На могиле преподобного Паисия Святогорца на белой мраморной табличке написано его скромное, смиренное завещание людям: непрестанно молиться. Живая очередь к могилке старца не убывает…
Опыт духовной жизни непрестанно обогащается подвигами святости и учением отцов современности. Преподобный Паисий Святогорец, просто и доступно излагает учение о духовной жизни христианина. Слава о нем передавалась из уст в уста. Чтобы увидеть старца или получить совет, к нему приезжали из разных уголков планеты – Австралии, Африки, США, Канады, Франции, России, Румынии, Германии. Почитание старца Паисия в Греции сравнимо с пламенной любовью русских людей к преподобному Серафиму Саровскому. Теперь и в России святого Паисия успели горячо полюбить многие православные верующие, действенно ощущая его ходатайство за людей пред Богом, его безграничную любовь, доброту, милость, скорую помощь и благодатные утешения. Свидетельства очевидцев пророческого, богословского даров старца, чудесных событий, связанных с ним, исцелений, в том числе парализованных и раковых больных, выливаются в книжные тома. Поучения и беседы старца благоговейно записаны теми, кого Господь привел искать утешения и духовного опыта у святого подвижника, и мы сегодня имеем возможность вновь и вновь припадать к этому неиссякаемому духовному источнику.
Паисий Святогорец – новый святой
Преподобный Паисий Святогорец – один из благодатнейших старцев нового времени и один из самых ярких и неординарных духовных писателей второй половины XX века, почитаемых во всем православном мире. Его наставления написаны простым, образным языком, подчас с юмором, но проникнуты подлинно святоотеческим духом и содержат важнейшие духовные истины, ибо учение святых отцов он во всей полноте воплотил в своей собственной жизни. Простой монах, получивший лишь школьное образование, но с избытком наделенный божественной мудростью, он воистину без остатка растратил себя ради ближнего. Его поучения не были отвлеченным проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и советы его проистекали из его собственной жизни, главным содержанием которой была любовь – к Творцу и всем Его творениям.
Старец Паисий – это особый святой, можно сказать, «социальный», необычайно близкий к простому народу. Практически все тексты аскетического содержания создавались монахами и, чаще всего, для монахов. Поучения же старца Паисия, их простота и доступность, а также широта обзора тем, актуальны именно для современного мирянина. Его добрый, иногда с юмором слог является образцом современной проповеди. Святой Паисий не просто доступен и предельно понятен, но и деликатен к своим слушателям, которых он считает очень хорошими людьми. Мягкая доброта и необычайная простота Афонского старца оказывается очень действенной.
Паисий Святогорец занимает совершенно уникальное место среди подвижников нашего времени. Его слова, переведенные на многие языки, находят отклики людей со всего мира, а его миссионерская роль сравнима с творениями святых отцов. Множество неверующих людей, прочитав труды отца Паисия, обращаются к православной вере. А воцерковленные люди находят в его творениях ответы на волнующие их вопросы духовной жизни.
О старце Паисии можно говорить, что он сам был столпом и утверждением истины, ибо его поучения – это бытийное богословие, построенное на богатейшем духовном опыте.
Многие богословы затрагивают только вопросы этики или вопросы добродетели, чего не скажешь о старце Паисии. Он не чуждался серьезных догматических вопросов, рассказывая о них достаточно просто. Ортодоксальность в вере была для него принципиальна, он с болью в сердце относился к тому, чтобы пребывать в истине. Для старца Паисия важно было следовать Евангелию и догматам Церкви. Он не был готов к компромиссам, поэтому его труды очень ценны для Православия, а его духовное наследие в полной мере не только соответствует, но и продолжает курс святых отцов.
Труды преподобного Паисия Святогорца
При жизни старца Паисия книг о нем написано не было. Не упоминали о нем по радио, ТВ и в прессе. Однако советы, утешения и рассказы о чудесах, которые случались по молитвам старца Паисия, передавались от человека к человеку. Предусмотрительные сестры обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Суроти, которую основал и опекал до самой своей кончины отец Паисий, записывали его слова и мудрые наставления. Сначала от руки, а в последние годы жизни старца – с помощью магнитофона. Кроме того, каждая насельница монастыря сразу же после своих бесед со старцем подробно записывала их содержание. Сохранились и письма, которые отец Паисий присылал в обитель. Эти записи являются поистине бесценным сокровищем, золотым духовным фондом. Благодаря стараниям благочестивых людей, приложивших усилия для сохранения живого памятника старцу, уникальное духовное наследие старца Паисия Святогорца издано в виде отдельных тематических томов, объединенных в серию «Слова».
В 1998–2001 гг. на греческом языке были изданы первые три тома «Слов» старца Паисия. Перевод полного собрания поучений на русский язык было решено начать со второго тома «Духовное пробуждение», поскольку его тематика сегодня особенно злободневна. Переводчик почти всех томов на русский язык – иеромонах Доримедонт (Сухинин).
Язык «Слов» – удивительно живой, образный, изобилующий диалектизмами, фразеологическими оборотами, шутками, поговорками… Структура текста такова, что читаются книги легко и быстро – буквально «проглатываются». После прочтения каждого тома не терпится взять в руки следующий. И жаль, что всего их пока шесть.
