нас спрашивают – мы отвечаем. Но надо бы иметь некие границы, которые никому не позволительно пересекать. Сопереживать, сочувствовать можно, причем делать это лучше молитвой, добрыми помыслами, которые рану залечат – слова ее могут только разбередить.
В сложных случаях можно читать Иисусову молитву, 90-й псалом, «Богородице Дево, радуйся», 39-й, 69-й псалмы, Ангелу Хранителю, своему Небесному Покровителю помолиться. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пользовался молитвой: «Боже, буди воля Твоя».
Обычно «вампир» – это человек, который находится под воздействием диавола. У нас в храмы приходят экстрасенсы, встают у икон, «энергию качают». Не знаю, как Господь их терпит, но им легче становится.
– А как научиться с такими людьми общаться?
– Надо учиться с ними не общаться.
Мера необходима также в интернет-сидении, в просмотре виртуальных материалов, которые нам чаще всего навязываются и от которых тоже очень легко попасть в зависимость.
Необходимо ограничивать себя даже в полезном, на первый взгляд, общении. Иногда по работе приходится знакомиться в день с пятью–десятью новыми людьми. Это чревато рассеянием ума, новый человек входит в твою душу, какой-то уголок в ней занимает. Невозможно всех в душу принять, надо отдавать себе отчет: стоит ли вам глубоко знакомиться или из вежливости достаточно обменяться несколькими словами.
Следующий момент – воздержание во сне. Отец Иоанн (Крестьянкин) монахам говорил: «Вы должны спать минимум 7 часов, максимум 8. Если будете регулярно недосыпать, нервная система истощится, и вы заболеете». Можно пойти на подвиг, один-два раза поспать 4–6 часов, но если это будет нормой жизни, то ни к чему хорошему не приведет. Нам надо восстанавливаться.
– А если 3–4 дня по 4 часа спать, а потом 12?
– У меня тоже бывают дни, когда спишь мало. Но потом я себе даю день, а бывает, и два – отоспаться, восстановиться. Но если есть возможность постоянно соблюдать режим дня, в один и тот же час ложиться, в один и тот же час вставать, по определенному графику вкушать пищу – надо такого расписания придерживаться, это полезно для души и для тела. Причем святой Паисий был уверен: важно ложиться спать до 12 часов ночи. Что один час сна до полуночи заменяет два часа после. И он старался лечь в 8–9 часов вечера. И у нас братья в Троице-Сергиевой Лавре в это время спят. В 4 часа, а у некоторых в 3 часа ночи – подъем, братские келейные молитвы, молебен, потом литургии. Если они будут ложиться позже – будут хронически не высыпаться.
Кстати, если и светский человек в 4–5 утра встанет, он очень многое успеет сделать утром на свежую голову.
Еще одна есть область для воздержания – в познаниях.
– Горе от ума…
– Нам сегодня навязывают поверхностное многознание, любопытство, любознательность. СМИ сообщают о самых невероятных событиях (крокодил кого-то проглотил, катастрофы произошли, катаклизмы, политики поссорились или помирились и пр.), которые для спасения души не имеют никакого значения. Ученый и богослов Николай Пестов писал о том, что наши знания и еда – примерно одно и то же. Мы объелись, пища не переваривается, нам дурно. То же самое может случиться с информацией, если мы превысили норму. Мы же не беспредельны. В компьютер или телефон определенное количество информации может входить, а дальше – нет, техника не вмещает. Говорят, оперативная память закончилась. Так и у нас, наша память не безгранична.
Многие молятся, чтобы Господь укрепил память. А я иногда молюсь: «Господи, дай мне забыть все то, что мне неполезно». Нельзя забывать о вечном. Добродетели – те свойства, которые требуются и в этой жизни, и в будущей. Вот их точно надо знать, постигать, осваивать на практике.
Многие сегодня в виртуальном мире времени проводят больше, чем в реальном. Это тоже знак нашего времени. В интернете существуют огромные порталы, в которых есть и литургии, и молитвы, и акафисты, и поучения святых. При нашей динамичной жизни можно что-то включить в машине, послушать, когда стоишь в пробках. Сейчас мне глаза уже не позволяют много читать, а слушать такого рода вещи бывает очень полезно. Некоторые на ночь включают Псалтирь: тихонечко, чтобы особо не мешать сну – получается, утром вся Псалтирь «прочитана». Такой «Афонский поклон» – вечером прилегли, а утром встали. Все равно душа слышит, от чего-то она ограждается…
А теперь формулируем домашнее задание.
Первое – нам нужен идеал. Посмотрите, может быть, в вашем окружении есть хоть один человек, которого можно назвать воздержанным, он обладает этой добродетелью. Опишите этого человека, он вам дан Богом для того, чтобы вы ему подражали. Если вы живете в таких тяжелых условиях, что ни одного воздержанного человека на вашем горизонте нет, возьмите святого, вашего Небесного Покровителя. Рассмотрите его жизнь с точки зрения добродетели воздержания.
Второе задание – проанализируйте свою собственную умеренность во всех ипостасях: в еде, в общении, в словах, в одежде, во сне, в пользовании интернетом – пока в «черно-белом» варианте пчелы и мухи. И все, что касается мухи, отнесите батюшке на исповедь.
– Конкретный пример: поздно вечером хотел схватить кусочек сыра, но удержался. Что нужно записать в этой таблице «пчела–муха»?
– Совершил маленький подвиг. Поэтому в табличке так и напишите: «Очень хотелось съесть, но удержался… Пришлось съесть соевого сыра, чтобы не было невроза».
Нам нужна некая фотография вас самих. Лучше честная. Вы можете никому ее не показывать (хотя лучше отнести на исповедь), главное – сами в себе начните разбираться потихонечку: где право, где лево, где главная зависимость, где второстепенная? Все фиксировать и каяться трижды: когда согрешаем и «хватаем» себя за руку, каждый вечер перед иконой и когда идем на исповедь. Молиться и каяться, называть грехи, не смущаться. Перед Господом нам нельзя ничего скрывать. А то враг над нами посмеется.
Божие благословение вам забраться, заползти или запрыгнуть на первую ступеньку Царства Небесного – добродетель воздержания.
Родион Владимиров