О святителе Андрее Критском и его Великом покаянном каноне
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 27 февраля – 2 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
Святитель Андрей Критский родился в Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан. Из раннего детства святителя сохранилось известие о том, что он был немой семи лет и только после Причащения Святых Христовых Таин он получил дар слова и впоследствии своими словесными творениями принес великую славу Церкви Божией как проповедник, один из самых лучших в Византии, и как песнотворец, то есть слагатель мелодий и слов церковных песнопений, так же один из самых лучших, ярких и плодотворных.
В возрасте 14 лет он был отведен родителями в Иерусалим, в монастырь Братства Гроба Господня и посвящен Богу. Прославившись здесь умом и строгой жизнью, он был взят в Иерусалимскую патриархию. В 681 году, когда в Константинополе происходили заседания VI Вселенского Собора, монах Андрей был послан на этот Собор в византийскую столицу в качестве местоблюстителя патриаршего престола Иерусалимской Церкви, а затем оставлен в Константинополе и навсегда сохранил за собой прозвище «Иерусалимита», то есть «Иерусалимлянина».
Здесь он был поставлен диаконом и исполнял обязанности «питателя сирот», т.е. возглавлял дом для сирот при Константинопольском соборе Святой Софии.
Здесь же в Константинополе он начал слагать свои дивные песнопения.
После двадцатилетнего диаконского служения, за великие понесенные труды святой Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далекую тогда кафедру – на остров Крит.
На Крите святитель Андрей построил дома для сирот и престарелых, храм в честь Влахернской иконы Божией Матери. Много заботился о своей пастве, неустанно проповедовал, несколько раз посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, с людьми, ему близкими.
В свое последнее посещение столицы святой Андрей простился со всеми, потому что почувствовал приближение кончины. По дороге на Крит он сильно заболел, остановился на острове Митилина в городке Ерессо, не доехав до Крита, где и скончался. Это произошло в 712 (или позже, но не позднее 726) году, 4 июля. В этот день доныне совершается его память во всех православных церквах.
Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Он написал каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, в его время этот праздник отдельно не праздновался). Некоторые каноны до нас не дошли. Великий пост, кроме Великого канона, был украшен и другими творениями святого Андрея, например каноном в неделю Ваий, песнопениями всех дней Страстной седмицы, включая Великий Пяток и Великую Субботу. Пелись каноны святого Андрея на Пасху, в самую ночь, в неделю Фомину, в неделю Жен Мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы и во все недели, включая неделю о слепом.
Многим святым святитель написал каноны. Им же было написано множество стихир. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже преподобного Иоанна Дамаскина. Но «как церковный поэт святой Андрей прежде всего представляется своим Великим каноном. 250 тропарей этого канона написаны прозою, но по своему тону – самое высокое произведение поэзии: так много в них живого, глубокого, святого чувства, так много образов и образов, не мечтанием созерцамых, а мыслию верных! Здесь истина веры, поражая чувство, возбуждает образы и сама является во свете, соединяясь с тем и другими. Одна мысль дает разнообразию чистый стройный состав – мысль о нужде обращения к Богу для души грешной; одно чувство проникает все части целого – чувство сокрушения. Духовное око поэта зрит события обоих заветов в свете веры; лица Священной истории то представляют ему образы духовной жизни, то примерами падения возбуждают к строгому подвигу; в том и другом случае изображают тайны внутренней жизни. Известно, что и прежде святого Андрея отцы, прежде отцов – апостолы, прежде апостолов – пророки зрели в ветхозаветной истории образы духовного мира и духовной жизни: все написанное писано в наше наставление, поучал апостол. Так святой Андрей зрит на Священную историю оком древности, озаренной светом Откровения! Но у него всего более в движении чувство – чувство, занятое скорбью о грехе и гибели от страстей; при первой мысли о том или другом душа его вся обращается к своему состоянию, вопиет ко Господу о милости и только по временам восторгается сладким упованием на Бога в Христе Иисусе. «С чего начну оплакивать злосчастной моей жизни деяния? Какое начало положу, Христе, моему сетованию? Но Ты, Милосердый, даждь мне прегрешений оставление», – так начинает подвижник плач свой сокрушенный и обращается к первому греху в человеке. «Грех лишил меня боготканной одежды и, как листьями смоковницы, облек меня одеянием стыда, в обличение страстных стремлений моих». Изобразив опустошения, какие нанес грех в жизни первых людей, певец призывает грешную душу искать вместе с Авраамом отечества небесного, в Исааке показывает жертву послушания, и в Измаиле пример дерзости, порождаемой ласкаемою плотью; в огне Содомском – действие похоти; жезл Моисеев, рассекающий море, – Крест Христов, которым душа христианская творит дела чудные, таким же образом по порядку времен беседуют с душою кающеюся цари и пророки. Наконец, в 9-й песне певец воспевает Божественные слова и деяния Спасителя Господа; пощением Его убеждает себя к посту и с мытарем вопиет: Боже, милостив буди мне грешному! С хананейскою женою и слепцами молит: Помилуй мя, Сыне Давидов! Подобно блуднице, слезами моет ноги Спасителя и с разбойником благоразумным взывает: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Таково содержание Великого канона» (Архиепископ Филарет (Гумилевский).
Великий покаянный, или, как его еще называют, умилительный канон, исполняется в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается так же, как и тогда, когда был написан. «Мистагог покаяния», т.е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, – так называет святого Андрея Православная Церковь. «Покаяния учитель преизряднейший», «светом сияя Святыя Троицы» – это слова о святом Андрее.
Пусть никогда Великий канон не делается «памятником византийской литературы», а остается самой современной книгой, необходимой каждому человеку, каждому прихожанину. Пусть не только во время Великого поста она будет читаться, а в любое время года, чтобы как можно больше и полнее воспринять нам и усвоить спасительное покаяние, о котором так прекрасно поведал великий учитель древней Церкви святитель Андрей Критский.