О празднике Воздвижения Креста Господня
Праздник Воздвижения Креста Господня отмечается Церковью в память о событии, произошедшем в IV в., когда Крест, послуживший орудием казни Иисуса Христа, был обретен и воздвигнут для народного поклонения.
Обретение Креста
Крест был найден в начале IV в. приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским патриархом Макарием. В ходе раскопок участники поисковых работ обнаружили пещеру Гроба Господня, а неподалеку от нее – три креста. Крест Иисуса Христа был определен тогда, когда больная женщина, на которую их поочередно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения.
После поклонения Честному Древу святая Елена привезла с собой в Константинополь часть Креста и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова. Храм строился около десяти лет и был освящен 13 сентября 335 г. На следующий день, 14/27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В этот же день вспоминается еще одно событие, связанное с Животворящим Древом, – возвращение Креста в Иерусалим из персидского плена. В 614 г. персидский царь Хозрой II в войне против Византии разбил имперское войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Крест Господень. Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610–641), который заключил мир с сыном Хозроя, святыня была возвращена христианам.
С великим торжеством Животворящий Крест, который нес сам император Ираклий в царском венце и порфире, был принесен в Иерусалим, в храм Воскресения. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Шедший рядом с царем патриарх Захария объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
Впоследствии Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Однако большая его часть хранится до сих пор в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения Христова.
Особенности богослужения
Богослужение в честь Воздвижения Креста Господня похоже на службу Крестопоклонной Недели и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.
Накануне вечером совершается всенощное бдение. На малой вечерне, которая в современной приходской практике служится (в сокращенном виде) перед началом всенощной, совершается перенесение Креста с жертвенника на престол.
На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поется «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются.
Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия при пении Трисвятого настоятель выносит крест. Держа Честное Древо на голове, священник, следующий за диаконом, который постоянно кадит Крест, совершает Его вынос через северные врата. Остановившись на амвоне, священник произносит «Премудрость, прости», а затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» несет Крест на середину храма и кладет его на аналой. После этого совершается троекратное пение тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а диакон возглашает сугубую ектенью, за которой следует обычное окончание всенощного бдения и первый час.
На следующий день на литургии вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Крест обычно находится на аналое до дня отдания Воздвижения 4 октября. В этот день в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.
Из проповеди приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова)
Дорогие братия и сестры, совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением нашей искренней и благоговейной веры в распятого Господа. Распятый на Кресте Иисус Христос – наш Спаситель и Бог, Крест – это знамя нашей победы и христианской веры.
Со смирением преклоняем мы колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому. Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня слова Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32).