Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию материал, где приводится мнение священников о духовных причинах алкоголизма, рассказывается о практике трезвения через воцерковление на примере опыта «апостола трезвости» С.А. Рачинского и о современных Семейных клубах трезвости.

Настоящей алкогольной войной против нашего народа можно назвать повсеместное винопитие тысяч русских людей, лишённых социальной поддержки и идеологических ориентиров, которые должны быть заложены в основу государственной политики. Ежегодно в России по причинам, связанным с алкоголем, погибает 351,7 тыс. мужчин и 135,1 тыс. женщин, некоторые исследователи уверенны, что эта цифра достигает миллиона. Но действительно ли причина алкоголизма коренится в материальных, социальных, идеологических нестроениях или генетических предрасположенностях? Ведь даже за двадцать лет относительно мирной и благополучной советской жизни в 1960–1980 гг., когда у нас выросли все социально значимые показатели жизни, рост алкопотребления почти в 4 раза привёл к увеличению смертности и сокращению продолжительности жизни, особенно мужчин. Значит, причина алкогольной и иных зависимостей кроется в другом. А именно – в духовом мире человека.

Особенно на примере молодёжи можно проследить, как винопитие занимает место личной, общественной и главное – духовной жизни, о которой, к сожалению, не говорится в школе и мало упоминается в семье. А меж тем, по данным Всемирной организации здравоохранения, когда в стране приходится более 8 литров чистого алкоголя на душу населения в год, начинается угасание этноса. В России выпивается, по разным данным, от 14 до 18 литров.

Самой скорой помощью в этой беде снова, как сотни лет назад, явилась Русская Православная Церковь: опыт трезвеннического движения XIX в., научная деятельность священников – врачей, таких, как протоиерей Алексей Бабурин, создание православных общин в сёлах, как например приход протоиерея Виктора Салтыкова в Ивановской области, и, наконец, горячее обращение к Церкви самого народа, простая материнская молитва, которая и не забывалась во время нашего отступления от Церкви в советской будничности.

Использование опыта трезвеннического движения педагога-подвижника С.А. Рачинского

Большим подспорьем в современном возрождении трезвеннического движения стал опыт педагога-подвижника С.А. Рачинского. 5 июля 1882 г. в Татеве (ныне Оленинский р-н Тверской обл.) им было создано Общество трезвости. Все желающие отказаться от губительной привычки в этот день – день памяти преподобного Сергия Радонежского – участвовали в молебне святому и просили его помощи, чтобы преодолеть свой недуг. Тогда же, в 1882 г., обязательство не употреблять спиртного подписали 92 человека, первый из них Сергей Рачинский. Члены общества давали обещание Богу, и церковь своими обрядами их в этом поддерживала. Сотни людей смогли поправить свою жизнь, вступив в Общество трезвости. К 1890 г. в татевском Обществе состояло 667 человек, некоторые из них – из дальних мест – присоединились заочно. В селе Пречистое Духовищенского уезда обет трезвости дали 250 человек, в селе Дровине Гжатского уезда в Общество трезвости вступило 700 человек. В Историко-статистическом описании церквей Смоленской епархии за 1915 г., если посмотреть историю только одной церкви во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского, в селе Дунаево Бельского уезда, можно встретить такую характеристику: «…Крестьяне отличаются религиозностью и доброй нравственностью. В селе Общество трезвости, состоящее из 136 членов». А на фото, где запечатлены члены Общества трезвости деревни Демидово Бельского уезда, мы можем увидеть добротно одетых крестьян наряду с помещиками, учителями и священниками. Лица этих людей разных сословий – единых под сенью церкви – выдают их «добрую нравственность».

По примеру созданного Рачинским татевского Общества трезвости во многих городах и сёлах, на фабриках и заводах возникли такие же общества. «Трезвенники, – писал В.Г. Георгиевский в своем некрологе о Рачинском, – стали исчисляться десятками тысяч».

К концу XIX в. это Общество насчитывало более тысячи человек. К профессору Рачинскому были обращены тысячи писем со всей России, в которых люди разных сословий просили его поделиться опытом организации Обществ трезвости. К 1913 г. существовало более двух тысяч таких Обществ, в которых состояло около полумиллиона человек (!). Сегодня уже нет этих сёл, церквей, Обществ, нет собранности и соборности крестьянского мира. И как, в нашей городской разобщённости, не имея той обширной благодатной почвы сельских приходов, собрать и поддержать людей, нуждающихся в помощи?

