Толкование Евангелия на праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Лк. гл 1, ст. 5–16, 18–22, 24–25, 58, 60, 63–65, 67, 68, 76, 80)
В ныне чтенном Евангелии предложено повествование об обстоятельствах рождения Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Евангелист говорит здесь о благовестии ангела престарелому Захарии о рождении от него сына, о самом рождении Иоанна, о наречении ему имени, о том впечатлении, какое произвели на окрестных жителей чудесные обстоятельства рождения дивного младенца, излагает благодарственную и хвалебную песнь Захарии, отца Иоанна, и делает общее заключение о возрастании младенца в пустыне. Рассмотрим повествование, предложенное ныне, подробнее.
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елизавета.
Времени события евангельского святой апостол хотя и не определяет с особенной точностью, тем не менее можно думать, что выражением: во дни Ирода, царя Иудейского, он с первого раза хотел указать на начало осуществления ветхозаветного пророчества о Мессии, с особенною ясностью высказанного еще патриархом Иаковом: не отойдет скипетр от Иуды, пока не приидет Примиритель (Быт. 49, 10). Но вот теперь скипетр земной отнят от Иуды, на престоле Давидовом восседает иноплеменник Ирод; следовательно, время пришествия Мессии наступило, и, следовательно, то, о чем он намерен повествовать, относится именно ко временам Мессии. Под Иродом здесь несомненно разумеется Ирод Великий, известный своими жестокостями. Весьма естественно, что при таком жестоком царе-иноплеменнике ожидание Мессии – избавителя от чужеземного ига – усилилось в среде иудеев, и более всех, без сомнения, ожидали пришествия Его и молились об этом благочестивые родители Иоанна Предтечи, о которых евангелист говорит гораздо подробнее, чем о времени события. Оба они, по его словам, происходили из священнического рода, пользовавшегося у иудеев особенным почетом и уважением. Захария (с евр. – «Бог вспомнил») принадлежал к поколению Авия и был, как думают некоторые (Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Феофилакт), сын Варахии, тот самый, кровь которого нечестивые иудеи неповинно пролили между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35); а Елизавета (с евр. – «клятва Божия») имела по прямой линии родоначальником первосвященника Аарона.
Указав на почетное звание и происхождение родителей Иоанна Предтечи, далее святой евангелист Лука описывает их внутреннее достоинство.
Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
Праведность Захарии и Елизаветы была не внешняя (фарисейская, лицемерная, способная обмануть людей), но истинная и несомненная. Они были праведными не перед людьми, которые могут ошибаться в своих суждениях, а перед Богом, Существом всеведущим, от Которого ничто не может укрыться и явиться в ином свете, чем каково есть в действительности. Следовательно, если Захария и Елизавета пред Богом были праведны, то они и на самом деле были таковы. Поэтому евангелист и добавляет еще, что они поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно, то есть что они не были виновными ни в каком преступлении против закона. Впрочем, надобно заметить, что праведность, усвояемую здесь Захарии и Елизавете, нельзя смешивать со святостью или оправданием от грехов, которое даруется человеку только Кровью Иисуса Христа (1 Ин. 1, 7; 2, 2). Это была праведность законная, которая никогда не могла быть совершенной и способною примирить Бога с человеком (Гал. 3, 10, 11); эта праведность только усиливала жажду к искуплению, возбуждала в сердцах людей чувства покаяния и веры в Мессию. Потому-то в сердце Захарии и Елизаветы, несмотря на их праведность пред Богом, таилось самое живое ожидание Мессии, Искупителя народа Божия и всего человечества.
У них не было детей, ибо Елизавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
Обилие детей и потомства считалось у иудеев внешним выражением особенного благословения Божия праведным людям, и, наоборот, бездетность служила знаком немилости Божией к грешным людям (Втор. 28, 18). Захария и Елизавета, однако, несмотря на свою праведность, до глубокой старости не имели детей. Что же это значит? Было ли это знаком немилости Божией к ним? Очевидно, что Бог испытывал этим только их веру подобно тому, как Он испытывал веру Авраама, и посредством испытания укрепил ее в них так, что они удостоились наконец быть родителями Предтечи Господня. Выражение в летах преклонных означает именно тот период жизни Захарии и Елизаветы, когда по закону естественного человеческого плодородия нельзя уже бывает ожидать рождения детей (например, Быт. 18, 11), но им Бог благоволил даровать сына. Почему же Предтеча Мессии должен был родиться от престарелых родителей? Прекрасный ответ на это – в одном церковном стихе, в котором говорится, что «Иоанн Креститель родился от престарелых родителей для того, чтобы быть истинным Предтечей того Бога Слова, Который имел родиться от Девы, дабы сии великие события были преславны». «За одним чудом, – говорит святой Амвросий, – долженствовало следовать другое. Необходимо было Иоанну Крестителю родиться от неплодной матери, чтобы люди приготовились видеть рождение Спасителя от безмужней Девы».
