О восхождении по «Лествице добродетелей».
Современные школьники младших классов способны жить высокой духовной, по сути святой жизнью. При этом образ и пример взаимоотношения родителей является для детей главным воспитательным средством. Такие выводы сделала группа аналитиков ПСТГУ*, которая провела первую диагностику целевой комплексной программы «Лествица добродетелей».
Воспитательный проект с таким названием реализуется с 2017 г. в Православной гимназии во имя святого благоверного Александра Невского в Нижнем Новгороде под руководством кандидата педагогических наук игумена Киприана (Ященко).
Программа «Лествица добродетелей» направлена на приобщение современных школьников к опыту великих православных святых, на воспитание у детей и взрослых восьми главных христианских добродетелей (воздержания, целомудрия, милосердия, кротости, мужества, нестяжания, смирения, любви). В разработке программы приняли участие руководители гимназии – директор Л.И. Иванова и завуч О.И. Груданова, преподаватели, аспиранты и магистранты Центра дополнительного образования Московской духовной академии (ЦДО МДА), Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Фонда сохранения духовно-нравственного наследия «Покров».
Программа «Лествица добродетелей» нацелена на воспитание духовно-нравственной культуры всех участников проекта: детей, родителей и учителей (ибо, как писал Ушинский, чтобы понять предмет, надо начать его преподавать). Сама нравственная культура, по мнению авторов программы, имеет неземные корни. «Бутон культуры произрастает из зерна религии», – писал отец Павел Флоренский, выдающийся священник и ученый, отец пятерых детей. Поэтому особая роль в воспитании отводится участию детей и родителей в совместной молитве, богослужениях и Церковных Таинствах, православному укладу семьи и школы.
В 2017–2018 учебном году в рамках программы каждый месяц в гимназии был посвящен определенной добродетели: восемь месяцев – восемь добродетелей. О воздержании, целомудрии, милосердии и т.д. говорили на школьных праздниках, уроках Основ православной веры, классных часах, в ходе бесед с духовниками гимназии и игуменом Киприаном (Ященко).
В 2018–2019 учебном году ребятам и родителям в рамках программы был предложен новый важный инструмент рефлексии и самообразования – Дневники добрых помыслов и Дневники семейных бесед. «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя», – писал сербский подвижник Фаддей Витовницкий. Ребята попытались освоить искусство творить добрые помыслы, или Игру в радость, описанную в романе Элинор Портер «Поллианна». Дети учились замечать добрые качества в своих товарищах (образ Божий), акцентировать внимание на добрых событиях (Промысле Божием), фиксировать это в дневниках, а недобрые помыслы исповедовать духовникам и отбрасывать. Подобной практикой в совершенстве владел современный святой Паисий Святогорец, который полагал, что каждый человек должен превратиться в своего рода «фабрику добрых помыслов». По мнению святого Паисия, во всех самых тяжких обстоятельствах родители должны творить добрые помыслы о своих детях – «от этого у них вырастают ангельские крылья».
Дневники не только учат искусству хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать – они оказались важным статистическим инструментом, позволяющим проводить замеры в столь тонких сферах, как внутренние мотивы и побуждения, самооценка поступков, осмысление понятий «хорошо» и «плохо» и т.д.
Особая миссия Дневника семейных бесед связана с его объединяющей ролью: задания дневника содержат задания для всей семьи, их заполнение, по словам родителей, стало прекрасным поводом собраться всем вместе, поговорить на вечные темы, заняться исследованием генеалогического древа, записать воспоминания бабушек и дедушек, просто послушать хорошую музыку.
Дневники добрых помыслов вели все учащиеся гимназии от 1-го до 8-го класса (младшие школьники – вместе с родителями, под руководством классного руководителя, старшие – самостоятельно, причем на проверку дневники сдавали один раз в неделю духовнику гимназии).
Группой ученых под руководством декана факультета статистических наук ПСТГУ, д.э.н., профессора И.П. Рязанцева в начале 2019 г. собрано и проанализировано 313 ученических дневников (163 для 4–8-х классов и 150 дневников для 1–3-х классов). В рамках работы с дневниками ребята ответили на такие вопросы:
1. Какие добродетели даются тебе тяжелее? А какие добродетели – легче?
2. Каким человеком ты хочешь стать?
3. С кого ты берешь пример?
Вот добродетели, которые легче даются ученикам 1–3-х классов: любовь (80%), радование (80,7%) и упование на Бога (77%). Сложными для детей оказались добродетели воздержания (40,7% оценок «плюс» и 54,1% – «минус») и смирения (39,3% оценок «плюс» и 52,6% – «минус»).
Добродетели целомудрия, нестяжания и кротости имеют сравнительно высокие доли пропущенных ответов (около 10%), из чего следует предположение, что детям не всегда понятно значение этих категорий. Кроме того, видимо, определенное непонимание вызвало понятие смирения. В святоотеческой литературе эта добродетель трактуется как пребывание человеком в благодати, награда за благочестие и труд: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Пет. 5:5). Святой Паисий пишет о том, что любовь и смирение – это добродетели-сестры, которые не ходят одна без другой (у младших школьников получилось наоборот). Назвав «легкой» любовь и «тяжелым» смирение, ребята, возможно, ассоциируют благодать именно с добродетелями радости и любви.