Методика, применяемая профессором С.А. Рачинским в Обществе трезвости, заключалась единственно в церковной жизни общинников: осмысленном и добровольном принятии обета трезвости, посещении церковных служб, домашней молитве, посещении воскресных чтений, которые вели священники и учителя татевской и окрестных школ.

Слава Богу, что и ныне Общества трезвости собирают и спасают пусть не тысячи, но сотни людей в России. Благо тому священнику, в чьём приходе появляются ещё и нарколог, психолог, соцработник, которые понимают значение Церкви и могут оказать профессиональную помощь людям, столкнувшимся с бедой алкоголизма или наркомании. И, наоборот, грустно бывает, когда необоснованно возникают претензии к батюшке со стороны врачей, утверждающих, что алкоголиков должен лечить исключительно нарколог. Следует знать, что ни один священник, на приходе которого существует Общество трезвости, не лечит алкогольную зависимость, а лишь воцерковляет людей.

Природа алкоголизма.

Церковная помощь людям, страдающим от алкогольной и наркозависимости, на поверку остаётся единственно целительной для тела, души и духа – нераздельного триединства человеческого существа.

Иеромонах Иринарх (Левинтович) – начальник подворья Архангельского Казанского мужского монастыря Шуйской епархии, физик по первому образованию, убеждён, что алкоголизм – это греховная страсть, а не химическая болезнь, как это определяют сторонники медико-биологического подхода, укореняя материалистический взгляд на проблему.

«Природа присущей всем алкозависимым тяги к алкоголю, а также ряда других симптомов, которые в принципе не могут быть достоверно объяснены в рамках материалистического учения: навязчивых мыслей о приёме алкоголя и компульсивного (непреодолимого физического) влечения к нему, алкогольного похмелья (синдрома отмены алкоголя), склонности к суициду, алкогольных излияний или кошмаров в сонных видениях, раздвоения личности, биолокации на алкоголь, наконец, алкогольной эпилепсии, белой горячки и других алкогольных психозов есть высшие степени беснования», – говорит отец Иринарх, имеющий огромный опыт церковной работы с людьми, попавшими в зависимость от алкоголя и наркотиков.

В своём докладе на Татевских чтениях в мае 2014 г. он привёл такие доказательства духовной природы алкоголизма: «Человек, из которого выходит дух пьянства, с этого же мгновения чувствует освобождение от рабства соответствующей страсти: исчезает непреодолимая тяга к предмету этой страсти, человек приобретает утерянную им свободу выбора. Это позволяет ему усилием воли отказаться от предмета вожделения, который в первое время может еще вызывать сочувствие, а иногда – сразу же равнодушие или даже отвращение. При этом в крови и во всем организме ещё весьма долго могут оставаться алкоголь, послуживший опосредованной причиной формирования страсти. Мало того, если такой человек не по страсти, а по какой-либо необходимости примет достаточно большую долю алкоголя (в лекарственном препарате, в Таинствах венчания или Причастия, при потреблении Св. Тайн священником или диаконом), тяга к нему не появляется, что противоречит теории “химической болезни”. И наоборот, хорошо известно, что очищение крови от алкоголя не приводит к снятию тяги к нему».

Семейные клубы трезвости

Сегодня мы приходим к выводу, что наука не может развиваться на благо человека без духовной составляющей. В идеале Церковь и медицина должны идти рука об руку. И всегда отрадно, когда есть тому практические примеры.

По всему миру существует 20 тысяч Семейных клубов трезвости, 19 из них находятся в России: 12 – в Москве, несколько – в Подмосковье и других областях и краях России.

На базе храма Всех Святых на Соколе создан и эффективно действует Координационный Центр по противодействию алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства, методологически опирающийся на опыт работы семейных клубов трезвости. Работу всех клубов координирует протоиерей Алексей Бабурин – клирик московского храма Ризоположения на Донской улице, председатель Совета Межрегионального общественного Движения в поддержку семейных клубов трезвости, врач психиатр, член Исполкома Всероссийского общества православных врачей, член церковно-общественного совета по биомедицинской этике, член правления Общества «Лосевские беседы», старший научный сотрудник Научного Центра психологического здоровья РАМН.