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения…
…то есть однажды, когда Захария в порядке своей (дневной) чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему кадить фимиамом, когда он вошел в храм Господень, а все множество народа молилось вне во время каждения. По закону Божию, дважды в день – при утренней и вечерней жертве – совершалось благовонное курение (Исх. 30, 7, 8): служащий священник входил во святилище для каждения, то есть совершал каждение не посредством кадильницы, а через возжжение фимиама на алтаре кадилом (ст. 11), а народ в это время приносил молитву во дворе и ожидал его возвращения.
Захарии, таким образом, в один день своей чреды по жребию досталось войти в храм Господень для каждения, что считалось особенною честью, какой, по свидетельству раввинов, не удостаивался ни один священник более одного раза в жизни.
Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
В выражении явися Амвросий и Августин видят указание на внезапность явления ангела, а святитель Иоанн Златоуст – на действительность этого явления и его независимость от состояния духа самого Захарии. «Не сказано, – говорит он, – увидел ангела Захария, но явился ему ангел». Ангел Господень явился близ жертвенника, по правую сторону его (то есть между жертвенником и столом с хлебами предложения) как вестник радости, вестник искупления спасаемых, которых Иисус Христос на суде Своем поставит одесную Себя. Неожиданное, однако, явление ангела смутило Захарию и привело его в страх.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
Чувство страха, естественно, должно было овладеть Захарией при виде ангела, особенно если принять во внимание существовавшее у древних евреев убеждение, что видение ангела предвещает близость смерти (Суд. 6, 22–23; 13, 22). Во всяком случае, и смущение, и страх в душе праведного священника весьма естественны и сами по себе: человеку вообще свойственно испытывать робость при виде величественных и необычайных явлений. «Необычайное видение, – говорит блаженный Феофилакт, – смущает и святых».
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн.
На основании слов: услышана молитва твоя, обыкновенно полагают, что ангел говорит о молитве Захарии относительно разрешения неплодства его жены. Но это одно только предположение. Гораздо вероятнее предположить, что Захария, как один из немногих лучших людей того времени, ожидавших утехи Израилевой – Мессии, молился не о чем другом, как о скорейшем пришествии Его. Притом он, как священник, представлявший собою во время каждения посредника между Богом и молящимся народом, без сомнения, и должен был молиться не о своих нуждах, а о нуждах народа, о его спасении. И вот, в ответ на такую чистейшую и возвышенную молитву он слышит от ангела то, чего никак не мог ожидать по преклонности своих лет: и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн, то есть «Господь милостив». Ангел как бы так говорил: «Ты молился о пришествии Мессии; молитва твоя услышана: Он придет скоро. Сын твой, которого родит тебе Елизавета, жена твоя, должен быть Предтечею благодатного пришествия Его».
И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются…
Если рождение и обыкновенного дитяти в семействе всякого истинного израильтянина сопровождалось радостью, то тем большею радостью должно было быть рождение необыкновенного дитяти, рождение, предвозвещенное ангелом, как это и было на самом деле. (Лк. 1, 58). Радость означает радость внутреннюю, а веселие – радость, выражающуюся внешним образом (ст. 64–67). Указав на радость и веселие при рождении Иоанна Крестителя, ангел сейчас же приводит и основание этому:
Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей…
В этом стихе описываются собственно личные свойства Предтечи и сначала замечается вообще, что ему будет принадлежать высокое духовное значение: он будет велик пред Господом, что и засвидетельствовал Сам Иисус Христос в одно время: ей, глаголю вам, сказал Он, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Затем указываются две частные черты из его жизни. Первая: вина и сикера не будет пить, что означает, что Иоанн будет назореем. В назорействе сосредоточена была вся суровая строгость закона Моисеева, и Иоанн, как завершительный камень здания Церкви Ветхозаветной, должен был вполне выразить эту строгость, чтобы таким образом и самому перейти от закона дел к закону благодати, а для других сделаться надежным руководителем в Царство Христово. Итак, как истинный назорей, Иоанн не будет пить вина и сикера. Под вином разумеется вино виноградное, а сикером называется напиток из всяких других плодов. Предтеча Господень не должен был пить вина и сикера как исповедник покаяния не только словом, но еще более примером совершенно воздержной и строгой жизни.
