Слово на пречестную память Святителя и Чудотворца Николая
Совершая ныне память великого угодника Божия и чудотворца, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийского, останавливаюсь размышлением над самым именем его, слушатели возлюбленные! Имя то греческое и означает победу над людьми или одоление народа. Дивно значение сего имени: было ли по имени и житие святого Николая?
Если посмотрим на младенчество святого Николая, то увидим, что он и в то время является победителем естества человеческого; ибо, будучи младенцем, сам собою три часа стоял на ногах в купели. Устыдись же здесь всяк мужеский возраст, не усердствующий к славословию Божию: младенец три часа стоит во славу Пресвятой Троицы, а совершенные мужи не хотят постоять и одного часа в церкви Божией со страхом, с благоговением и со вниманием! Если же и стоят, то, как истуканы, без всякого чувства: уши имут, а что поется и читается в церкви, того не слушают, или слушают, но не хотят понимать; ум имеют, а о Божественном не помышляют, телом только стоят во храме, а мысли их – о суете мирской; в церкви стоят, а от сердца их исходят помышления злая. А уста что глаголют в храме Божием? Молитву ли? Мало молитвы, больше молвы; друг с другом говорят о внешних попечениях; здесь-то и торг, здесь-то и купля, здесь-то и осуждение ближнего. О люди небогоугодные! Воззрите на святого Николая: он еще младенец, а уже всем умом прославляет Святую Троицу, три часа стоя во славу Ее. Воззрите и устыдитесь, что младенец побеждает вас в благочестии!
Если и еще посмотрим на младенчество святого Николая, то опять увидим, что он в младенчестве своем победил естество человеческое; ибо в постные дни, в среду и пяток, воздерживался от сосцев матерних: а это не выше ли естества человеческого? Младенцем будучи, навыкает прежде не ясть, а поститься. Что скажут на это те, для коих среда и пяток – все то же, что суббота, и неделя, и прочие дни, у коих нет поста, нет воздержания, вся ядят, ничтоже сумняся. Так ли надобно поступать сынам Православной Церкви! О, какой стыд! Дети посрамляют мужей, младенцы – старцев!
В мужеском возрасте святой Николай первее всех приходил в церковь, и на святительство не иначе взят был, как от дверей церковных, в то время как в самую полночь, еще прежде обычного пения, пришел к церкви. И здесь он является победителем и вместе постыдителем людей ленивых и сонливых.
Какой звон бывает у нас перед началом всенощного и утреннего пения; но ленивого, объятого сном, пробудить не может! Если же и пробудит, то ленивый не может отрясти сна от очей своих, и в церковь идти не помышляет, и единого часа не хочет побдеть. Есть такие люди, которые немало иждивают на устроение больших колоколов для храмов Божиих, но сами же своих колоколов не слушают; преизрядно украшают святые иконы, но сами ленятся молиться перед ними; храмы Божии созидают, а о созидании души своей небрегут.
Обращая внимание на попечение святителя Христова Николая о спасении душ человеческих, дивную вещь находим в житии его: один бедный человек, не имея чем питаться, помышлял уже трех дочерей своих вдать в скверный брак; но святитель тайно, ночью, повергает через окно в храмину его три узла с златом и спасает семейство от духовной погибели. Против такого чудного дела угодника Божия что скажут те, которые не только не подают нищим, убогим, но и последнее у них отнимают, грабят, похищают! Равным образом, что скажут и те, кои не только не отводят юных от греха, но и сами на грех прельщают их, а иногда влекут и силою! Воистину побеждены и посрамлены суть и будут таким добродетельным образом жития святого Николая. Победитель людей небогоугодных, темницу претерпев, победи! Ария посрамив, победи!
Но, о святителю Христов Николае! Молитвами твоими подаждь нам крепость и силу побеждать в себе страсти наши и все греховные вожделения, и одолевать видимых и невидимых супостатов наших. Веруем бо, братия, что он призирает на нас свыше от места своего, какое имеет между великими иерархами, предстоящими Престолу Божию; и не только призирает, но и посещает нас невидимо. Особенно ныне, в день пречестныя памяти его, веруем быти ему посреде нас, с любовию совершающих память его; он видит нашу веру и усердие, приемлет похвалы, какия приносим ему, молитвы наши возносит к Богу и, предстательствуя Христу Богу, ходатайствует о нас и теплыми мольбами своими избавляет от всяких бед и зол, от врагов видимых и невидимых, испрашивает нам вся благая и полезная, временная и Вечная. Итак, он есть нам пастырь добрый, помощник и заступник и покровитель во Христе Господе нашем, Ему же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святитель Димитрий Ростовский