В День народного единства Русская Православная Церковь вспоминает чудо, явленное от Казанской иконы Божией Матери в 1612 г.
Образ Казанской Божией Матери является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире. В самых общих чертах история иконы сводится к следующему. Летом 1579 г. страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя девочке по имени Матрона Онучина трижды являлась во сне Пресвятая Дева. Богородица приказала девочке сообщить Казанскому архиепископу, что в подвале сгоревшего дома Онучиных находится Ее образ. Сначала девочке не поверили, но потом решили все же копать в указанном Богородицей месте. На метровой глубине была найдена икона.
День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. Казанский образ Божией Матери быстро сделался известным в широких массах русского православного народа, а сама икона стала одной из наиболее почитаемых в России.
Примерно через три десятилетия после чудесного явления иконы, Россия погрузилась в пучину Смутного времени. Поляки захватили Москву. Однако в 1612 г. ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, имея при себе чудотворный список с иконы Казанской иконы Божией Матери, разгромило польские войска. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение Преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
22 октября/4 ноября чудотворный образ Пресвятой Богородицы был крестным ходом внесен в Москву. Это событие уже в наше время послужило поводом к учреждению 4 ноября Дня народного единства.
Позднее стараниями князя Дмитрия Пожарского в Москве на Красной площади был возведен Казанский собор.
Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8/21 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября/4 ноября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков. В скором времени икона стала почитаться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных – московских и казанских – превратились в общероссийские.
Особую роль Казанская икона сыграла в истории Санкт-Петербурге. Известно о почитании этой иконы Петром I. В 1709 г. накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновке находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. По государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который расположился под Харьковом. Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери и даже повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя.
Существует предание, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский еще до основания Петербурга: «Возьми икону Казанскую Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага, – сказал святитель императору. – Потом перенесешь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего».
В честь Полтавской победы Петр I построил в Петербурге Сампсоньевский собор, куда первоначально и поместил Казанскую икону.
В 1811 г. при императоре Александре I в Санкт-Петербурге было завершено строительство Казанского собора, в центральный иконостас которого была помещена Казанская икона Божией Матери. В следующем году Россию постигло одно из тяжелейших в ее истории испытаний. Началась Отечественная война. Главнокомандующий русскими войсками М.И. Кутузов, готовясь к отъезду на фронт, молился пред чудотворной иконой за спасение России. А уже 25 декабря 1812 г., в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамена, жезлы.
После 1917 г. Казанская икона вместе с народом пережила невзгоды безбожного времени. Оклад и прочее убранство иконы были отправлены на переплавку. Апогеем надругательства стало закрытие Казанского собора в 1929 г. и создание в нем Музея религии и атеизма. Казанскую икону, чудом спасенную, сумели перенести в действующий Князь-Владимирский собор, в котором она пребывает и по сей день.
С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом. Конечно, молитвенное шествие проходило не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах. Люди просто шли на сколько хватило сил. И Богородица несомненно прибавила людям мужества, укрепила волю к победе.
Сегодня существует несколько почитаемых чудотворных списков Казанской иконы. Это так называемые Тобольская, Каплуновская, Нижнеломовская, Карповская, Каташинская, Вознесенская, Павловская, Иркутская, Каргопольская и другие иконы. В Москве чудотворный список Казанской иконы в настоящее время установлен в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.
Борис Сорокин
Сохранять чистоту души
Из проповеди в день празднования Казанской иконы Божией Матери приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Нынешний праздник напоминает нам о том, что Богородица есть Заступница наша, что Она за всех молится и творит спасение всем, прибегающим под державный Ее покров. Поэтому как же нам не прославлять Ее за этот покров, за эту постоянную и усердную помощь нам, многогрешным, как не радоваться этому заступлению перед Сыном Ее и Отцом Небесным! Матерь Божия всегда около нас, Она не столько пребывает на небе, сколько на земле. Насколько нежная материнская любовь всегда своим теплом согревает сердца детей, настолько же, и еще в большей степени, любовь Матери Божией простирается на род христианский, готовая всегда утешить, помочь и спасти от всякого зла и лютого обстояния. В мире много скорбей, и кто же от них нас избавит, как не Преблагословенная Царица Небесная?! Она и избавляет нас невидимо, а иногда видимо, о чем свидетельствуют многие примеры в истории христианской Церкви. Но чтобы действительно всегда быть достойными небесного покровительства и помощи Владычицы нашей, нам необходимо стараться сохранять в своем сердце любовь к Ней и подражать Ее чистому, богобоязненному житию.
Из истории сегодняшнего праздника особенно достойно внимания, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что не кто иной, а только невинная отроковица сподобилась видения и именно ей дано было повеление обрести Казанскую икону Божией Матери, и никто другой, а только она сподобилась собственноручно откопать в земле на указанном в видении месте явленный по воле Богоматери образ. Это свидетельствует нам о том, что только чистые душой близки к Божественной святыне и именно к ним особенно благоволит Матерь Божия. Ибо и Господь в святом Евангелии говорит: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:). Чистота сердечная есть то нетленное украшение человека, которым он уподобляется Богу; она заимствует свою силу от любви к Богу и к ближним.Господь повелевает нам очистить сокровенность своей души от всякой скверны греховной, потому что она делает наше сердце нечистым. Всякий грех получает свое начало в нашей душе и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16),– говорит Господь чрез пророка Исаию. Но что это – нечистота души нашей? Худые, суетные, скверные помыслы, греховные движения души – гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость, корыстолюбивые желания и грехолюбивые непримечаемые мысли и похотения, все это – суть нечистота души и скверна нашего сердца. При таковой нечистоте души человек пребывает грешником, хотя бы он и не совершал явных преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была непорочна. Поэтому должно всемерно сохранять чистоту своей души, необходимо всемерно избегать всех соблазнов и обольщений, от которых в душе порождаются скверные мысли и возбуждаются страсти. Если мы будем таким образом сохранять непорочность своей души, то и внешнее наше житие будет добро и чисто, потому что от худых мыслей и дел, от нечистых похотений являются и студные дела. Будем же всячески блюсти в чистоте души свои, и благоволение Божией Матери всегда пребудет с нами, и Сама Владычица наша станет к нам еще ближе. Аминь.