Афон – монашеская республика, населенная теми, кто поставил Бога в центр своей жизни, – монахами. Сербский старец Фаддей Витовницкий высказывал даже такое парадоксальное предположение, что мирянам, чтобы спастись, достаточно точного исполнения заповедей ветхозаветного Декалога и полного упования на милость Христа, а вот исполнить Евангелие – это уже монашеская мера. Поэтому иногда, по немощи нашей, для мирян могут оказаться так назидательны примеры даже ветхозаветных праведников.
Царский выбор, царская жертва!
Обратимся к Иову Многострадальному, в день памяти коего родился наш святой государь Николай II. В годины скорбей и испытаний он также сумел сохранить верность Богу, всю жизнь искренне почитая и примеряясь участи своего ветхозаветного предтечи.
Наша нынешняя православная цивилизация определяется выбором нашего святого государя: мы призваны к предпочтению Царства Небесного царству земному. А для этого центром нашей жизни должен стать Христос. Откормленный обществом потребления эгоизм должен посторониться, евангельский императив звучит несколько некомфортно: Бога поставь в центр жизни, а не самого себя!
Святые отцы учат, что сейчас, в новозаветные времена, когда все уже открылось, мы должны читать Ветхий Завет сквозь призму Нового. Итак,
«кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее. А кто погубит душу свою ради Меня и вангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:33–9:1),
– говорит Царь царей и Господь господствующих.
Прежде чем вчитаться в страницы Книги Иова, попытаемся разобраться с этими словами уже явившегося в мир Бога. Пришел в образе бедняка, коему главы негде было приклонить (Мф. 8:20), и сказал перед Распятием:
«Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).
А до этого ученикам уже возвестившего:
«Ныне суд миру сему» (Ин. 12:31).
А то ли еще, говорят, будет! Ибо Первое пришествие Христово кроткое – на спасение нам, а Второе будет во славе – на Суд. И он, по учению Церкви, будет Страшным. Именно потому что отверглись любви, все потеряли, обманулись, проиграли вчистую.
Мир сей – Богоубийца. Неужели к нему примкнем? И ради чего: ради собственной шкуры? Да своей жизни, и жизни своей любимейшей царственной семьи, и жизней миллионов лучших русских людей царь Николай ради Христа не пожалел. Царский выбор, царская жертва!
Кого ради губим душу свою?
А теперь посмотрим на свою жизнь, все взвесим и подумаем. Что это значит погубить душу свою ради Христа и Евангелия? Понять это, впрочем, невозможно. Но давайте вчитаемся в первую часть фразы: кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее. А для кого или чего? Не сказано. Да потому что человеку и подсказывать не надо: ради себя любимого! Ради кого же еще? А значит, фразу и надо понимать так: кто сбережет ради себя душу свою, тот погубит ее.
Всю свою жизнь мы работаем над своей душой, вне зависимости от того, правильно или неправильно, умножая душевные силы или расточая их. С самого детства мы обретаем знания, расширяем кругозор, обогащаемся опытом – и пытаемся все это приумножать и, главное, хранить. Мы отождествляем это все с собой, хотя на поверку многие из знаний могут оказаться не более чем информационным хламом, кругозор – соблазнительным, опыт – греховным.
Разве мы не оскорбляем этим «сбереганием души» в мире сем Творца, сотворившего нас для вечности, и не губим себя в веке сем и в будущем? Во осуждение себе мы можем «зарывать в землю» (Мф. 25:15–30) дары и таланты, данные Богом нашей душе, если не приумножаем их и/или поставляем их на службу своим страстям. Точно так же, если приумножаем грехи и, не зарывая их в землю как источники смерти (Рим. 6:23), творим соблазны другим, сами губим душу свою, осуждаемся и теряем ее.
Мы выбрали неправильный центр души. Поставили в центр себя, а «всяк человек ложь» (Пс. 115:2).
Момент истины: все отдать!
Иногда приходится откровенно общаться с людьми состоятельными, которые сумели создать капитал, удачно его сберегают и получают с него проценты. Но в трудные минуты их жизни они говорят одну и ту же фразу: да все бы отдал, только бы… И называются далее, как правило, вещи простые, доступные и тем, кто не имеет за душой ни гроша: здоровье, любовь, жизнь близкого человека, мир и спокойствие души.
Часто в конце жизни человек, удовлетворявший в стяжании материального похоть плоти и гордость (см.: 1 Ин. 2:16), чувствует опустошенность. «О, если бы все начать сначала!» – думает он. Но жизнь, возвращенная и вновь прожитая в угаре страстей, лишь промыслительно угасающих в старости, чтобы дать последний шанс опомниться, не принесет пользы.
