На примере образа Сони Мармеладовой из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлена примерная разработка урока литературы, имеющего целью показать, как при анализе изучаемых в школе художественных произведений можно познакомить обучающихся с христианским пониманием добродетели мужества.
Мужество… Как свойство характера оно издревле воспевалось писателями, поэтами, летописцами. Искреннего восхищения нередко удостаивались мужественные воины, путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, борцы за правду и справедливость. В этом понимании мужество, как правило, соотносилось с храбростью, отвагой, дерзновением и даже с готовностью к самопожертвованию ради высокой цели.
А можно ли мужество назвать христианской добродетелью? (Ответы обучающихся.)
В христианском сознании мужество как добродетель всегда сопоставимо с благими намерениями, с желанием угодить Богу, до конца нести свой крест, с упованием на Божественный Промысл, с готовностью к самопожертвованию. Примеры духовного мужества являли многочисленные христианские исповедники, мученики, защитники веры, гонимые праведники и вообще все святые. Эту душевную добродетель еще называют трезвением.
В основу слова «мужество» положен корень «муж». Наверное, именно поэтому это качество чаще всего ассоциируется с собственно мужскими чертами. А может ли мужественной быть женщина? Например, такая: «малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами», «несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой… совсем почти ребенком». Вы догадались, о ком идет речь? (Ответы.)
Конечно, это Софья Семеновна Мармеладова. Маленький лучик надежды на темном небосклоне. Та, чья любовь возродила Родиона Раскольникова к новой жизни. Именно об этой героине мы будем говорить сегодня на уроке и искать ответ на вопрос: «Обладает ли Сонечка добродетелью мужества?»
Впервые мы узнаем о Софье Мармеладовой из рассказа ее пьяненького отца. Давайте вспомним этот эпизод.
(Просмотр фрагмента фильма режиссера Л. Кулиджанова «Преступление и наказание», 1969 г.)
Соня пошла по «желтому билету». «Как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею со спокойным достоинством свой мученический венец?» Этот вопрос еще в XIX веке задал известный критик Д.И. Писарев, а я адресую его вам. (Ответы.)
Несомненно, Софья Мармеладова – мученица, потому что приносит себя в жертву во имя спасения своей семьи от голодной смерти. Конечно, профессия по «желтому билету» позорна и отвратительна, но цели, ради которых героиня выбрала этот путь, по мысли писателя, самоотверженны и святы. Достоевский считает ее жертвенность подвигом и винит мир, который сжигает ее на костре позора.
Идеологическим ключом к роману являются встречи Раскольникова и Сони. На протяжении всего повествования их было около десяти. Но самыми важными, пожалуй, являются, две из них. Давайте вспомним эпизод первого визита Родиона Раскольникова к Соне.
(Просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Преступление и наказание».)
Что ждет герой от этой встречи? (Примерный ответ: он ищет союзника, родственную душу, ведь Соня, по его мнению, тоже преступница. «Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою».)
А захочет ли Соня пойти с ним?(Примерный ответ: такой вопрос перед Раскольниковым не стоит. Идти ей больше некуда, стоит только позвать.)
Оправдались ли расчеты Раскольникова? (Ответы.)
Встреча с Соней пробудила в Родионе Раскольникове неожиданные чувства, и одно из них – любопытство. Герой вдруг понимает, что Сонечка по-другому смотрит на мир: она замечает в людях хорошее, жалеет их. Во время своего визита Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду. Однако он обнаружил нечто иное, породившее в нем вопрос: в самом деле, «почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уже не в силах была броситься в воду?»
Какое же качество привлекло Родиона Раскольникова в Соне Мармеладовой? (Ответы.)
Несомненно, этим качеством является сила героини, ее духовное мужество. Именно наличие этой добродетели не позволило Соне пойти по одному из трех путей, о которых размышлял Раскольников: 1) кинуться в воду; 2) попасть в сумасшедший дом; 3) отправиться на панель (то есть предаться разврату). Вера в Бога и мужество помогли героине выстоять самой и протянуть руку помощи другим. Воспитав в себе добродетель мужества, Соня сумела быть стойкой в искушениях, научилась неотступно следовать благим делам и все свое упование возлагать на Господа. «Что бы я без Бога-то была?» – скажет про себя героиня впоследствии.
Чем закончилась для Раскольникова первая встреча с Соней Мармеладовой? Что он понял? (Ответы.)
Соня стала интересна Раскольникову. Он увидел необычность героини, которая, по его теории, принадлежала к разряду «обыкновенных». Он почувствовал в ней необычайное мужество.
Вспомним второй визит Родиона Раскольникова к Соне.
(Просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Преступление и наказание».)
В чем сам герой видит цель этого визита к Софье Мармеладовой? (Ответы.)
Наверное, не столько необходимость признания движет героем, сколько попытка приблизить Соню к своей теории, которая, по его мнению, должна стать духовной опорой для них двоих. Именно поэтому Раскольников ставит Софью Семеновну перед выбором: что она выберет, кому жить – постоянно делающему мерзости Лужину или умирающей Катерине Ивановне? Найдите в тексте романа ответ Сони на этот вопрос. («Да ведь я Божьего Промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?»)
Ожидал ли Раскольников такого ответа от Сони? (Ответы.)
Ответ Сони был для Раскольникова неожиданным. Героиня опять проявляет духовную стойкость и мужество. Она четко ощущает те внутренние границы, которые пытается стереть герой своей теорией. Прежде робкая, молчаливая, Сонечка страстно изумляется выводам Раскольникова: «Это человек-то вошь!» «Убивать? Убивать-то право имеете?..» В ее словах чувствуется огромная нравственная сила. Именно эта сила заставила Раскольникова всмотреться «в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева…»
Как же непросто рассказать ей об убийстве! Какие мучительные заходы делает он, с каждым разом сознавая, что перед Соней нужно раскрыться до конца, ничего не скрывая и не щадя себя! Каждая новая попытка оборачивается ощущением отчаянного бессилия, но звучит робкий голос мужественной женщины: «…говори, говори! Я пойму, я про себя все пойму!» И, тронутый сочувствием, Раскольников «признается ей в убийстве, пытается объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставить его в несчастье…»
(Просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Преступление и наказание».)
Как же так получилось, что маленькой, хрупкой, похожей на ребенка Соне Раскольников открывает свою страшную тайну? Что в ней есть такого, что заставило героя это сделать? (Ответы.)
Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Сонечка Мармеладова сумела сохранить в себе чистоту души и необыкновенное духовное мужество. Вся ее жизнь – это сплошное самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвысила Раскольникова до себя и помогла ему воскреснуть, ибо очень хорошо понимала, что отдать себя на распятие – это христианский путь, а сойти с креста – антихристианский.
В Послании к Коринфянам апостола Павла есть такие слова: «…Сила Моя совершается в немощи»(2 Кор. 12:7–9). Как вы их понимаете? (Ответы.)
Испытывая собственную немощь, человек полнее чувствует и осознает в себе силу Божию, входящую в него, как дар свыше. Именно эта сила, явленная в добродетели мужества, позволила блуднице Софье Мармеладовой, пройдя через круги ада, не погибнуть самой и спасти убийцу Родиона Раскольникова.
(Учитель читает Евангелие от Иоанна: 11:17, 20–28, 32–44).
Светлана Грошева
Справка
Светлана Григорьевна Грошева – учитель русского языка и литературы, директор Александро-Невской общеобразовательной школы г. Архангельска.