Практический онлайн-курс для педагогов и родителей
Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994), один из величайших подвижников и пророков нашего времени, подвизался на Афоне, был воспитан русским старцем Тихоном, в своей жизни на практике в совершенстве стяжал христианские добродетели: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, радость, упование на Бога, смирение и любовь. В общении с людьми, которые приходили к нему за помощью и утешением, он делился этим опытом. Преподобный простыми словами и жизненными примерами указывал человеку путь к Небесному Отцу, в Небесное Отечество.
Святой старец полагал, что любая страсть или добродетель начинается с помыслов. Поэтому человек, желающий духовного возрастания, должен в первую очередь превратиться в «фабрику добрых помыслов». Ее сущность состоит в искусстве сохранять свое сердце в мире, даруя этот мир окружающим.
Злые, тщеславные помыслы сводят к нулю все труды. Если человек вынашивает злой помысел, то какие бы подвиги воздержания – посты, бдения и пр. – он ни совершал, все пойдет прахом. А вот один чистый, благой помысел превосходит, по мнению святого Паисия, любой аскетический подвиг.
В рамках практического онлайн-курса представлен богатый опыт афонского старца: Школа святого Паисия Святогорца, его Фабрика добрых помыслов. В этом курсе каждое занятие посвящено одной добродетели. Публикуем занятие, посвященное добродетели смирения.
Добродетель смирения
В одном из предыдущих занятий мы разбирали добродетель терпения и кротости, а сегодня речь пойдет о смирении. Часто кротость и смирение считают одним и тем же, но на самом деле это разные добродетели.
Кротость – внешнее тихое поведение, терпение. А смирение – внутреннее видение своих грехов, надежда только на милосердие Божие, а не на свои заслуги, сознательное самоуничижение, чтобы избавиться от гордости.
Старец Паисий приводит пример, как различать добродетель кротости и терпения: «Одного монаха отцы никогда не видели разгневанным, он никогда не отвечал, если ему досаждали [то есть был внешне кротким]. Однажды этого монаха спросили, какой помысел он имеет в сердце, что, подвергаясь оскорблениям или перенося обиду, он показывает такое долготерпение? На что монах отвечал: «Мне ли обращать внимание на их недостатки… Это лающие псы». То есть он презирал других [при наружной кротости не имел внутреннего смирения].
Смиренный человек кроток. Но это не значит, что кто кроток, тот и смирен. Человек может внешне казаться кротким, но внутри быть исполнен гордости и говорить о других: «Они ненормальные, нечего на них и внимание обращать, пусть себе говорят!»
Преподобный Паисий учит, что без смирения прочие добродетели приобрести невозможно: «Бог одного хочет от нас – смирения, ничего больше. Чтобы духовно преуспеть, человек может просить у Бога любви, молитвы, мудрости, послушания и других добродетелей. Однако Бог не даст нам ничего из просимого, сколько бы мы ни подвизались, если мы прежде не смиримся. Когда же имеем единственною целью смирение, тогда Бог все даст нам даром».
– Мне, геронда, нужно много смирения.
– Пойди, купи. Есть много людей, которые продают смирение, даже отдают просто так, только бы ты этого желала…
– Кто они?
– Это люди, которые, не имея доброго духовного расположения, поступают с нами грубо и своим поведением нас унижают. Смирение нельзя купить у бакалейщика, как продукты. Когда мы просим: «Боже, дай мне смирения», это не значит, что Бог возьмет совок и начнет каждому отсыпать: «Килограмм смирения тебе, полкило – тебе». Бог попустит, чтобы появился грубый человек и поступил бы с нами сурово, или Бог отнимет от другого Свою благодать и этот человек станет нас оскорблять. Это будет для нас испытанием, и если хотим стяжать смирение, то будем трудиться.
Но мы не думаем о том, что это Бог попустил, чтобы наш брат сделался злым ради нашей пользы, и гневаемся на брата. И, хотя просим у Бога смирения, не пользуемся благоприятными возможностями, которые Он нам предоставляет, но возмущаемся и негодуем. По-хорошему, мы должны быть признательны тому человеку, который нас смиряет, потому что он самый наш большой благодетель.