Другая черта, отмеченная из жизни Иоанна Предтечи, бесспорно, самая высокая: и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. Этою чертою он сравнивается со всеми ветхозаветными пророками, которые были движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Исполнение Духа Святого, или благодати Святого Духа, от чрева матери означает необыкновенно обильное сообщение даров благодати такому человеку для исполнения необыкновенных, предназначенных ему дел, а равно и особенное содействие Божие такому человеку во исполнение его предназначения (Иерем. 1, 5; Пс. 23, 9–10). Это буквально исполнилось на Иоанне, когда он, будучи еще во чреве матери, радостно взыграл при входе Пресвятой Девы Марии (Лк. 1, 41–44).
И многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их.
Деятельность Предтечи ограничивается одним Израилем не потому, будто прочие народы исключены из участия в благодеяниях Божиих, а потому, что то, что совершилось в средоточии человечества, во Израиле, служило для блага всех. Выражение: обратит многих из сынов Израилевых, значит не то, что народ израильский оставил своего Бога, забыл Его и потому должен снова обратиться к Нему. Нет, народ израильский знал своего Бога и исполнял Его закон, а то, что это знание и исполнение было только внешнее и наружное, а не искреннее и сердечное. Но под влиянием проповеди Предтечи многие обратятся к Господу Богу Своему, исправятся в своей жизни.
И сказал Захария ангелу: по чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
Смущение и недоумение Захарии до того были сильны в то время, когда ангел возвестил ему о рождении сына, что он не мог совладать с собою, чтобы не выразить сомнения.
Об Аврааме апостол говорит: он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Сарина в омертвении (Рим. 4, 49). А мысль Захарии именно обратилась на этот предмет. Но за то он сейчас же и получил вразумление от ангела.
Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие.
Ангел усвояет себе еврейское имя Гавриил, что значит «сила Божия». А у Бога «не изнеможет всяк глагол»; следовательно, ангел как бы так говорил: самое имя мое должно ручаться за справедливость слов моих и возможность исполнения их.
И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
«Ангел справедливо не прощает неверующему Захарии, – говорит Афанасий Великий, – потому что он имел в примере прежде него бывших бесплодными и рождавших, как учат Божественные Писания».
Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
По позднейшему преданию, священники, входившие в храм для молитвы, не должны были долго оставаться в нем, чтобы не подать повода думать, будто с ними случилось какое-нибудь несчастье. Вот это-то и заставило народ ожидать Захарию, когда он замедлил во храме.
Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
Когда Захария по выходе из храма не мог говорить с народом и объяснялся с ним знаками, народ понял из этого, а также, вероятно, и из возбужденного состояния духа, отражавшегося на лице его, что с ним случилось что-то необыкновенное, что он имел видение в храме.
Видение означает всякое вообще необычайное явление, представляющееся взору, будет ли то наяву или во сне, и, вероятно, об этом спрашивал его народ. Захария, будучи не в состоянии отвечать, объяснялся с ними знаками.
После сих дней зачала Елизавета, жена его, и таилась пять месяцев…
Пять месяцев, говорит евангелист, таилась Елизавета после того, как сделалась беременной. Чем объяснить такую необыкновенную сокровенность? Ее можно объяснить или тем, что она не хотела дать повода удивляться и разглашать то, что составляло священную и семейную тайну, на которую положена была печать молчания в лишении языка ее мужа, или тем, что она имела намерение сообразить свое поведение с волей Божией, именно: так как Бог благоволил отнять от нее поношение, то она, со своей стороны, и сама не хотела показываться до тех пор, пока ясные признаки беременности не лишили бы всякой другой возможности поносить ее за бездетность.
…и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
По духу Ветхого Завета, в котором вообще внутреннее благочестие тесно соединялось с обилием благ внешних, неплодие считалось знаком немилости Божией, а потому подвергалось поношению (1 Цар. 1, 5–8. Ср.: Ис. 4, 1; Осия 9, 11–12). Вот почему праведная Елизавета, без сомнения, весьма много перенесшая оскорблений за свое неплодство, как только увидела, что более уже не бесплодна, так искренне и от всего сердца благодарит Бога, Который наконец снял с нее поношение, освободил ее от стыда пред людьми.
Елизавете же настало время родить, и она родила сына.
