История рождественского подарка
Рождество и Новый год сегодня трудно представить без Деда Мороза или его западного аналога Санта Клауса. Откуда же взялся этот знаменитый праздничный персонаж, которого с таким нетерпением ждут дети, неизменно получающие от доброго дедушки сладости и подарки? Многие удивятся тому, что Санта Клаус, который неизбежно ассоциируется в нашем сознании со снегом, метелью, холодным, морозным временем на самом деле всю свою жизнь провел в тех странах, где люди даже не знают, что такое снег, а температура на термометре никогда не бывает со знаком минус. Санта Клаус или – в русском звучании – Святой Николай Чудотворец – родился и вырос на территории современной Турции в середине III века. Родители Николая умерли, когда он был еще ребенком. Мальчик воспитывался у дяди-священника и, достигнув совершеннолетия, решил посвятить свою жизнь служению Богу. Люди, уважавшие Николая за благочестие, доброту и искренность, избрали его епископом Мир Ликийских, которые находятся недалеко от современного небольшого города Кале в Турции. Став епископом, Николай продолжал заботиться о своей пастве: он служил в соборе, с любовью принимал каждого, кто приходил к нему с какой-то скорбью, утешал людей словом и делом.
История рождественского подарка, который Санта Клаус, как известно, оставляет ночью под елкой, берет свое начало от следующей истории. Однажды святой Николай услышал о человеке, который потерял все свои деньги. У него было три дочери, которые уже достигли возраста замужества. Но в те времена, как известно, чтобы выдать девушку замуж, нужно было дать за ней хорошее приданое. Отец был в унынии: он едва мог обеспечить семье скудное пропитание, а о том, чтобы скопить на приличное приданое, не могло быть и речи. Отчаявшись, он решил сделать своих дочерей блудницами и таким сомнительным образом обеспечить их будущее.
Святой Николай принял решение помочь семье. Но из чувства смирения, он не хотел открывать свое участие в судьбе несчастных девушек. В ночь перед тем, как старшая дочь должна была идти на панель, он тихо пробрался к окну дома и бросил через окно мешочек с золотом. Обнаружив золото, отец и дочь упали на колени и возблагодарили Бога за его милость. Золота, которое было в мешочке, с избытком хватило и на пропитание и на достойное приданое.
Но ведь у отца было еще две дочери! Когда настал черед средней дочери торговать своим телом, история с чудесным подарком повторилась. На следующую ночь отец уже с вечера бодрствовал под окном. После полуночи он услышал в темноте тихие шаги. Кто-то подкрался к окну. Через секунду на пол что-то упало. Ощупав предмет, отец понял, что младшая дочь также избавлена от позорной участи. Он выбежал на улицу и успел поймать святого Николая за полу плаща. Отец упал на колени и в приливе благодарности обнял ноги своего благодетеля. Святитель смутился. Он поднял его с земли, благословил и на прощание сказал: «Благодари не меня, а Бога за то, что Он ответил на твои молитвы. И никому не рассказывай обо мне».
И впоследствии святой Николай продолжал помогать людям. Причем всегда старался это делать тайно. Он помнил слова Господа о том, что следует заботиться о небесном сокровище и не искал внимания или благодарности от людей. Когда святитель умер, у людей умерла и надежда на сказку. Но его образ и благой пример был увековечен в народной традиции. Кульминацией памяти о Николае Чудотворце стал рождественский подарок.
На Руси святой Николай был и остается одним из самых почитаемых святых. В народе он прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям старцем. Почитание святителя достигало такого размаха, что в средние века иностранцы, общавшиеся с русскими, называли Николая «русским богом», а в XVI–XVII веках наши предки даже избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения.
На Руси Николай Чудотворец всегда воспринимался одновременно как величественный епископ и простой, добрый святой и скорый помощник. Отношение к этому святому показывает одна из русских легенд. Путешествуя по земле, святые Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему, и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (22 мая и 19 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля).
Что же касается русского Деда Мороза, то он не имеет никакого отношения к святому Николаю. Дед Мороз – это обрядовый фольклорный персонаж, который живет в лесу со своей женой Зимой. Они царствуют на земле с ноября по март. Иногда в очень старых сказках его зовут Дедом Трескуном, иногда Морозкой.