Когда видите, что какая-нибудь сестра выходит из себя и грубо с вами разговаривает, знайте, что, в большинстве случаев причиной тому ваша молитва. Так как вы просите у Бога смирения, любви и т.д., то Бог отнимает ненадолго Свою благодать от сестры, и та унижает вас и расстраивает. Таким образом, вам предоставляется возможность сдать экзамен на смирение, на любовь. Если смиритесь, получите пользу. Что касается сестры, то она получит двойную благодать: во-первых, за то, что Бог отнял у нее благодать, чтобы испытать вас, и, во-вторых, потому что она смиряется, видя свое прегрешение, и просит прощения у Бога. Так что и вы возделываете смирение, и она становится лучше.
Когда я жил в монастыре Стомион, то в Конице жил один священник, который очень меня любил, еще с того времени, когда я был мирянином. Как-то в воскресенье я пошел в Коницу на литургию. В церкви было много народа. Я, как обычно, пошел в алтарь и, когда входил, сказал про себя: «Боже мой, возьми всех этих людей в рай, а мне, если хочешь, дай там хоть один маленький уголок». Когда подошло время причастия, священник, который обычно причащал меня в алтаре, поворачивается в мою сторону и громко говорит: «Выйди из алтаря, будешь причащаться вместе со всеми последним, потому что ты недостоин». Я вышел из алтаря, не говоря ни слова. Встал на клирос и стал читать молитвы ко святому причащению. Подходя последним к причастию, я говорил про себя: «Бог просветил священника, и он открыл мне, кто я на самом деле. Господи Иисусе Христе, помилуй меня, скотину». Едва я причастился, почувствовал внутри великую сладость. Когда Божественная Литургия закончилась, священник подошел ко мне в сокрушении: «Прости меня, – говорит. – Не знаю, как это случилось! Ведь я никогда не ставил впереди тебя ни своих детей, ни матушку, ни себя самого. И как это со мной произошло?» Он кланялся мне до земли, просил прощения, пытался мне целовать руки. «Отец, – ответил я, – не переживай. Ты не виноват, виноват я. Бог тебя использовал, чтобы испытать меня». Священник не мог понять, что я ему говорю, и, мне кажется, я его так и не убедил. Причиной же происшедшего была моя молитва.
<…>
Бог желая, чтобы муж возделал в себе смирение и терпение, забирает Свою Благодать от жены, которая начинает вести себя с «выкрутасами» и обращаться с мужем грубо. В этом случае муж должен не роптать, но радоваться и благодарить Бога за ту благоприятную возможность, которую Он дает ему для подвига.
В семье один из супругов должен смиряться перед другим. Помогает размышление о том, что Христос, будучи безгрешным, терпит нас всех – миллиарды людей – а мы, мучаясь от чужих причуд, погашаем задолженности за собственные грехи.
Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными.
Если студенты смиренно попросят: «Помолитесь, потому что сам я не могу справиться с учебой, но вашими молитвами постараюсь сдать экзамены хорошо», то за смирение они приимут и Благодать Божию, и божественное просвещение. Кроме этого, перед тем, как начинать сдавать экзамены, студентам надо помолиться своему святому покровителю, который поможет им в соответствии с их верой и благоговением.
– Геронда, когда я признаю добродетель другого, в этом есть смирение?
– Конечно, если ты почитаешь и любишь человека, имеющего добродетель, это значит, что у тебя есть смирение и ты на самом деле любишь добродетель. Знак духовного преуспеяния еще вот в чем: что-то хорошее, что есть в тебе, ты не считаешь важным, а самомалейшее добро в другом считаешь гораздо выше твоего, то есть всегда ценишь добро в другом. Тогда на тебя сходит обильная Благодать Божия. Потому тот, кто считает других выше себя, тот выше, потому что на нем почивает Благодать Божия.
– Что мне поможет в стяжании деятельного смирения?