Среди ответов учеников 4–8-х классов также заметно преобладание положительных оценок добродетелям любви (69,4%), упования на Бога (67,3%) и радования (72,1%). Отрицательно ребята оценили смирение (56,5% оценок «минус» и 37,4% – «плюс»). Больше половины оценок «минус» было дано добродетели кротости (51,7% отрицательных при 40,8% положительных).
На рисунке показано, какие добродетели для школьников всех возрастных групп являются условно «легкими» (в распределении больше положительных оценок), а какие добродетели «тяжелыми» (больше отрицательных оценок).
Интересно, что добродетель целомудрия является «легкой» для школьников 1–3-х классов и «тяжелой» для школьников 4–8-х классов.
Таким образом, скорее «легкими» для детей являются высшие духовные добродетели: любовь, радость, упование на Бога. Можно сказать, что ребята православной гимназии в большинстве своем живут по завету апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18).
В этой связи руководство гимназии решило расширить со-творчество преподавателей и детей и организовать в 2019 г.: серию «детских» проектов, посвященных добродетелям; дни самоуправления; показ самодеятельных фильмов для международного детского фестиваля кинопритч «Мы сами снимаем кино». Учителям-предметникам предложено разработать уроки добродетелей, интегрировав в них материал школьной программы.
Во втором вопросе – «Каким человеком ты хочешь стать?» – детям предлагалось выбрать три качества, которыми они бы хотели обладать. Предложенные в списке достоинства условно соответствовали двум категориям: ценности христианские и мирские. При этом значительная часть ценностей может быть отнесена к обеим категориям. Предпочтительное качество у детей 1–3-х классов – любовь к Богу (45,9%).
Каждый третий ребенок отмечал, что хотел бы обладать смелостью (31,9%), умом, сообразительностью (31,1%) и умением ограничивать себя (27,4%).
Ученики 4–8-х классов наиболее часто отмечали качество сила, выносливость (39,1%). Каждый третий выбирал любовь к Богу (28,5%). Так же часто дети отмечали ум, сообразительность (27,8%) и уверенность в себе (25,2%).
Таким образом, наиболее значимое различие наблюдается в выборе качества любовь к Богу – дети младших классов на 17,4% чаще отмечали это качество. Значительная разница наблюдается в частоте выбора качества сила, выносливость (разница 14,7%) и качества милосердие, сострадание (разница 12,5%). Чаще, чем младшие дети, старшие ученики отмечали уверенность в себе, умение прощать, терпение и упорство.
На рисунке показаны не только первые по частоте выбора 10 качеств, но также схематично отображены изменения в частоте выбора, прослеживаемые между двумя возрастными группами.
В целом дети ориентированы на христианские ценности, однако они не оторваны от контекста современного мира и, взрослея, тянутся к прагматичным, полезным в земном смысле качествам.
Вопрос «С кого ты берешь пример?» задавался в открытой форме (ребенку необходимо было самому написать – кто является для него примером).
В топ-5 самых частых ответов для детей 1–3-х классов вошли: родители, друзья и сверстники, бабушки и дедушки, сестры и братья, учителя. Следовательно, ребенок в первую очередь берет пример с членов своей семьи. Здесь закладывается основа его мировоззрения, здесь он усваивает модели поведения, которые затем видоизменяются (но не до конца) при столкновении с социумом.
Далее по частоте следует группа ответов друзья, сверстники.
Для учеников 4–8-х классов наиболее распространенные ответы соответствуют практически тем же категориям.
Наиболее часто встречались ответы из категорий родители (53,7%) и друзья, сверстники (28,5%). Далее идут учителя (11,4%), и здесь заметно, насколько выше частота таких ответов у учеников старшего звена по сравнению с младшими школьниками (7,4%).
Значительно отличается по возрастным группам частота ответов персонажи, известные личности (8,1% у старших при 0,7% у младших детей). Чаще всего упоминались персонажи книг или фильмов, иногда публичные личности («Владимир Путин», «Евгений Плющенко»). Среди персонажей чаще всего встречалась Поллианна, героиня одноименной книги Элинор Портер, – эту книгу детям дали в качестве домашнего задания перед заполнением дневников.
Три человека из старших классов ответили, что ни с кого не берут пример. Один ученик написал: «Я сам себе пример».
Таким образом, для ребенка наиболее важным является пример, мнение, влияние представителей двух референтных групп: семьи (в первую очередь родителей) и сверстников.
По мнению организатора проекта игумена Киприана (Ященко), сегодня важно предпринять усилия для того, чтобы образами для подражания детей стали также святые подвижники – такие как святой Паисий Святогорец, другие праведники настоящего и прошлого, которые могут стать добрыми друзьями детей и повести их к святой жизни.
В семье, где особенно важен пример родителей, необходимо выявить родовые добродетели – изучить и продолжить положительный семейный опыт и – напротив – пресечь родовые страсти. На это нацелены: работа с Дневником семейных бесед, запланированный в рамках программы семейный парад «Бессмертный род», и другие мероприятия, направленные на укрепление семейных ценностей и самой семьи, переживающей кризис во всем мире.
Ольга Каменева, Мария Сафронова