Урок, посвященный Преподобному Сергию Радонежскому
18 июля, в День обретения мощей Преподобного Сергия по давней традиции множество паломников стекаются в Дом Пресвятой Троицы – Троице-Сергиеву Лавру, дабы перед святыми и многоцелебными мощами Преподобного излить свои слезы и печали, а взамен щедро получить утешение, силу и радость.
Учитель. Постарайтесь вспомнить или найти в тексте жития Преподобного Сергия описание того, каким запомнили святого его современники. Каким был Сергий Радонежский?
“Он имел нрав тихий, и кроткий, и смиренный”, – пишет автор его жития, – милостивый и добросердый, смиренномудрый и целомудренный, благоговейный, нищелюбивый, страннолюбивый”. И еще: “Равно бо любляше всех, и всем добро творяше, и ко всем любовь имеяше”.
Учитель. Объясните, как вы понимаете эти слова, подтвердите примерами из жития Преподобного. Поразмышляйте, как в облике Преподобного Сергия сочетались “неотмирность”, устремленность к вечности и практическое участие в жизни современников, в жизни государства? Как влияло это участие на примирение и единение русских князей, на изменение народного сознания?
Неотмирность православной духовности отнюдь не означает непрактичности. Вспомним отношение Преподобного Сергия к труду, вспомним его умиротворяющее участие в государственной жизни, его роль в “собирании” русских земель, благословение святого благоверного великого князя Димитрия на Куликовскую битву Преподобным со словами: “Богу помогающу ти – победиши”. Вспомним предстояние Преподобного на молитве во время самой битвы, когда он поименно поминал воинов, убиенных в этом сражении.
Миротворческая роль его в конфликтах между князьями – это исполнение евангельской заповеди блаженства: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5:9). Перед авторитетным словом святого Сергия смирялись удельные князья. Даже такой гордый и воинственный враг Москвы, каким был рязанский князь Олег, не смел выйти на поле брани против войск князя Димитрия Донского, зная, что живущий в “отечестве” Димитрия старец Сергий благословил московское воинство. А когда сам угодник Божий пришел с миротворческой миссией в Рязань, отмерив пешком долгие сотни верст, грозный Олег не мог устоять против кротких увещаний благодатного старца и заключил с великим князем Димитрием вечный мир. Служение миру и единству России является величайшей исторической заслугой Преподобного Сергия.
Инсценировка эпизода из жизни Преподобного Сергия
Рассказчик. Множество чудес и благодеяний Божиих совершались и совершается по молитвам великого Сергия. Некий крестьянин, соприкоснувшись с дивным старцем Сергием, изменил свой жизненный путь. Слух о подвижнической жизни Преподобного прошел по разным землям, и многие люди приходили издалека в монастырь, чтобы только посмотреть на Сергия. Увидев его, они возвращались восвояси, рассказывая о Преподобном и дивясь его жизни.
Один крестьянин, живший в деревне, которая находилась далеко от монастыря, наслышавшись о Преподобном Сергии, возгорелся желанием его увидеть. Проделав долгий путь, этот крестьянин пришел в монастырь. В это время Преподобный Сергий вскапывал землю в огороде для посадки овощей. Поскольку крестьянин никогда не видел Сергия, то, придя в обитель, он начал усердно разыскивать Преподобного, расспрашивая братию.
Крестьянин. Кто из вас Сергий? Где мне найти этого чудного и славного мужа, о котором столько рассказывают? Как мне его увидеть?
Рассказчик. У каждого встретившегося ему монаха этот крестьянин спрашивал о Преподобном и просил показать его. Ему отвечали…
1-й инок. Старец, уединившись, копает огород. Подожди немного, пока он выйдет.
Рассказчик. Посетитель не мог дождаться появления Преподобного и, заглянув в щель забора, увидел старца в ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица. Крестьянин не мог и подумать, что это был тот, о котором он столько слышал, кого он так сильно желал увидеть. И снова стал он досаждать братии своими настойчивыми просьбами.
Когда Преподобный, закончив свое дело, вышел из огорода, монахи сразу показали его поселянину.
3-й инок. Вот тот, кого ты желал увидеть.