Отец Алексей, в достаточной мере ознакомившийся с такими американскими реабилитационными методиками, как сообщества «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы», работающие по программе «12 шагов» и другими, предпочёл метод сербского учёного. С 1992 г. протоиерей Алексей Бабурин использует социально-экологический подход сербского психотерапевта Владимира Худолина (2.05.1922−26.12.1996), который в своё время был профессором кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии медицинского факультета Загребского университета, директором университетской психо-неврологической и наркологической клиники больницы «Сестры милосердия» в Загребе, президентом Всемирной социально-психиатрической ассоциации. Владимир Худолин c середины 60-х гг. прошлого века начал развивать социально-экологическую теорию алкоголизма, согласно которой проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков, правильнее рассматривать как тип отклоняющегося поведения, стиль или образ жизни. Отец Алексей часто говорит: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

В основу реабилитации и ресоциализации (повторной социализации) по Худолину, его терапии социальной средой легла идея взаимопомощи. В 1964 г. в Загребе он создал первый Клуб лечащихся алкоголиков, и к 1979 г. на Балканах их было уже более 2000. Результаты поразительны: среди членов Клубов около 60% имеют стойкую длительную ремиссию.

В конце XX в. несколько русских учёных пришли к подтверждению феномена одержимости человека, злоупотребляющего спиртными напитками. И здесь отец Алексей напоминает евангельскую притчу об исцелении бесноватого. Он объясняет это с точки зрения науки, как врач: «Систематическая алкоголизация приводит к изменениям личности по типу двойной идентичности, наряду с нормативным наличным «Я» появляется алкогольная идентичность. Из этого следует, что основной мишенью во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий должен быть не синдром патологического влечения, а личность страждущего и его окружение. Соответственно, лечебно-реабилитационная и профилактическая помощь при алкоголизме и ассоциированных с ним проблемах должна строиться на основе системного или социально-экологического подхода». Отец Алексий проводит с клубниками культурно-просветительские вечера, религиозно-философские беседы и много времени уделяет толкованию Евангелия.

Летний-фестиваль-семьи,-спорта-и-трезвости.-7-июня-2015-года,-село-Ромашково-Одинцовского-района-Московской-области-(1)

Летний фестиваль семьи, спорта и трезвости. 7 июня 2015 года, село Ромашково Одинцовского района Московской области

 

В Семейных клубах трезвости еженедельно получают помощь от 40 до 60 человек. Это и психологическая поддержка зависимого человека, и медицинская помощь, и совет священника, и помощь социальной службы, и, что ещё немаловажно – общение с людьми, попавшими в такую же непростую жизненную ситуацию. Здесь можно наблюдать, как синхронно могут работать священник, психолог, психиатр, нарколог. Определёнными вопросами занимается юрист. Есть даже специалист, который занимается изучением истории трезвеннического движения, – это кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании Северного викариатства Москвы, ведущий Семейного клуба трезвости Гусев Георгий Витальевич. Также большая роль отводится общественной работе. Поэтому естественным стало проведение всероссийских встреч Семейных клубов трезвости на международных фестивалях в селе Татево Оленинского района Тверской области – на родине «Апостола трезвости» Сергея Рачинского.

Цель работы семейных клубов – помочь человеку стать не только трезвым, но и социальным. Из тех людей, которые в течение года раз в неделю посещают встречи в Семейных клубах трезвости, 70% приходят к устойчивой ремиссии – состоянию без употребления алкоголя и наркотиков.

Клубы трезвости сотрудничают с ведущими научными медицинскими учреждениями. Ведущие психиатры из Научного центра психического здоровья (НЦПЗ) РАМН оказывают специальную помощь людям с религиозным мировоззрением. Московский научный практический центр наркологии (МНПЦН) помогает консультациями своих специалистов.