Исполнися время – значит истекло, прошло время, а не настало, как в русском переводе. Прошло, как бы так говорит евангелист, определенное до момента рождения время, и Елизавета родила сына. Одним этим выражением он весьма точно указывает здесь как на исполнение предсказания ангела Захарии, так и на то, что Елизавета, несмотря на свою старость, родила сына в свое время, не ранее и не позже определенного законом естества срока, так что и с этой стороны рождение Предтечи было редким и совершенным.
И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
В этом стихе слышится исполнение предсказания ангела: и многие о рождестве его возрадуются. Радость соседей и родственников была не простой, обыкновенной радостью, но имела, без сомнения, религиозную основу. И ранее уже в немоте отца, которая почти совпала с зачатием младенца, они не могли не заметить особенного действия Промысла Божия, теперь же, когда Елизавета в старости родила сына, они ясно увидели, что Бог оказал ей великую милость, которая и им подавала надежду на скорую милость Божию к себе. Вот этому-то они, без сомнения, и радовались, и с этою-то радостью приходили к Елизавете и приветствовали ее.
На это мать его сказала: нет; а назвать его Иоанном.
В объяснение такого согласия, желания Елизаветы с пророчеством ангела некоторые говорят, что Захария, возвратившись, при помощи каких-нибудь знаков или через письмо передал ей, как должен называться этот младенец. Но соответственно всему ходу этой чудной истории более вероятным представляется, что Елизавета поступила так по особенному откровению свыше, «Елизавета говорила о имени, что имя его Иоанн, как пророчица», – утверждает Феофилакт. Вот почему она объявила, что младенец должен назваться Иоанном, что удивило знакомых и родственников.
Родственники и знакомые думают убедить Елизавету назвать сына Захарией, так как нет обычая называть детей чужим в роде именем. На нее это не подействовало, и обратились к Захарии.
Он… написал: «Иоанн имя ему». И все удивились.
На дощечке Захария написал кратко имя своему сыну: Иоанн. Иоанн (есть, а не будет) имя ему. Словом есть Захария показывает, что не он дает имя сыну своему, но оно ранее дано Самим Богом. Такое неожиданное согласие отца с матерью в наречении одного и того же имени, чуждого их фамилии, удивило всех. И вот, как только сбылось пророчество ангела Захарии, тотчас разверзся язык его.
И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
«Что связало неверие, – говорит святитель Амвросий, – то разрешила вера его (Захарии)». Прежде Захария за свое неверие в исполнение Божественного обетования лишен был языка, теперь же, как только наречением имени сына доказал свою веру в высшее назначение, так же неожиданно освободился от наказания, связывавшего его язык, стал говорить и прославлять Бога.
И был страх на всех, живущих вокруг них, и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
Слух о чудесных событиях в доме Захарии произвел на всех живущих в окрестности потрясающее впечатление. Что же это значит? Что было здесь страшного? Язык у Захарии был отнят, но опять возвращен, родился младенец такой, который будет благодетелем целого народа, все это события радостные. Откуда же страх? На самом деле страх этот был весьма естественный и неизбежный. «Где бывают, – говорит преосвященный Иннокентий, – явления из другого мира, когда наш мир как бы распадается, там непременно нападает на людей страх. Когда отверзается пред человеком другой мир, он не может не трепетать, как трепещет преступник пред орудием казни». Так было и здесь. В отнятии языка у Захарии, рождении сына у него и в возвращении опять способности говорить люди чувствовали действие силы духовной, Божественной и потому невольно трепетали, невольно объял их страх.
И Захария, отец его, исполнился Духа Святого, и пророчествовал, говоря…
Судя по ходу повествования, хвалебная песнь произнесена была Захарией тогда, когда вместе с мыслью о чудесных обстоятельствах возникли разнообразные предположения и гадания о будущей судьбе его, о том, чем он будет. Слово пророчествовал евангелист Лука употребляет не потому, что вся песнь Захарии состояла из пророчества, – в ней, напротив, много говорится такого, что более относится к Православию, чем к пророчеству, – но потому, что вся она произнесена в состоянии вдохновения.
Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему…
Подобно многим псалмам, хвалебная песнь Захарии начинается богатым и полным благословения Богу славословием, с его многообъемлющим взглядом как на прошедшее, так и на будущее. В пророческом воодушевлении он ясно созерцает, что с воплощением Мессии и рождением сына наступило уже исполнение всех Божественных обетований народу израильскому, что Бог посетил народ Свой Своею милостью и даровал ему избавление.
И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему.