– Как стяжать смирение? Тебе слово, а ты десять? Не терпишь ни малейшего упрека? Знаешь что, дорогая, когда тебе дается возможность смиряться, смиряйся. Твое лекарство состоит в том, чтобы вести себя просто, смиренно, как земля: принимать и дождь, и град, и мусор, и плевки, если хочешь освободиться от своих страстей. Унижения от других помогают человеку быстро освободиться от своего ветхого «я», если он их принимает.
– Авва Исаак Сирин пишет: «Умаляй себя во всем пред всеми людьми». Как этого достичь?
– Смиренным расположением. Когда в семье, в монастыре и т.д. есть дух соперничества в духовном совершенствовании, когда один смиряется перед другим, то каждому от этого польза как в древней Церкви, где исповедь была публичной, отчего все получали пользу. Кто смиряется, получает от Бога благодать и потом помогает другим. Смиренное расположение никогда не уязвляет другого, потому что у смиренного человека всегда есть любовь.
– Что может мне помочь почувствовать себя ниже всех сестер?
– Чтобы чувствовать себя ниже всех сестер, думай о том, как много дарований дал тебе Бог, а ты их не удвоила. Говори себе: «Я только в деревянное било научилась бить, а свои таланты так пока и не смогла удвоить». Когда человек видит себя ниже всех, в самом низу… вот тут возносится на Небо. А что делаем мы? Сравниваем себя с другими и делаем вывод, что стоим выше их. Как только в нас поселяется помысел, что другой человек ниже нас, мы закрываем себя для помощи Божией.
– Геронда, я горжусь физическими способностями и духовными дарованиями, которые, как мне кажется, у меня есть.
– С какой стати тебе гордиться? Ты сотворила небо и землю? Не присваивай себе того, что тебе дал Бог и не стремись показать, что имеешь то, чего у тебя нет. Говори себе: «Бог по моей слабости дал мне некоторые дарования, чтобы я не расстраивалась и не чувствовала себя несчастной. Теперь я должна эти дарования развить, чтобы обогатиться духовно. Слава Тебе, Боже мой». Ты считаешь своими все дарования, которые имеешь, но твои ли они на самом деле?
Все дарования от Бога. Стоит Благодати Божией нас оставить, мы ничего не сможем делать. Допустим, у кого-то есть некоторые способности, и он ими гордится. Прежде всего, пусть подумает, откуда у него эти способности. Их ему дал Бог. Сам человек что сделал? Ничего. Например, кому-то Бог дал побольше ума, и он может иметь свое дело и жить в достатке. Стоит Благодати Божией его оставить, он может влезть в долги и угодить в тюрьму.
А тот, у кого есть дарования, но нет смирения и он своим вызывающим поведением оскорбляет ближнего, вынуждает Христа немного ослабить винтики у него в голове для принудительного смирения. Допустим, кто-то хочет сдвинуть с места большой камень и не может, потому что не хватает ума. Тут к нему подходит другой, поумнее, и говорит: «Ну что, до тебя не доходит?» Берет лом и, используя его как рычаг, легко сдвигает камень. Коли он так себя ведет, не должен ли Бог немножко ослабить у него винтики в голове?
С некоторыми известными проповедниками случается такой паралич речи, что они потом слова не могут сказать! Вот как им приходится смиряться. А что было бы, если бы Бог попускал такому проповеднику беспрепятственно говорить? Каждого Бог тормозит своим способом, чтобы человек не навредил себе.
Нужно внимательно следить, чтобы дарования, которые нам дал Бог, не присваивать себе, благодарить Бога и переживать, как бы не оказаться недостойными таких дарований.
Конечно, Бог не расстраивается, когда человек присваивает себе дарования, которые Он ему дает. Только Он не может дать ему больших дарований, чтобы не повредить. Но, если человек действует с простотой и смирением и признает, что его дарования от Бога, тогда Бог дает ему и другие.
<…>
Гордостью мы сами себя делаем несчастными и огорчаем Бога, Которому тяжело видеть нас несчастными. Бог говорит: «Если им дать какой-нибудь дар, они гордятся, вредят себе и с другими ведут себя нагло. Если не давать, мучаются и страдают. Вот Я и не знаю, что делать».