В своей работе Семейные клубы трезвости сотрудничают с духовенством и специалистами, отвечающими за противодействие алкоголизму и наркомании в Русской Православной Церкви: епископ Алапаевский Мефодий (Кондратьев) – член Общественного совета при ФСКН России, представитель Русской Православной Церкви в Межведомственной антинаркотической рабочей группе Коллегии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе; Валерий Константинович Доронкин – руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

В семейном клубе трезвости важна ориентация на семью как малую Церковь. И действительно, человек зачастую спасается своим отношением к близким – любовью и заботой. Так, за зависимых людей молятся их родственники и друзья. И близкие люди порой дают Обет трезвости, прося у Бога исцеления для своего родственника, страдающего алкогольной или наркозависимостью. Есть в клубе люди, которые просто находят утешение в тяготах, причиняемых им близкими – пьяницами и наркоманами. А есть много семей, которые воссоединились именно после усердных молитв и попечения о страждущем, допустим, одного из супругов. И тут налицо – особенно для молодёжи – польза от работы Клубов трезвости.

Жизнь общинников или клубников полна трудов. Как всегда водилось на Руси, здесь приходят на помощь «всем миром» в любом бытовом, общественном, семейном затруднении. И для творчества у общинников всегда находится время: люди разных возрастов часто собираются на чаепития, «трезвый шашлык», ставят спектакли, поют песни, выезжают на лыжные прогулки.

А как отраден личный опыт приобщения к благому делу, личное покаяние человека, который осознал своё заблуждение, поборол в себе пагубу, стремится выправить жизненный путь и увести от беды своего ближнего. Никита Вятчанин – в прошлом страждущий более чем с десятилетним стажем, а ныне хороший журналист, исполнитель авторской песни, создатель клипов против абортов – написал брошюру о своём пути к трезвости через Семейные клубы. Дай Бог всем нам такое чувство покаяния, какое испытывает автор этого небольшого документального рассказа: «…На этом споткнулся и поломался не один человек. Ваш покорный слуга молитвами близких устоял, и стал воспринимать свой отказ от алкоголя не как собственный подвиг, а как дар, который был приобретён через “безвольных алкоголиков” и который надо беречь, за который надо до конца своих дней благодарить Бога».

Один из Семейных клубов трезвости создан как раз в Татеве Оленинского района Тверской области – на родине «Апостола трезвости». Воссоздатель этого Общества (клуба) трезвости – протоиерей Владимир Евстигнеев – с 1996 г. до октября 2014 г. – настоятель районного оленинского храма Новомучеников и Исповедников Российских и ещё двух сельских храмов, в том числе и Троицкого – в усадьбе Рачинских. Отец Владимир не понаслышке знает о жизни на селе. Поэтому, следуя примеру Рачинского, первым дал обет трезвости, организовывая общество. А там уже дело хозяйское: идти за священником или нет. И многие пошли.

Отрадно было видеть в татевской церкви 1 августа 2014 года в день преподобного Серафима Саровского, когда после Литургии молодой мужчина и молодая женщина дали Обет трезвости. Смиренно и сосредоточенно поочерёдно они читали молитву перед амвоном, где с иконостаса глядели на них святые апостолы и Сам Господь, слушали их и молились за них все прихожане. Так прорастают зёрна благого дела, начатого здесь профессором С.А. Рачинским, который изо всех сил радел о трезвом образе жизни своих соотечественников.

Фестивали семейных клубов трезвости, организованные на деньги самих же московских общинников, уже три года проходят в татевской школе им. С.А. Рачинского, где собираются представители клубов трезвости со всей России. Педагоги и священники из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени, Нижнего Новгорода, Рязани делятся опытом работы с людьми, попавшими в алкогольную или наркозависимость в разных уголках России.

«Россия, в которой все мы живём, должна быть сильным государством», – отметил на одном из таких фестивалей в своём приветственном слове владыка Ржевский и Торопецкий Адриан (Ульянов). – И в этом действительно, помимо личного спасения, есть смысл и дела трезвения, и дела воцерковления каждого из нас. Ведь трезвение – это не только отказ от алкоголя, это – трезвый взгляд на жизнь, пробуждение воли к жизни».

По вопросам, связанным с проблемами алкогольной зависимости можно обратиться на сайт: Межрегиональное общественное движение в поддержку Семейных Клубов.

Ирина УШАКОВА, член Общества по сохранению наследия Рачинских

Комментарии закрыты