Перечитывая эпопею графа Толстого
Роман «Война и мир» – одно из лучших произведений Льва Николаевича Толстого. По словам писателя, он отдал работе над ним «пять лет непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». На самом деле, не пять, а семь – с 1863 по 1870 г. Толстому было 35 лет, когда он начал писать свой роман. Он был полон творческих сил, энергии, именно в этом возрасте и можно браться за такое громадное полотно. Чтобы его осилить, нужен не только недюжинный талант, но и недюжинные физические силы. Роман быстро пошел в гору и, слава Богу, был в свое время закончен.
Достоинства его очевидны: неоспоримая достоверность описываемых событий, персонажи выписаны с замечательным мастерством, чудесный русский язык, живая народная речь. Добавлю, что писатель обладал драгоценным чувством юмора, который украшает многие страницы эпопеи.
В истории России было несколько критических ситуаций, когда ее судьба висела буквально на волоске. Во-первых, татаро-монгольское иго; во-вторых, шведское, а затем немецкое нашествие (XIII век); в-третьих, польская интервенция (начало XVII века). Наконец, 1812 год. Наполеон, покорив почти всю Европу, бросил многотысячную, хорошо вооруженную и хорошо подготовленную армию против России. Завязалась кровопролитная война.
Кто такой Наполеон? Это фигура далеко не случайная, ее подготовил и взлелеял «сын погибели», враг рода человеческого. Это, коротко говоря, предтеча антихриста. Он решил установить «новый мировой порядок», в котором нет места Господу, а все религии соединяются в одну, еретическую.
Об этом кратко и ясно сказано в Евангелии: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 1:18).
Война 1812 г. – это война религиозная. Русский народ внутренним чутьем понимал, что новый враг пришел для того, чтобы искоренить в нашем Отечестве Православную веру, что он покушается не столько на русскую землю, сколько на русскую душу. И потому в едином порыве восстал против опасного врага и сломал ему хребет.
«Война и мир» – это роман о величии и несокрушимости русского народа и, самое главное, русского духа. Нет такой силы на свете, которая могла бы противостоять русскому духу, – эта мысль красной нитью проходит через все обширное повествование. Эпопея несет в себе мощный патриотический заряд, так необходимый всем нам, а особенно подрастающему поколению.
Ход войны, ее отдельные эпизоды, кровавые стычки с противником – как за пределами России, так и на ее территории – показаны автором ярко и убедительно. Это произошло не только потому, что перо находилось в руках большого мастера, но и потому, что он знал войну не понаслышке. Толстой в качестве артиллерийского офицера участвовал в Крымской войне и своими глазами видел, что такое героизм и что такое смерть.
Автор, хотя и относился к религии, мягко говоря, прохладно, не ушел от правды, озвучив послание митрополита Платона (Левшина) императору Александру I (это произошло в салоне Анны Павловны Шерер). «Пускай дерзкий и наглый Голиаф от пределов Франции обносит на краях России смертоносные ужасы; кроткая вера, сия праща российского Давида, сразит внезапно главу кровожаждущей его гордыни…» – говорилось, в частности, в послании. К нему был приложен образ Преподобного Сергия Радонежского, который, как известно, является русским людям в самые критические моменты отечественной истории.
Кого назначат главнокомандующим русской армии – об этом высказывались разные, совершенно противоположные, мнения. И когда назначили Кутузова, то это был единственно правильный выбор. Толстой (словами князя Андрея Болконского) очень точно выразил это так: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». Да, только Кутузов, который обладал великим талантом стратега и полководца и который прекрасно знал и понимал русского человека, мог привести Россию к победному финалу.
Бородинское сражение – ключевой момент всей Отечественной войны. Автор уделяет ему достаточно много места, смотря на него глазами нескольких персонажей: Пьера Безухова, Наполеона и, конечно, Кутузова. «Долголетним военным опытом он (Кутузов) знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».
На Бородинском поле победа была одержана решительная. Это была «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии…» Это вывод не военного человека, а большого художника, патриота своего Отечества.
В прошлые времена, когда в нашей стране царила большевистская идеология, многие историки считали, что Бородинская битва закончилась ничейным исходом. Вот их доводы: погибших как с одной, так и с другой стороны было примерно одинаковое количество; русское войско выстояло, а французы не достигли желаемого; а если ничья, то завтра можно начинать новую битву; если бы мы победили, то не оставили бы Москву и т.д.
Если бы эти историки внимательно прочитали роман Толстого, то, возможно, изменили бы свою точку зрения. Особенно если бы они прислушались к рассуждениям такого мудрого и многоопытного в военных делах человека, каким был верховный главнокомандующий. Он не уставал повторять своим приближенным, что Бородинская битва – это безусловная победа. И вот почему. Как только французская армия вступила в Москву, как только солдаты и офицеры занялись грабежом, как только в городе вспыхнул пожар, французская армия перестала существовать.
Кутузов это предвидел. Ему осталось только одно: ждать, когда грабители и мародеры покинут Москву. Это произошло очень скоро. Они покинули горящий, разоренный город и побежали. Им хотелось добежать до дому, то есть до Франции, и не растерять награбленное добро. Им это не удалось. Все было против них: наступившие холода, голод, падеж лошадей, «укусы» как регулярной армии, так и партизанских отрядов. Попытки прорваться на юг, в теплые и хлебные места, закончились неудачей: русские войска заставили французов бежать по разоренной смоленской дороге.
Русский народ изгнал непрошенного супостата из пределов своей земли. «Дубина народной войны, – говорит автор, – поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Господь в очередной раз спас Россию. Кутузов, будучи человеком глубоко верующим, прекрасно понимал это. Когда подчиненные доложили ему, что Наполеон покинул Москву, он повернулся к красному углу избы, где находились иконы. «Господи, Создатель мой! Внял Ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю Тебя, Господи! – И он заплакал». Толстой, хоть и был безбожником, снова не покривил душой, а выразил то, что подсказала ему гениальная творческая интуиция.
В наши суетливые и быстро текущие дни прочесть такое громадное произведение – это, можно сказать, своего рода подвиг. Но тот, кто возьмется за это, мне кажется, не пожалеет затраченного времени, так как лучше узнает историю России, а главное, душу русского народа, его величие и стойкость в годину опасности, еще сильнее полюбит его и будет еще сильнее гордиться им, а также тем, что и он является его маленькой частичкой.
Николай Кокухин