Вход Господень в Иерусалим является великим двунадесятым праздником и отмечается Русской Православной Церковью в последнее воскресенье перед Пасхой. В народе он именуется Вербным воскресеньем, потому что в этот день верующие приносят на богослужение веточки вербы для освящения.
История праздника
Вход Спасителя в Иерусалим описывают все четыре евангелиста. Это событие предшествовало Страстям Христовым и совершилось после чуда воскрешения Лазаря. За несколько дней до иудейской Пасхи Иисус Христос вместе с учениками подошел к селениям у Елеонской горы и поручил двум апостолам привести осла, на которого еще никто не садился. Люди, пришедшие на праздник, услышали о том, что Спаситель идет в Иерусалим,
«взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13). Также «множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге» (Мф. 21:8).
Таким образом, народ и ученики прославляли Христа как Царя, пришедшего освободить их. Затем Иисус Христос сел верхом на молодого ослика и вошел в Иерусалим. Евангелист Иоанн говорит, что такая торжественная встреча была связана с тем, что люди, пришедшие на праздник Пасхи, узнали о воскрешении Лазаря и были восхищены этим чудом, которое совершил Спаситель. Поездка на осле явилась осуществлением древнего пророчества Захарии о пришествии Спасителя и истинного Царя Израиля, а ослик стал символом мирного вхождения в Иерусалим.
Значение праздника
Праздник Входа Господня в Иерусалим – одновременно торжественный и скорбный, радостный и печальный. Скорбный – потому что за ним последуют события Страстей Христовых, торжественный – так как предвещает светлую радость Христова Воскресения. Особое значение имеет тот факт, что народ, встречающий Христа с пальмовыми ветвями в руках, прославлял его как Мессию, Царя Славы, Пророка и Чудотворца. В древности зелеными ветвями обычно встречали царей, которые торжественно возвращались домой с победой над врагами. Поэтому ветви в руках верующих являются знаком победы Христа над смертью. В нашей традиции пальмовые ветви заменяют веточками вербы, потому что это растение одним из первых пробуждается после зимних холодов. На службе верующие стоят с зажженными свечами и ветками вербы, словно встречая идущего на Крестные Страдания Господа.
Традиции
Ветви вербы, с которыми верующие приходят на богослужение, освящаются в храме на всенощном бдении или в день праздника. Обычно ветки хранят в красном углу до следующего праздника. Освященную вербу нельзя выбрасывать, ее следует сжечь, посадить, закопать или отнести в храм.
В этот праздник в древней Москве существовала традиция, которая называлась «хождение на осляти». Суть ее заключалась в том, что в день Входа Господня в Иерусалим от Лобного места к Успенскому собору совершалось торжественное шествие, во время которого Патриарх восседал на осляти, а царь вел ослика под уздцы. Патриарх символизировал собой Христа, входившего в Иерусалим, а присутствие царя рядом с осликом означало его причастность ко Христу. Основное значение данного обряда – связь власти царской и власти духовной, указание на сакральность власти царя.