Каждый том «Слов» может считаться отдельной книгой. Первая – под названием «С болью и любовью о современном человеке» – разделена на четыре тематических раздела: о грехе и диаволе, о современной культуре, о духе Божием и духе мира сего, о Церкви в нашу эпоху. Второй том – «Духовное пробуждение» – состоит из пяти частей: об ответственности любви, о подвижничестве и благоговении, о духовной отваге, о зависимости от Неба, о духовном оружии. Третий том – «Духовная борьба» – рассказывает о брани помыслов, о справедливости и несправедливости, о грехе и покаянии, о силе исповеди, а также о черных силах тьмы. Четвертая книга – «Семейная жизнь» – это рассуждения старца о том, каким образом следует создавать семью, о родителях, детях и их обязанностях, о духовной жизни, испытаниях, о смерти и будущей жизни. В первом разделе пятого тома «Страсти и добродетели» отец Паисий рассматривает такие важные грехи, как себялюбие – мать всех страстей, гордость – корень зла, осуждение – величайшую несправедливость. Во второй части тома рассказ идет о противоположных этим страстям добродетелях: смирении, терпении, любви к ближнему, благородстве, любочестии и рассуждении, которое старец именует венцом всех добродетелей.
Рассуждение всегда являлось мерилом слов и поступков Паисия Святогорца. Конечной целью для него было спасение души человека, обращавшегося к нему со своей болью, проблемой, неразрешимой ситуацией. Знавшие святого старца помнят ту нежность, которая появлялась в сердце от его слов, какими бы строгими они подчас ни были. Это происходило потому, что задачей отца Паисия всегда было уврачевать зло, а не заклеймить человека стыдом. Он не ставил страсть своего собеседника к позорному столбу, но помогал ему освободить от нее душу. К любому человеку – совершенному созданию Божию – старец относился с утешительной любовью, сердечной болью и смиренным расположением.
О том, какой духовный опыт приобретает человек, если он духовно работает надо всем, что встречается ему на пути, рассказывает монахиня Филофея, игумения обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Суроти: «Общение старца с сестрами обители обычно строилось в виде его ответов на вопросы. Главной темой личных бесед всегда был духовный подвиг. Старец из всего умел извлекать пользу для души. Любая мелочь и пустяк могли стать поводом для разговора на серьезную тему. Он говорил: «Я все использую для связи с горним, с Небом». Встречаясь с людьми, такими непохожими друг на друга, старец не просто терпеливо выслушивал то, что они ему доверяли. С присущими ему простотой и рассуждением он проникал в самую глубину человеческих сердец. Их боль, тревогу, трудности старец делал своими. И тогда неприметным образом происходило чудо: изменение человека».
В поучениях старца мы находим ответы на многие наболевшие, неразрешимые, на наш взгляд, вопросы. Вопросы, которые волнуют и тревожат каждого, кто задумывается о своей жизни и собственном спасении, кто неравнодушен к тем духовным ужасам и скорбям, в которых погрязло человечество, кто ищет свет во мраке бездуховного.
Книги, автором которых и является сам святой, просты для понимания. Вот лишь часть из них: «Слова» (пять томов), «Арсений Каппадокийский», «Возвращение к Богу от земли на Небо», «Письма», «Отцы-святогорцы и святогорские истории», «Мысли о семье христианской».
Три опасности, от которых предостерегал старец Паисий
Во-первых, и это самая опасная ловушка, обмирщение. Масштабнее всего эта угроза может выразиться в политизации Церкви. Обмирщение чревато оскудением в народе богобоязненности, лишает людей благоговения перед Церковью, теряющей свою цель устремленности к Богу, освящение жизни в ее отрыве от всего земного.
Во-вторых, надо избегать самоуспокоения, ложного внушения, будто все хорошо и мы действуем правильно, «на отлично».
В-третьих, вреден скрытый эгоизм.
Если мы преодолеем эти соблазны, то Господь наш Иисус Христос даст нам Благодать Святаго Духа, и сегодня мы будем иметь ту же святость, которая была у новомучеников и исповедников Церкви в годы гонений.
Святой Паисий учил, что один добрый помысл равен по силе многочасовому всенощному бдению, он духовно изменяет человека. Добрые помыслы предупреждают взлет злых помыслов с диавольских «аэродромов». Постарайтесь насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца.
Святой Паисий о современных детях
Теперь родители зачастую впадают в две крайности, утверждал святой старец. Одни мало участвуют в воспитании ребенка, полностью доверяя его воспитание детскому саду, школе и репетиторам. Другие чрезмерно опекают ребенка, пытаясь оградить от реальной жизни. Дети XXI века меньше общаются со сверстниками, чем их родители, основным развлечением которых были групповые игры на свежем воздухе. Современные дети предпочитают проводить время дома, отсюда и общаться не умеют и здоровье у них шаткое. Дети впитывают в себя информацию со скоростью губки, от переизбытка которой становятся «умны не по годам», и так и не успевают побыть детьми, живущими в мире чудес и фантазий.
