Как воспитать у ребенка добродетель милосердия (нестяжания) в современном обществе потребления, где принято «брать от жизни все»? Милосердие начинается в семье, освященной светом веры, с добрых отношений отца и матери, с любви и жалости ребенка ко всему живому.
«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость», – читаем о добродетели в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля.
Милосердие – свойство Божее, Его подобие – не зависит от национальности и этнической принадлежности человека. Одна из самых известных Евангельских притч – о милосердном самарянине – посвящена доброму поступку представителю этнической группы, которую евреи считали грубым языческим народом (Лк. 10:25–37). Но именно этот иноверец, оказавший милость пострадавшему, и есть, по словам Спасителя, его ближний.
В святоотеческой литературе милосердие (нестяжание) трактуется как щедрость и чуткость сердца и одновременно – отсутствие эгоизма, аскетическая скромность собственных запросов. Например, святой Игнатия Брянчанинов понимает добродетель нестяжания следующим образом: «Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Беспопечительность. Мягкость сердца»1.
На Руси добродетель воспринималась не просто как качество души, но и как средство врачевания страстей, которое простирается в вечность: на помин души люди жертвовали целые состояния монастырям, кормили нищих. Милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину.
Из Священного Писания известно: исход Страшного суда для каждого из нас будет зависеть от того, насколько милосердным человек оказался на земле: помогал ли бедным, навещал ли больных, кормил ли голодных, утешал ли заключенных…
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»(Мф. 25:31–46).
Но не всякая милостыня угодна Богу. «Смотрите, – говорит Господь, – не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного»(Мф. 6:1).
…Однажды Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в церковную кружку. Многие богатые оставляли крупные суммы. Но Христос обратил внимание на бедную вдову, которая принесла всего две лепты, две мелкие монеты. Однако Спаситель говорит, что именно эта женщина положила больше всех – потому что отдала все, что у нее было, и сделала это от чистого сердца (см.: Мк. 12:42; Лк. 21:2). Блаженный Феофилакт писал о том, что жертва или милостыня оценивается не потому, что́ положил, а сколько себе оставил.
У детей еще нет денег. Но ребенок тоже может пожертвовать – внимание, молитву, помощь, игрушку или вкусную конфету…
Современные психологи и педагоги приходят к выводу, что всякая добродетель как нравственное качество воспитывается на нескольких уровнях – онтологическом (который связан с высшими смыслами и ценностями человеческой жизни, выходящими за ее пределы), когнитивном (когда речь идет об осознании и понимании, что такое добро, а что такое зло), эмоциональном (когда ребенок переживает ценности, они становятся для него «своими» на уровне чувств), поведенческом (направленном на формирование у ребенка привычки творить добро в практической жизни).
Онтологический уровень в православной педагогике связан с религиозным воспитанием, воцерковлением ребенка в широком смысле этого слова: освящением светом веры всего круга понятий и практической жизни человека. Это – молитвенное делание, участие ребенка, всей семьи в богослужениях и Таинствах Церкви, изучение Священного Писания и житийной литературы.
Когнитивный (знаниевый) уровень связан с осознанным отношением ребенка к тому, что такое хорошо, а что такое плохо. Здесь важными являются изучение основ святоотеческой теории о добродетелях, примеры добродетельной жизни, показанные ребенку взрослыми, в первую очередь родителями.
При формировании добродетели на эмоциональном уровне на помощь воспитателя ребенка приходят многочисленные жизненные ситуации, а также лучшие произведения мировой и отечественной культуры и литературы, живопись, кино, собственно детское творчество, живая природа.
По мнению советского педагога В.А. Сухомлинского, уже с дошкольного возраста необходимо обращать внимание детей на эмоциональное состояние окружающих, учить видеть боль ближнего, замечать, когда человек находится в печали, когда страдает. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе. Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека»2.
Христианские педагоги советуют воспитывать в детях жалость ко всему живому – как к премудрому творению Божию, бережное отношение к цветам, травам, деревьям, птичкам, животным, букашкам и прочим тварям. К.Д. Ушинский пишет о воспитательном значении живописного ландшафта, С.А. Рачинский вводит в программу своей Татевской сельской школы пешие паломничества в Нилову пустынь, которые одновременно превращаются в незабываемые уроки биологии, географии, краеведения, наблюдения за родной природой.
Современные дети, оказавшиеся заложниками информационных технологий, тем не менее, могут – при помощи педагогов и родителей – использовать их для возрастания в добродетелях – к этому их призывают организаторы движения «Мы сами снимаем кино». На курсах и в летних лагерях движения разбираются, проигрываются, а затем при помощи мобильных телефонов экранизируются притчи о христианских добродетелях. Родители вместе с детьми становятся участниками образовательных программ «Основы кинопедагогики. Проектное творчество детей и молодежи средствами кино», осваивают технологии съемки и монтажа, создают фильмы, которые участвуют в международных детских фестивалях кинопритч «Мы сами снимаем кино». Тем самым дети и взрослые постигают сущность добродетелей милосердия на эмоциональном уровне.
