Среди угодников Божиих, в земле Российской просиявших, особое место занимают святые правители православной Руси – благоверные князья и княгини, нелегкий крест правления государственного сочетавшие с личным благочестием, молитвой, нищелюбием.
Из этого лика святых российских всякому известен благоверный князь Александр Невский, победитель немцев и шведов, хранитель святого Православия во всей полноте, мудрый дипломат, подготовивший будущее возвышение Руси, перед кончиной принявший постриг с именем Алексий.
Но задумывались ли вы о том, что в лике святых благоверных князей прославлен и брат Александра Невского – князь Феодор Ярославич Новгородский, чью память мы совершаем 18 июня? Благочестивой жизнью, кротостью заслужил он обильные милости у Бога и почитание народа православного.
А младший сын святого Александра Невского Даниил Московский, также прославленный в лике святых благоверных князей? С успехом укреплял и расширял он свой удел, которому предстояло стать центром будущей великой державы. Здесь, на берегу Москвы-реки, построил князь первый московский монастырь в честь небесного покровителя своего – святого Даниила Столпника. Здесь принял он постриг в схиму и был погребен как простой член братии, на общем кладбище. А в царствование Алексея Михайловича были обретены святые чудотворные мощи его и перенесены в храм Свято-Данилова монастыря. Там, в сердце Русской Православной Церкви, официальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, они и пребывают ныне на радость всем нам. Знаем мы и святого благоверного князя Димитрия Донского, правнука святого Александра Невского, победившего Мамая на поле Куликовом. Слышали мы и о схимниках Троице-Сергиевой Лавры – Александре Пересвете и Андрее Ослябе, посланных игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским в помощь благочестивому князю-воину, и об учреждении Димитриевской родительской субботы для всенародного поминовения павших за веру и Отечество воинов. Но мало кто вспомнит, что супруга великого князя Димитрия Евдокия, принявшая затем постриг с именем Евфросиния, также причислена к лику святых. Ее память мы совершаем 20 июня. А вот еще одно, позабытое, может быть, теми, кому не очень дороги ни вера отеческая, ни история России, но такое дорогое всякому православному человеку имя. 25 июня Русская Православная Церковь празднует обретение святых мощей благоверной великой княгини Анны Кашинской. Уже в юности, точно зная, сколько душевных сил потребует жизнь, укрепляла дух молитвою и постом дочь ростовского князя Димитрия Борисовича. В родном Кашине, девочкою, кормила нищих, призревала сирых и убогих. Кротостью, добронравием полюбилась княжна великому князю Владимирскому и Тверскому Михаилу Ярославичу (1271–1318). Юноша был сыном князя Ярослава Ярославича, брата святого благоверного князя Александра Невского, то есть его племянником. Князем он стал после смерти брата своего Святослава и начал княжение свое с закладки в Твери величественного Спасо-Преображенского собора.
Михаил и Анна сочетались браком в Твери 8 ноября 1294 года. Четверо сыновей родились у них и дочь, и все бы ладно, но в тревогах удельных раздоров неспокойно было княгине за дом свой. Много слез она пролила, молясь о спасении, но настигла беда, от которой уже было не «воспрять в мире сем».
В пределы тверской земли вторгся князь Георгий Московский, добившийся в Орде ярлыка на великое княжение, так как был он женат на сестре хана, во крещении принявшей имя Агафия. Князь Михаил разбил разбойную рать, взял в плен и жену князя Георгия, и брата его – князя Бориса, и ордынского посла. Тверской правитель принял пленников с честью, но Агафия внезапно занемогла и умерла. Тут же хану донесли, что ее отравили, и он вызвал князя Михаила в орду на суд. Это была верная погибель, и все умоляли Михаила не ехать. Но иначе тверской земле грозило полное разорение от ордынцев, и князь поехал, чтобы душу положить за други своя… Худшие предположения сбылись. Всяческие издевательства терпел князь Михаил, которому надели на шею колоду и так держали его постоянно. Одно утешение было страдальцу: к нему допустили сына Константина, который жил в Орде заложником. Подросток держал перед отцом Псалтирь, переворачивая страницы, ибо закованный и того сделать не мог. Михаил мог бы бежать благодаря преданным ему людям, но тогда погибли бы многие. И, как перед приездом в орду, князь выбрал мученическую смерть, а не гибель других. Он дал напутствие сыну, исповедался и причастился Святых Христовых Таин. 22 ноября 1318 года – а по новому стилю 5 декабря, когда мы и совершаем память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, – в орде принял супруг великой княгини Анны мученическую кончину.
Когда нетленное тело его более чем через год привезли в Тверь, рыдающую княгиню Анну не могли поднять от гроба. Чудеса и исцеления от святых мощей страстотерпца начались сразу же, и в Твери князя начали почитать святым. Анна же после похорон ушла «единому Богу работати». И не было смиренней послушницы в тверском девичьем Софийском монастыре, не было суровей постницы, усерднее молитвенницы, чем инокиня София. Она молилась об отце, умершем в орде, о муже, о старшем сыне Димитрии, отмстившем за отца, но тоже погибшем по воле хана (1325), о сыне Александре и внуке Федоре, провидя ужасную казнь их от татар (1329). Она просила Бога умудрить князей, отвести их от усобиц, о ниспослании конца засилью басурман. По ее молитвам, равно как и по молитвам других угодников Божиих, крепло единение в земле Русской, копились силы для будущей победы над врагом.
Да будут нам примером благочестивые предки наши – благоверные князья и княгини, «добре подвиг совершившие и веру соблюдши». Да испросят и нам святые угодники Божии спасение и верное утверждение на путях наших!
Борис Косинский