Святой старец Паисий говорил, что большую роль в формировании личности современных детей играют навязываемые обществу ценности, значительно отличающиеся от ценностей предыдущих поколений. Если раньше детей учили в первую очередь быть добрыми и полезными для общества, то сейчас в приоритете – быть независимыми и успешными. Отсюда у детей страдает эмоциональная сфера личности, они хуже умеют сопереживать, радоваться, любоваться красотой мира.
В условиях современного кризисного общества отчужденность детей от родителей нарастает, а дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания проявляется все отчетливее. Родители меньше общаются со своими детьми. Очевидно это результат влияния со стороны современного общества. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, когда родители испытывают страх «не справиться» с жизнью, взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. Новым социальным страхом стала неуспешность детей. Перепоручая занятия с ребенком специалистам, родители превращаются в пассивных соучастников социального становления и развития малыша. Еще хуже, когда такие стремления являются следствием собственного самоутверждения перед друзьями и родственниками.
Взрослые наполняют ребенка новыми знаниями и умениями, расширяют его представления и перенасыщают информацией. Однако не задумываются о самом важном: какими глазами малыш смотрит на окружающий мир? Безразличными, настороженными, обиженными, сердитыми или спокойными, добрыми, уверенными и счастливыми? Формирование положительного мировосприятия – основа будущей успешности маленького человечка. При решении данной задачи важно соблюдать три основополагающих принципа: признавать ребенка, понимать ребенка и принимать ребенка таковым, какой он есть. Родители должны не учить жизни, а помочь ребенку самостоятельно научиться жить.
Нравственный кодекс в трудах преподобного Паисия Святогорца
Поучения старца Паисия Святогорца – это рецепты самых лучших духовных лекарств. Старец раскрывает наши духовные очи на многие детали внутренней жизни, и дает мудрые советы к лечению наших болезней и к возвращению духовного здравия.
Изначальная доброта человека, учит святой Паисий, заложена в его природе: духовность, гуманность, должная справедливость, благопристойность и разумность.
«Чтобы сердце не ожесточалось, – говорил старец, – никогда не думай ни о том, что виноват тот, кто поступает с тобой несправедливо, ни о том, насколько велика его вина, а поразмысли лучше о том, насколько виновата ты сама. Погляди: когда люди ссорятся, каждый из них утверждает, что прав именно он. Поэтому люди и находятся в постоянном разногласии. К примеру, двое идут в полицию и, показывая друг на друга, наперебой утверждают: «Он меня избил!» Однако ни один из них не говорит о том, сколько другому досталось от него самого! Куда там – каждый еще и в суд на своего обидчика подает.
Если бы мы размышляли о том, что величайшую из всех несправедливость подъял на Себя Христос, то мы принимали бы несправедливость с радостью. Будучи Богом, Он по многой любви сошел на землю и на девять месяцев заключил Себя во чреве Пресвятой Богородицы. Потом 30 лет Он жил в безвестности, с 15 до 30 лет работал на евреев плотником. А знаете, какие тогда были инструменты? В те времена пользовались деревянными пилами с деревянными зубьями. Ему давали всякие там доски и говорили: «Сделай одно, сделай другое…» Но каково было строгать эти доски? Попробуй-ка построгай теми неуклюжими железками, которые употребляли тогда вместо рубанков! Знаешь, какой это был тяжкий труд? И после этого – три года страданий. Ради проповеди исходил Он босиком всю [их землю] вдоль и поперек. Он исцелял больных, брением отверзал очи слепых, а они все требовали от Него знамений. Он изгонял бесов из одержимых, а неблагодарные люди называли бесноватым Его Самого. О Нем было столько пророчеств и предсказаний, Он совершил столько чудес, но, несмотря на все это, в конце концов Его подвергли издевательствам и предали Крестной Смерти.
Поэтому те, кто терпит несправедливость – самые любимые Божии чада. Ведь терпя несправедливость, эти люди носят в своем сердце потерпевшего несправедливость Христа. В ссылке или в тюрьме они радуются так, словно находятся в раю, ибо рай – там, где Христос».
Поучения святого старца
• Совесть – самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям.
• Множество удобств делает человека ни на что не годным.
• Когда кто-нибудь болеет, тогда он может понять боль другого. Бог дает нам болезнь, чтобы мы расплачивались и копили себе сокровища.
• Свои суждения всегда оставляйте под вопросом. Мы не знаем, что может произойти.
• Христос стучится в сердце, а диавол – в мозги.
• Когда не ищешь себе оправданий, чувствуешь всю радость этого мира. Когда хочешь оправдывать себя – не сможешь найти покоя.
• Диавол обладает не силой, а злобой и ненавистью. Всесильна любовь Божия.
• Мужество – это всецелое доверие Богу. Без него не бывает успеха в духовной жизни. Тот, у кого есть мужество, имеет и любовь. Бог его не оставит.
• Подвиги совершают не те, кто ростом велик, а те, в ком есть отвага, широкое сердце и решимость пожертвовать собой.
Елена Тимашова
Публикуется в сокращении