Рассказчик. Но крестьянин, отвернувшись от Преподобного, разочарованно вздохнул.
Крестьянин. Я пришел в честную обитель, но не нашел полезного для себя: вместо пользы встречаю только насмешки. Я надеялся увидеть святого мужа в славе и величии, ибо я так слышал о Сергии. Но вы мне указываете на человека нищего, в котором я не вижу ни славы, ни величия, ни красивой многоценной одежды; поэтому я думаю, что он не тот, кого я ищу…
Рассказчик. Братия монастыря негодовала на селянина и хотела прогнать его за то, что не воздал чести и не поклонился их игумену. Но Преподобный Сергий возразил.
Старец. Ни в коем случае не делайте этого, братия, ибо он пришел не к вам, а ко мне. Не трогайте его, он сделал для меня доброе дело, и я не вижу никакого за ним преступления. Вспомните слова апостола Павла: «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1). Эти слова заповедуют нам исправлять людей смирением и кротостью.
Рассказчик. Сказав это и не дождавшись от крестьянина поклона, Преподобный поспешно подошел первым, чтобы с любовью и усердием поприветствовать гостя. Сергий с великим смирением поклонился ему до земли, с любовью по-христиански поцеловал его и, благословив и не называя себя, похвалил его за верное о себе мнение. Из этого поступка Преподобного видно, как глубоко было его внутреннее смирение, ибо он с любовью отнесся к человеку, который с презрением отвернулся от него. Насколько гордые радуются почестям и похвалам, настолько же смиренные радуются своему бесчестью и осуждению.
Преподобный не только поцеловал своего гостя, но, взяв его руку, посадил справа от себя, угощал едой и напитками и сотворил ему трапезу с почестями и любовью. Крестьянин рассказал старцу о своей печали.
Крестьянин. Я пришел сюда издалека ради Сергия, чтобы увидеть его, но мое желание не исполнилось.
Старец. Не скорби, Бог так милостив к этому месту, что отсюда никто не уходит неутешенным. И твою печаль Он скоро разрешит и покажет того, кого ты ищешь и хочешь увидеть.
Рассказчик. И вот, пока они еще продолжали беседу, в монастырь со славой и почестями прибыл некий князь. Еще издалека князь поклонился Сергию до земли, и Сергий благословил его; они поцеловались и вдвоем сели, все остальные стояли рядом. Крестьянин же, оттесненный слугами князя, ходил кругом, безуспешно стараясь протиснуться сквозь толпу к своему недавнему собеседнику. Наконец он обратился к одному из стоявших там.
Крестьянин. Скажи мне, кто тот старец, который сидит справа от князя?
Воин из княжеской дружины. Ты не здешний? Разве ты не знаешь Преподобного отца Сергия? Это он говорит с князем.
Рассказчик. Услышав это, крестьянин затрепетал от стыда и страха. После того как князь покинул монастырь, поселянин, взяв с собою нескольких иноков, которых он умолил просить за него, прежде них и с ними вместе кланялся до земли игумену.
Крестьянин. Отче! Прости меня за все мои нечестия и прегрешения. Теперь я воистину узнал тебя, отче, и воочию увидел то, о чем слышал.
Рассказчик. Преподобный Сергий простил его, благословил, утешил назидательной, душеполезной беседой и отпустил восвояси. С той поры и до самой смерти этот крестьянин имел великую веру в Святую Троицу и в Преподобного Сергия: через некоторое время он пришел из своей деревни в монастырь к Преподобному и постригся в монахи, в монастыре он прожил несколько лет и потом отошел ко Господу.
Завершение урока
Вся земля Русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянутся к обители вереницы его почитателей со всех сторон. Никто не уходит в обратный путь неутешенным. Вместе с просфорой монастырской, водою из святого источника люди приносят к своим домашним очагам самое драгоценное – благословение Преподобного.
“Преподобный Сергий, – читаем мы у митрополита Московского Филарета (Дроздова), – прилежно поработал Господу Богу во время свое и принял от Него вечное воздаяние, столь обильное, что вот уже несколько веков от избытка оного неистощимо уделяет всякому, истинно нуждающемуся и непритворно просящему”.
Подготовила Ольга Потаповская