О становлении добродетели на поведенческом уровне пишет русский и советский педагог и психолог П.Ф. Каптерев, предложивший метод «нравственного закаливания». Ученый говорит о необходимости знакомства ребенка с переживаниями и страданиями других людей: «Как можно пробудить глубокую и искреннюю жалость к страдающим в таком человеке, который о страданиях знает только понаслышке, а сам по-настоящему не страдал? <…> Сытый голодного не разумеет. Сытый может дать денег голодному, но если он сам никогда не голодал, то сочувствовать голодному по-настоящему не может. Человек, жизнь которого была преисполнена радостями и удовольствиями, к которому близко не подпускали ни одно темное облачко, весьма мало расположен сочувствовать горю других: оно ему незнакомо и непонятно, он представляет его крайне туманно, в расплывающихся, неопределенных очертаниях»3.
Известно, что во время Первой мировой войны святая царица Александра Феодоровна Романова, пройдя курсы сестер, вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Царская семья положила начало многим благотворительным акциям, ярмаркам для сбора средств на помощь нуждающимся. Сегодня эти традиции возрождаются: в Москве вновь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой, родной сестрой императрицы Александры Феодоровны; в поселке Пионерский Истринского района Московской области начал работу Елисаветинский детский хоспис, существуют многие государственные и частные благотворительные фонды, которые нуждаются в поддержке, волонтерах и будут рады любой помощи взрослых и детей.
Добродетель милосердия связана с привычкой довольствоваться необходимым, делиться самым дорогим, избегать изнеженности, роскоши, многих развлечений.
Комфортная жизнь – один из главных идеалов противоположной милосердию страсти сребролюбия. Старец Паисий Святогорец, калива которого отличалась особым аскетизмом, призывал современников упростить свою жизнь, меньше пользоваться благами цивилизации, которые «производят шум» и развивают лень и зависть.
Педагоги советуют обеспечить детям строгий режим дня и умеренную дисциплину. Следует избегать походов с маленькими детьми в магазин «Детский мир», где у них глаза разбегаются, а подростков – почаще знакомить с вопросами формирования семейного бюджета, ненавязчиво приучая к экономии, прежде всего «на себе». Одним из важных воспитательных средств добродетельной личности остается совместный труд взрослых и детей (в условиях современных городов его иногда заменяет спорт).
Ребенка, который не отличается врожденной щедростью, следует приучать делиться игрушками и сладостями.
Взрослея, дети должны учиться заботиться о маленьких и стареньких. В большой семье, где есть младшие братья и сестры, дедушки и бабушки, – это происходит естественным образом. Небольшим и неполным семьям можно найти объект попечения где-нибудь по соседству: в многодетной семье; а, возможно, помощь нужна, наоборот, одинокому человеку; в детском доме, ближайшем монастыре, где всегда требуются лишние руки – помыть пол и посуду, прополоть грядки, поиграть с малышами…
Но чаще всего все необходимое находится рядом. «Милосердие начинается дома! – уверен протоиерей Артемий Владимиров – Проверкой нашей истинной доброты – является наше отношение к домашним. Добрый человек – он везде добр, и в первую очередь, в своем доме, в своей семье!»
Старая истина о том, что родители воздействуют на детей прежде всего собственным примером, по-прежнему актуальна. Каждое мгновение дети улавливают и впитывают в себя их отношения, которые затем воспроизводят в собственных семьях.
Известны слова святой Александры Федоровны, о том, что и любви нужен ее ежедневный черный хлеб. В своем дневнике она писала: муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. «Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстрых, забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента, и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным и все же в речах и поступках может не хватать той нежности, которая так покоряет сердца. Любовь не дает права вести себя грубо по отношению к тому, кого любишь. Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим».
В заключение еще раз выделим главные направления и уровни становления добродетели милосердия в семье:
– воспитание как воцерковление, освещение светом веры всего круга понятий и практической жизни человека (онтологический уровень);
– осознание ребенком того, что такое хорошо и что такое плохо, понимание сущности добродетелей (когнитивный или знаниевый уровень);
– эмоциональное принятие добродетелей, прежде всего на уровне чувств (через творчество, художественные образы, общение с живой природой, добрые поступки и доброе отношение близких людей, в первую очередь отца и матери);
– формирование практической привычки добродетельной жизни (через добрые дела, умеренную дисциплину и труд, постоянный добрый пример взрослых).
Ольга Каменева
1Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Собрание творений. Том I. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2017. С. 195
2 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания) / сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. С. 288.3 Каптерев П.Ф., О нравственном закаливании. URL: http://dugward.ru/library/kapterev_pf/kapterev_p_f_o_nravstvennom.html.