Всего-то и надо: потерять душу свою ради Христа. Можно и в старости покаяться, отвергнувшись уже на смертном одре своей души как никчемной. Только вот, по слову святых отцов, тот, кто специально «откладывает» покаяние на старость: «Сейчас погрешу, потом покаюсь», – тот и лишается этой последней спасительной возможности: внезапная гибель или старческое слабоумие нарушат его планы «перехитрить» Творца.
Опять же надо ставить Господа в центр своей жизни, а не свои планы и измышления.
Себя тоже отдать на распятие
Часто бесы запугивают человека чрезмерностью Евангельских заповедей. Но чрезмерность как раз и внушается диаволом, чтобы отвратить от исполнения посильного. Господь не предлагает каждому из нас становиться аскетом, анахоретом, постником до изнеможения. И монашество – это мера не для всех, – говорит Господь. Кто может, да вместит. Но не каждый вмещает слово сие (см.: Мф. 19:11).
Господь даже страдания дает не каждой душе, а только избранным, способным следовать за Ним на Голгофу. Оказаться мы там можем и за собственные грехи, и, если признаем, что
«достойное по грехам нашим приемлем» (Лк. 23:41),
отвергнемся души своей как непотребной, отдадим своего ветхого человека на распятие и возопием ко Господу – спасемся; а если возропщем, опять же цепляясь за свою «драгоценную» душу, – погибнем.
И вновь в центре нашей жизни – Христос! А там, где в центре «я», – смерть.
Как богатеть в Бога?
Если жизнь строится в соответствии с евангельской системой координат, то она радостна! Даже в скорбях сокрыто обетование вечного блаженства (см.: Деян. 14:22). Все споспешествует ко благу любящим Господа (см.: Рим. 8:28). У жизни есть цель, и смысл, и загробная перспектива рая, а не адских мук. Рай начинается здесь, на земле, именно в Боге человек и обретает подлинное, даже чисто человеческое счастье. Просто оно заключается, как это открывается христианину, отнюдь не в накопительстве материального. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). Нужно не в себя, а в Бога богатеть (см.: Лк. 12:21).
А это только и возможно тогда, когда Бог окажется в центре нашей жизни! И Он преобразит все. Помните, как у святого Симеона Столпника от ног отваливались куски сгнившего мяса и, падая на землю, превращались в изумруды. Господь все, даже тяжкое и страшное, обращает в такие сокровища! И чем лютее воюет на праведника враг рода человеческого, тем больше награда. За нее-то монахи на Афоне и подвизаются.
Многим, например, не понятно: зачем все эти посты, бдения… Зачем так изнурять-то себя? Ладно, если болеешь… А вот сейчас и обратимся к Священному Писанию и святым отцам за ответом. Но главное из их ответов усвоить: как все эти наши подвиги и недомогания посвятить Богу, а опять же не себе, на этот раз благочестивому-любимому-бедному-такому?
Крест свой и Крест Христов
Казалось бы, что может быть безжалостнее слов Господа:
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Идти-то – на Голгофу! Неужели эти слова говорит Господь? Он же есть любовь (1 Ин. 4:7). Вот именно поэтому Он, возлюбивший нас до смерти, смерти же крестной (Фил. 2:8), и призывает нас также до конца возлюбить Его. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15:13). А Господь в Евангелии назвал Своих учеников друзьями (Ин. 15:14). А мера нашей дружбы – во взаимности. (Так называется и одна из статей этого номера: «Стяжи друга – Господа». – Ред.)
Святые отцы, конечно, истолковывают эти слова про взятие креста и следование за Господом на Голгофу как меру не для всех, как подвиг монашеский прежде всего, но и каждому христианину так или иначе этот призыв адресован тоже.
Что значит «крест свой»? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, в святоотеческой традиции вместе с тем называется и Крестом Христовым? Cвятитель Игнатий (Брянчанинов) научает: «Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои. Крест свой: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои. Крест свой: греховные недуги или страсти, которые у каждого человека – свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни. Крест Христов – учение Христово. Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в Крест Христов».
А когда преобразиться, мы и начнем богатеть в Бога.
Слава Богу за все!
Вспомним, наконец, Иова Многострадального. Ополчился на него сатана, однако, как свидетельствует Книга Иова, диавол не может подступиться к человеку, не испросив на то разрешения у Господа. А уж Господь-то знает, на что каждый из нас способен, в какую меру может потерпеть! И попускает нам страдать от человеконенавистника лишь для того, чтобы тем большей славой увенчать в Царствии Небесном. Иов был еще ветхозаветным праведником, а потому и награда ему дана в этой жизни как зримое подтверждение его веры: Бог в центре моей жизни, все от Него и все Ему! Иов же и мучился от того, что в ветхозаветные времена именно внешнее материальное благополучие служило неким выражением благословения и благоволения Божия. А в новозаветные времена это не главный критерий. Тем ценнее для нас пример Иова Многострадального: что Господь ни послал, слава Богу!
Роман Сидоровский