Захария пророчествует здесь о назначении сына, раскрывая в пророчестве своем то, что предсказали о предках Мессии древние пророки и что слышал он от ангела. По словам ангела (14-й стих), Иоанн предъидет в духе и силе пророка Илии, каким его действительно почитал иудейский народ (Мф. 11, 9; 21, 21). По пророчествам Исаии и Малахии, он предъидет пред лицом Господним (Мал. 3, 1), чтобы приготовить путь Ему (Ис. 40, 3). Захария соединяет эти два пророчества и таким образом указывает на будущее служение Иоанна как Предтечи Господа. Этот сын – пророк Всевышнего, величайший из пророков, как бы так говорит Захария, предназначен Господом приготовить путь для имеющего скоро прийти Мессии.
Младенец же возрастал, и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Это общее заключение повествования. Прежде всего святой Лука замечает здесь о том, что в Иоанне духовные и физические силы развивались в полной соразмеренности, гармонически: плоть его не господствовала над духом, а, напротив, была у него в подчинении, как и следовало. Под духом разумеется здесь дух Иоанна, а не Дух Божий, хотя должно заметить, что участие Духа Божия при естественном развитии человека подразумевается само собой, так как дух человеческий только тогда и достигает полного совершенства, когда вступает в соприкосновение с Божественным Духом подобно тому, как цветок распускается от соприкосновения со светом. Заметив это, евангелист затем, чтобы показать, что духовное развитие Иоанна не зависело ни от какого человеческого влияния, прибавляет: и был в пустынях…
Относительно того, каким образом Иоанн стал жить в пустыне, предание говорит следующее: слух о чудесных событиях, окружающих зачатие и рождение Предтечи, дошел до подозрительного царя Иудейского Ирода; и вот, когда волхвы искали новорожденного Спасителя, тогда Ирод подумал: уж не этот ли младенец будет царем Иудейским? И приказал воинам, избивавшим младенцев в Вифлееме, убить и Иоанна. Елизавета, услышав о приказании Ирода, удалилась с младенцем в пустыню. Но убийцы проникли и в пустыню. Елизавета, увидя убийц, подбежала к одной отвесной скале и с верою в помощь Божию воскликнула: «Гора Божия, прими матерь с сыном». Скала чудным образом раскрылась и, приняв Елизавету с младенцем, снова сомкнулась. Тогда Елизавета поселилась в одной из горных пещер, внизу которой струился источник воды, а вверху росло финиковое дерево с плодами. Тут она скоро умерла, и Господь повелел ангелу питать и хранить сироту-младенца. Отец же его Захария был убит Иродом, потребовавшим от него указания, куда скрылась его жена с младенцем. Так с самых юных лет Иоанн поселился в пустыне, вдали от шумных городов и здесь-то готовился к своему великому служению постом, молитвою и богомыслием.
Безвыходно ли жил святой Иоанн в пустынях до дня явления своего Израилю? Нет сомнения, что великий подвижник предпочитал тишину пустынного уединения мирскому шуму и волнению, глубоко сознавая, что одно из верных средств не заразиться мирскими пороками – удалиться от грешного человеческого общества; между тем с вероятностью можно предполагать, что он оставлял иногда любимую пустыню для того, чтобы предпринять путешествие, например в Иерусалим, для удовлетворения живому чувству своего благочестия. Всего скорее могли вызвать его из пустыни дни великих иудейских праздников, каковы были: праздник опресноков, праздник седмиц и праздник кущей. Такое путешествие в Иерусалим обязательно было для всякого иудея (Втор. 16, 16). Святой Иоанн как назорей, как сын священника, как Предтеча Мессии, сознающий свое назначение, должен был исполнять этот закон Божий. Во время таких-то путешествий святой Иоанн имел возможность ближе познакомиться со свойствами и образом мыслей своих современников, с духовными потребностями разных классов иудейского народа, в городе и храме приметить многое, чего не примечали тогдашние учителя и хранители народного благочестия или оставляли без внимания… Чистым, не причастным грешной суете мирской, каждый раз возвращался святой Иоанн в свою пустыню и только усиливал здесь подвиги своего благочестия для духовного укрепления, предвидя те сильные препятствия, которые неминуемо предстояли ему при исполнении великого его назначения; потому что мало отрадного представлялось благопросвещенному взору будущего проповедника покаяния в современном ему иудейском народе – в его политическом и религиозно-нравственном состоянии.
Такова история рождения Предтечи Господня, Иоанна Крестителя. Много здесь удивительного и поразительного; но не будем только удивляться, а постараемся взять из этой истории наставление для себя.
1898 г.
Протоиерей Григорий Дьяченко