Урок-беседа для учеников среднего школьного возраста.
Сошествие во ад
Казнь Христа стала для апостолов не просто потерей Учителя и близкого Друга, это было крушением их надежд и ожиданий: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21), – сетовали они. Да, Господь не всегда оправдывает наши ожидания, но это значит лишь то, что зачастую наши ожидания расходятся с волей Божией: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8–9).
Спасти падшее, больное грехом человечество можно было только так, как это сделал Христос – через добровольную Крестную смерть и Воскресение. Но Воскресение Христово последовало не сразу после смерти.
Что же происходило с Ним в этот промежуток времени? Эту тайну раскрывает пасхальное песнопение: «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный».
Апостол Петр пишет:
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18–19).
Господь спустился в преисподнюю, где находились души всех усопших людей, но Он оказался там не как пленник, подверженный всеобщему закону смерти, а как Освободитель.
Он принес в царство мертвых радостную весть о Небесном Царствии, и все, кто поверил Ему, смогли вслед за Ним покинуть это безотрадное место и войти в Царство Христово.
В этот день произошла еще одна великая победа Господа над врагом нашего спасения, диаволом. По аналогии с днем освобождения богоизбранного народа от египетского плена этот день именуется Пасхой, то есть «переходом» – переходом «от смерти к жизни и от земли к Небу».
Воскресение Христово
Подходил к концу субботний день, когда по ветхозаветному закону нельзя было совершать никакую работу, и ученицы Христовы (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия (Мк. 16:1), Иоанна и другие (Лк. 24:10) решили прийти ко гробу Господа, чтобы совершить над Его бездыханным Телом те погребальные обряды, которые из-за спешки не были совершены в пятницу.
Рано утром в первый день недели (который с тех пор называется воскресеньем) святые жены взяли благовонное миро и отправились ко гробу. Мироносиц не пугала стража, охранявшая гроб, их волновал лишь один вопрос: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16:3).
Когда же они добрались до места, то оказалось, что стражников там нет, но что было самым странным – массивный камень лежал в стороне от входа в гроб, а во гробе не было тела Господа. Как это часто бывает, от страха люди начинают предполагать худшее: «Тело Учителя украли!» – ужаснулись мироносицы. В этот момент перед ними предстал Ангел Господень и сказал: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24:5–6). Услышав это, святые жены, переполненные радостным трепетом, поспешили к апостолам. Когда они рассказали о том, что с ними произошло, апостолы Петр и Иоанн отправились ко гробу, чтобы увидеть своими глазами – все было так, как и рассказали мироносицы: гроб был пуст, лишь погребальные пелены белели в гробовом полумраке.
Сколько дней Христос пребывал во гробе?
Прообразом смерти и Воскресения Господа было трехдневное пребывание пророка Ионы в чреве кита: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40) – предсказывал Спаситель. Но разве между смертью и Воскресением Господа прошло три дня и три ночи? Господь скончался в пятницу вечером, а воскрес рано утром в воскресный день. Значит, Он находился во гробе две ночи и один день. В этом нет ни обмана, ни ошибки, просто по милости Божией все хорошее в нашей жизни происходит гораздо быстрее, чем могло бы происходить, а все злое – медленнее, потому что Господь сдерживает зло.
Явление воскресшего Спасителя ученикам
Произошедшее было слишком неправдоподобным, чтобы поверить в это. Да, Христос много раз воскрешал умерших на глазах Своих учеников, но кто воскресил Его Самого? Никто! Он Сам – Владыка жизни и смерти, Он – Сама Жизнь!
В тот воскресный день двое апостолов из числа семидесяти, Лука и Клеопа, отправились по делам в соседнее с Иерусалимом селение Эммаус. Они живо обсуждали странные рассказы мироносиц, которые утверждали, что им явился не только Ангел, но и Сам воскресший Господь.
В это время с ними поравнялся незнакомец, который поинтересовался, что они так оживленно обсуждают? Апостолы рассказали ему о случившемся и о своих сомнениях. Услышав это, незнакомец упрекнул их за неверие и начал перечислять пророчества из Священного Писания, в которых говорилось о смерти и воскресении Мессии.
Придя в Эммаус, апостолы пригласили своего спутника поужинать вместе с ними. Незнакомец благословил трапезу и вдруг… сделался невидим!
Только тогда апостолы догадались, Кем был их «случайный» Спутник и почему им было так хорошо рядом с Ним. Поняв это, ученики, несмотря на поздний час, поспешили обратно в Иерусалим, чтобы поделиться своей радостью с остальными апостолами (Лк. 24:13–49). Рассказав о своей чудесной встрече, Лука и Клеопа узнали, что в тот же день Господь являлся и апостолу Петру.
Вдруг среди апостолов появился Сам Господь. Он хотел, чтобы из сердец Его учеников окончательно исчезли сомнения и воцарился благодатный мир. Христос так сказал апостолам: «Мир вам. Что вы смущаетесь? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам» (Лк. 24:36–39). После этого у апостолов исчезли последние сомнения в том, что Христос воистину Воскрес! Господь еще 40 дней являлся Своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием (Деян. 1:3).
Однажды апостолы отправились ловить рыбу на Галилейское озеро, но так за целую ночь ничего и не поймали. Наутро они увидели человека, стоявшего на берегу, он посоветовал им: «…Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Ин. 21:6).
В словах незнакомца слышен не только практический совет, но и глубокая духовная мудрость – только «правые», то есть правильные дела приносят добрый улов. Конечно же, это был Господь!
Первым узнал Христа Его любимый ученик – Иоанн, он сказал Петру: «Это Господь». Услышав эти слова, Петр не стал дожидаться, пока лодка причалит к берегу, он спрыгнул в воду и поспешил к Учителю вплавь. Наверное, Петр был готов отдать все на свете, чтобы в его жизни никогда не было той страшной ночи, когда он трижды отрекся от Христа, но прошлое изменить нельзя. Зато можно изменить настоящее – можно изменить себя, чтобы не повторять прежних ошибок.
Когда апостолы сидели на берегу возле Христа, Он вдруг спросил Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих» (Ин. 21:15).
Христос трижды (по количеству отречений апостола) повторил Свой вопрос, а Петр трижды повторил свой ответ. Может показаться, что Господь таким образом принял извинения от апостола и простил его, но на самом деле Христос никогда и не обижался на Петра, Он всегда знал, что апостол засвидетельствует свою верность Учителю мученичеством, а временная слабость и ошибки – ну кто же их не совершает?
Но неужели это означает, что Христос мог бы простить даже Иуду? Конечно! И простил бы, если бы тот со своим раскаянием обратился к Нему, а не пошел оправдываться перед первосвященниками. Как говорится, нет греха непростительного, кроме нераскаянного.
Явление воскресшего Спасителя ученикам
Евангелие от Иоанна (20:1–29)
В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба;
Итак, бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал; ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
Итак, ученики опять возвратились к себе.
А Мария стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса.
И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
Иисус говорит ей: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! – что значит: «Учитель!»
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю,
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.
Урок подготовил диакон Илья Кокин