На Западе эволюция образа святого Николая в доброго дедушку Санту происходила постепенно. Примерно в X веке в Кельне в день памяти святого Николая ученикам церковно-приходской школы при местном кафедральном соборе стали раздавать фрукты и выпечку. Вскоре эта традиция переросла стены Кельна. В домах в канун памяти святого стали вешать специально изготовленные башмачки или носки, чтобы Николаю было, куда положить свои подарки.
Поскольку День памяти святого приходится на Рождественский пост, когда Церковь призывает верующих задуматься о своей жизни, святой Николай, заходящий по ночам в дома, не только приносил послушным детям подарки, но и напоминал шалунам о необходимости хорошего поведения.
Европейская Реформация XVI века отменила культ святых. Вместе со святыми исчез и праздник святого Николая. Но, как известно, народные традиции, порой, намертво укореняются в сознании и повседневной практике. Поэтому в протестантских странах Николай Чудотворец преобразился просто в сказочный персонаж, который по-прежнему приносит детям подарки.
В Северную Америку святой Николай попал из Голандии. В 1626 г. несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом Goede Vrove, на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыла в Новый свет. Путешественники купили у индейцев землю и назвали поселок Новым Амстердамом, который со временем был переименован в Нью-Йорк, ставший, по сути, второй столицей США. Фигурку святого с корабля голландцы перенесли на главную площадь.
На голладском имя «святой Николай» звучало как «Синтер Класс», со временем оно преобразилось в «Санта Класс», а чуть позже в «Санта Клаус». Так и стали именовать в Америке, а затем и во всей Европе доброго дедушку, который перед Рождеством разносит по домам подарки.
Впрочем, эволюция Санты на этом не закончилась. В США, где, как известно, любая идея должна приносить прибыль, Санта-Клаус очень скоро стал одним из самых раскрученных брендов. Его путь к вершинам коммерческого успеха, выглядит следующим образом.
В 1804 г. в Нью-Йорке под патронажем святого Николая было основано историческое общество.
В 1809 г. Вашингтон Ирвинг опубликовал сатирическую «Историю города Нью-Йорка», где насмехался над голландским прошлым Нью-Йорка (многие традиции, в том числе и Святой Николай – даритель подарков, пришли в Нью-Йорк из Голландии). Ежегодно в день святого Николая на улицу выносили деревянную статую святого (высокую, в длинной мантии) и пели песню о святом Николае – Занкта Клаусе (по-голландски Sinterklaas).
В 1822г. другой житель Нью-Йорка Клемент Кларк Мур написал серию сказок, где описал, что Санта Клаус прибывает на восьми северных оленях. Клемент Кларк Мур также придумал способ попадания Санта Клауса в дом – через дымоход.
В 1841 г. в Филадельфии некий коммерсант Паркинсон для привлечения в магазин клиентов нанял человека и одел его Санта Клаусом. Первый живой Санта Клаус сидел на крыше дома, где располагался магазин, рядом с дымоходом.
В 1863г. карикатурист Томас Наст изобразил Санта Клауса с огромными бакенбардами и одетым в мех с головы до пят.
В 1869 г. вышли стихи Жоржа Вебстера, где в качестве жилица Санта Клауса указывался Северный полюс.
Немногим позже издатель Луис Пранг распространил в Америке английскую традицию слать друзьям и родственникам на Рождество поздравительные открытки. В 1885 г. он выпустил поздравительную открытку, на которой был нарисован Санта Клаус в красном костюме. С тех пор Санта Клауса все чаще стали рисовать именно в красной мантии, а не в мехах или мантии какого-либо другого цвета.
Вот как описывает Санта Клауса газета «Нью-Йорк Таймс», датированная 1927 г. : «Перед юными жителями Нью-Йорка предстал Санта Клаус: огромного роста, в красной мантии, шапочке и белыми бакенбардами, мешком, полным подарков, красным носом и густыми бровями».
Художник по рекламе фирмы «Кока-кола» Хадон Сандблом начал работать над рекламной кампанией «Санта Клаус тоже пьет Кока-колу» лишь в 1931 г. Кроме бутылки Кока-колы, ничего нового в образ Санта Клауса компания «Кока-кола» не внесла. Она лишь популяризовала его, благодаря своей обширной рекламной кампании.
Евгений Мурзин