В первый день Великого поста предлагаем мудрые мысли святых отцов о воздержании.
Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни. Ибо, как очевидно, он научал бы всех не только воздержанию от яств, но и совершенному удалению и отчуждению от сребролюбия, любостяжательности и всякого порока, по истреблении которых ничто не препятствовало бы и нам проводить жизнь в глубоком мире и душевном безмятежии.
Святитель Василий Великий
Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью, обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ея.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Воздержание же есть, когда телу дают пищу, сообразно с потребностью ее, ни слишком обременяя ею тело, ни слишком облегчая от него, как поступают и при нагружении судна.
Преподобный Феодор Студит
Когда полководец хочет взять неприятельскую крепость, то прежде всего ищет, нельзя ли удержать воду и съестные припасы, чтобы неприятель, понуждаемый голодом и жаждою, сдался: так бывает и с плотскими страстями, учат святые отцы, победившие их.
Древний патерик
Положим, что кто-нибудь, пройдя небольшое расстояние, увидел что-либо, и помысл говорит ему: посмотри туда. А он отвечает помыслу: истинно не стану смотреть, – и отсекает хотение свое, и не смотрит. Или встречает празднословящих между собою, и помысл говорит ему: скажи и ты такое-то слово, – а он отсекает хотение свое и не говорит. Или говорит ему помысл: пойди спроси повара, что он варит, – а он нейдет и отсекает хотение свое. Он видит что-нибудь, и помысл говорит ему: спроси, кто принес это, – а он отсекает хотение свое и не спрашивает.
Преподобный авва Дорофей
Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Так же должно поститься и глазами, то есть не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть безстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела.
Преподобный авва Дорофей
Некогда преподобный Савва [Освященный] работал в монастырском саду, и возникло у него желание съесть прежде определенного часа яблоко, которое было красиво и на вид весьма вкусно. Будучи воспламенен этим желанием, он сорвал яблоко с дерева, но, раздумав, мужественно преодолел намерение и благочестивыми мыслями стал упрекать себя: «Красив был для взора и приятен на вкус тот плод, который умертвил меня через Адама. Адам предпочел духовной красоте то, что казалось приятным для телесных очей, и насыщение чрева почел драгоценней духовных удовольствий, но через это он ввел смерть в мир. Поэтому я не должен презирать добродетель воздержания, не должен отягчаться душевной дремотой. Ибо, как появлению всяких плодов предшествует цвет, так воздержание предшествует всякой добродетели». Этими благочестивыми мыслями Савва преодолел свою похоть, бросил яблоко на землю и растоптал его ногами, попирая вместе с яблоком и похоть.
Палестинский патерик
Воздержанные люди большею частию бывают здоровы, а невоздержанные большею частию бывают больны.
Преподобный Амвросий Оптинский
Воздержание и послушание многим принесло пользу, а необузданная свобода иным много повредила, а иных совсем погубила.
Преподобный Амвросий Оптинский
Когда-то прислали Макарию Александрийскому кисть свежего винограда. Ему очень хотелось его съесть, но он отослал эту кисть одному больному брату, которому также хотелось винограда. С великой радостью получив виноград, брат этот по своему воздержанию послал его другому брату, как будто ему самому не хотелось винограда. Но и этот брат, получив гроздь, поступил с ней таким же образом, хотя ему и самому очень хотелось отведать ягод. Таким образом виноград перебывал у многих братий, и ни один не захотел его съесть. Наконец, последний брат, получив его, отослал опять к Макарию, как дорогой подарок. Макарий, узнав свой виноград и разведав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братии.
Лавсаик
Вот что пишет одна вдова из Бечея: «Я начала поститься в прошлом году на Троицу. Так я решила: если уж хожу в церковь и молюсь Богу, то надо и поститься. Пока был жив муж, мы не знали поста и часто болели. Никогда не было такого, чтобы были здоровы оба: то один в постели, то другой. Так и прожили всю жизнь. Я всегда была в раздражении, малейший пустяк приводил в гнев. Меня мучили страхи. Я боялась всего, даже собственных мыслей и предчувствий. С тех пор как начала поститься (вот уже год прошел от того Троицына дня), я спокойна, в душе радость и в теле легкость. Ни на что не обижаюсь, ни на кого не сержусь. А в душе моей звучат церковные песнопения и молитвы. Сны светлые и благостные. Сейчас я живу у своей обеспеченной подруги, но чувствую, что весь мир принадлежит мне. Я совершенно здорова, хотя стара, ничего не боюсь, даже смерти. У меня только одно неутолимое желание – желание тишины, поста и молитвы: в них я нахожу полноту счастья». Так о себе пишет старица из Бечея. И своим опытом она подтверждает нам евангельское учение и многовековой опыт Церкви.
Святитель Николай Сербский
Пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и всe невозможное делает возможным.
Постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого – мирских страстей и похотей; молитвой низводится Благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке.
Святитель Николай Сербский
Всегда нужно держать равномерный и умеренный пост. Ибо кто будет превышать меру строгости, тот обязательно превзойдет и меру послабления. Кто допускает такую неравномерность, тот, без сомнения, не устоит в состоянии совершенного спокойствия, то изнемогая от чрезмерной скудости, то обременяясь излишеством пищи.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способны довольствоваться самой скудной пищей.
Преподобный Серафим Саровский
Подвижничество, совершаемое ради любви Христовой, очень услаждает и покоит своей утомительностью душу, укрепляет тело, а также приносит безстрастие. Благодаря ему смиряются безчинные движения тела, и тогда оно может обходиться меньшим количеством пищи, ибо этого бывает достаточно, когда в душе мир, а в теле – кротость.
Преподобный Паисий Святогорец
Во время болезни подвижник Глинской пустыни монах Петр почти не принимал пищи, и накануне смерти у него появился было аппетит. Тогда многое ему предлагали, но он отказывался: «Все роскошное предлагаете», – говорил он. «Батюшка, скушайте яйцо». – «И это роскошь, и за это отвечать придется». – «Чем кормить вас, батюшка?» «Кулеш* есть?» – спросил отец Петр. «Есть». – «Из котла?» – «Да». – «Это я люблю, за это отвечать не буду». Покушал немного. Прошло несколько часов, ему еще предлагают. «Надо иметь воздержание», – сказал больной. В чай ему положили варенья. Подвижник посмотрел на стакан и сказал: «Чадо, помни, яко восприял еси благая в животе твоем». Чай остался невыпитым.
Глинский патерик
Чем меньше употреблять пищи и пития, тем тоньше и легче делается дух.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Не одно и то же – поститься прежде или после (принятия Святых Таин); должно быть воздержанным в то и в другое время, но особенно после принятия Жениха: прежде – для того, чтобы сделаться достойным принятия, а после – для того, чтобы не оказаться недостойным полученных Даров. Неужели же, скажешь, должно поститься после причащения? Я не говорю этого и не принуждаю; хорошо, разумеется, делать и так, однако же не требую этого, а увещеваю не предаваться безмерному пресыщению.
Святитель Иоанн Златоуст
Страсти имеют глубокие корни в поврежденной грехом человеческой природе. Они наследственно передаются из рода в род от Адама и являются величайшим препятствием свободному развитию добродетельной жизни человека. Эта наследственная духовная порча настолько сильно укоренилась в каждом человеке, что даже повседневное «бодрствование над самим собой», воздержание в пище и подвижническая жизнь не могут служить твердым ручательством тому, что человек уже свободен от страстей.
Cвятитель Тихон Задонский
Воздержание тщеславного – дым из печи; и то и другое рассеивается в воздухе!
Преподобный Нил Синайский
Подготовила Ольга Орлова