Будем благодарить Бога не только за те дарования, которые Он нам дал, но и за то, что Он сотворил нас людьми. Ведь Он хозяин в Своем доме, а потому мог создать нас и змеями, и скорпионами, и черепахами, и мулами, и ослами. Кем Он меня сотворил? Человеком. А я соответствую данным мне дарованиям? Нет».
<…>
В столярной мастерской был ученик, который ленился работать и повторял: «Нашли дурачка! Я буду работать, а мастер денежки получать?» – «Если и сам хочешь стать мастером, надо работать!..» – советовал ему Арсений (имя преподобного Паисия до пострига). Однако лентяй не слушал, и тогда Арсений, желая уберечь его от криков мастера, делал не только свою, но и его работу.
<…>
Старец Исидор плохо видел, и потому делал разметку столярных деталей неточно. Но если отец Аверкий, заметив это, аккуратно спрашивал: «Геронда, а тут не криво размечено?» – старец Исидор отвечал: «Криво у тебя в голове размечено». А если отец Аверкий предлагал: «Геронда, благословите, я сам размечу?» – отец Исидор отвечал: «Рот закрой. Ты сам только одну вещь можешь делать – говорить «благословите» и «буди благословенно». При такой работе много досок распиливалось неправильно и шло в отходы. Остальные куски отец Аверкий с большим трудом долго подгонял один к другому, пытаясь спасти их от печки и пустить в дело. Работа, которая могла быть сделана за день, под руководством отца Исидора обычно занимала дней пять. Несмотря на то что в столярке одно мытарство сменяло другое, отец Аверкий каждый вечер клал перед старцем Исидором поклон и со многим смирением и благодарностью говорил ему: «Благословите». «Откуда мне знать, – думал отец Аверкий, – может быть, этот человек послан от Бога для того, чтобы мне помочь? Как же я могу не благодарить его за это?»
<…>
Есть в мире великое зло, незамечаемое нами: это непонимание путей промысла Божия и в результате этого – ропот. Бог не попускает испытаний, из которых не вышло бы чего-нибудь хорошего.
Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога. Единственное, что необходимо в некоторых болезнях, – это немного терпения. Телесная болезнь помогает в исцелении болезни душевной. Болезнь приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь.
Когда калека примет с радостью посланное ему испытание, тогда Бог причислит его к праведникам.
Те, кто родились калеками, или стали ими по вине других, или по своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут со Христом, будут причтены Богом к исповедникам.
<…>
Насколько бы духовным ни был человек, насколько бы хорошо он ни умел сам раскладывать по полочкам касающиеся его вопросы – он не может найти внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь от человека и исправлялся через человека. Благий Бог устраивает это для того, чтобы человек смирялся… Человек должен излагать свои помыслы и то, что с ним происходит, своему духовнику. Открывая свое сердце духовнику и исповедуя ему грехи, человек смиряется. Таким образом ему открывается небесная дверь, его щедро осеняет Благодать Божия и он становится свободным. Но какую пользу мы получим от таинства исповеди, зависит от нас самих.
Если человек поисповедует такой (которым обидел ближнего) грех духовнику, не попросив предварительно прощения у того, кого он ранил, то его душе невозможно прийти в мирное устроение, потому что [согрешивший] человек в этом случае не смиряется.
<…>
Помыслы гордыни приходят молниеносно – это старая уловка диавола. А ты примени другую уловку – постоянно возделывай смиренные помыслы, чтобы обогнать его.
Смирением и молчанием мы побеждаем гнев… если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека.
Самому себя человеку легко укорять, но он с трудом принимает упреки от других… Самому себя легко смирять, но это не значит, что у человека есть настоящее смирение. Когда другой тебя унижает, и ты это принимаешь, вот тогда у тебя подлинное смирение, потому что подлинное смирение – это смирение на деле, а не на словах.
<…>
Поражая гордость, ты поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь.Старец Тихон говорил: «Один смиренный человек имеет больше благодати, чем много человек вместе. Каждое утро Бог одной рукой благословляет мир, но если увидит смиренного человека, благословляет его двумя руками. У кого больше смирения, тот больше всех!