Практический онлайн-курс для педагогов и родителей
Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994), один из величайших подвижников и пророков нашего времени, подвизался на Афоне, был воспитан русским старцем Тихоном, в своей жизни на практике в совершенстве стяжал христианские добродетели: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, радость, упование на Бога, смирение и любовь. В общении с людьми, которые приходили к нему за помощью и утешением, он делился этим опытом. Преподобный простыми словами и жизненными примерами указывал человеку путь к Небесному Отцу, в Небесное Отечество.
Святой старец полагал, что любая страсть или добродетель начинается с помыслов. Поэтому человек, желающий духовного возрастания, должен в первую очередь превратиться в «фабрику добрых помыслов». Ее сущность состоит в искусстве сохранять свое сердце в мире, даруя этот мир окружающим.
Злые, тщеславные помыслы сводят к нулю все труды. Если человек вынашивает злой помысел, то какие бы подвиги воздержания – посты, бдения и пр. – он ни совершал, все пойдет прахом. А вот один чистый, благой помысел превосходит, по мнению святого Паисия, любой аскетический подвиг.
В рамках практического онлайн-курса представлен богатый опыт афонского старца: Школа святого Паисия Святогорца, его Фабрика добрых помыслов. В этом курсе каждое занятие посвящено одной добродетели. Публикуем занятие, посвященное добродетели радости и покаяния.
Добродетель радости и покаяния
Святой старец Паисий, по воспоминаниям очевидцев, никогда не показывал другим, что он устал или измучен – напротив: был радостен, весел и шутил в своем известном стиле. Вот, что говорит сам отец Паисий о радости:
– У человека не может быть горькой печали, потому что, если он свою печаль принесет ко Христу, она станет сладким нектаром. Если у кого-то есть печаль, значит, человек со своими горестями не идет ко Христу… Радость от Христа, а печаль от диавола.
Настоящая, чистая радость обретается близ Христа. Соединившись с Ним в молитве, ты увидишь свою душу наполненной. Люди мира сего ищут радость в наслаждениях, но от этого они сначала испытывают мирскую радость, а после – мирскую тревогу.
Люди, безразличные к спасению своей души, пытаются найти радость и покой в этой суетной жизни, постоянно мучаются, запутываются в бесконечных мирских шестеренках и уже здесь переживают адские мучения.
Мирская радость дает нечто временное, что приятно только в данный момент, но не дает того, что дает радость духовная. Духовная радость – это райская жизнь.
Благой Иисус вместе с грехами всего мира принял на Себя и все его горечи, а нам оставил радость и ликование, которое ощущает тот, кто совлекся своего ветхого человека, и в котором теперь живет Христос.
– Геронда, я чувствую, что мое сердце в состоянии духовной зимы.
– Если хочешь, чтобы погода переменилась, стала ясной и солнечной, чтобы ты расцвела и принесла плод добродетели, то должна радоваться и морозу, и солнечным дням, потому что и то и другое во благо. Мы терпеливо пережидаем духовную зиму, а терпение рождается от надежды духовной весны. Потом, летом, мы познаем блага зимы, которая наполнила водоемы водой и уничтожила морозом все микробы.
Внутренняя радость приходит после того, как будет наведен порядок внутри… Трезвение, внимание, поучение и молитва – согревает душу, двигатель заводится, и машина бежит вперед».
Внутренняя радость, Божественное утешение есть извещение того, что человек примирен с Богом.
Нераскаянный человек является самым неразумным человеком в мире не только потому, что у него, постоянно тяжесть на душе, так как он не кается, чтобы освободиться от этого малого ада, ведущего к еще худшему, вечному, но и потому, что лишается на земле райских радостей, которые продолжаются и бывают намного сильнее в раю, возле Бога.
Я был знаком с портовым грузчиком, который воскресил мертвого… он пошел в морг и со многой болью стал молиться так: «Боже мой, прошу Тебя, воскреси его, чтобы он покаялся, и потом забери обратно». Тут же мертвый открыл глаза и стал шевелить руками.
<…>
Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость… Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедывались и все их беды прекратились.
<…>
Однажды отец Паисий сподвиг вора на покаяние, не прогнав его, а оставив свою келью открытой специально для него, считая его нуждающимся. После вор покаялся и сам принес продукты старцу.
– Геронда, почему иногда бывает так, что находишься в добром духовном расположении и испытываешь радость, а потом вдруг теряешь эту радость?
– Бог посылает тебе духовную радость, и ты радуешься. Потом отнимает ее, и ты начинаешь ее искать, прилагаешь больше подвига и больше преуспеваешь духовно.
Резкий переход от радости к печали чаще всего происходит от искушения… Но с какой стати мы должны позволять тангалашке делать это? Разве радость не лучше грусти? И любовь не лучше ли злобы?»
Если человек и не избавился от страстей, то все равно может чувствовать радость, когда его постигают испытания, огорчения. Если он будет думать, что эти огорчения – лекарство от страстей, тогда примет их с радостью, как больной принимает с радостью горькое лекарство в надежде, что оно его вылечит от болезни.
<…>
В духовной жизни происходит нечто удивительное: когда человек терпит что-то ради любви Христовой, даже мучения, то его сердце наполняется Божественным наслаждением.
<…>
Тот из двух, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.
<…>
Если бы люди жертвовали собой ради других, имели бы радость. Из жертвенности происходит наибольшая радость. Когда человек что-то получает, он радуется по-человечески. А когда отдает, испытывает святую, Божественную радость.
<…>
Бог не обделил никого, каждому дал определенное дарование, которое может помочь человеку в его духовном развитии… Если он познает дарования, которыми его наделил Бог и станет их развивать, то не будет завидовать и будет жить как в раю… тогда будет радоваться талантам других.
<…>
Нет большей болезни в мире, чем помысел, когда диавол внушает человеку с помощью помыслов, что с ним что-то не так. В таких случаях нет лучшего врача, чем опытный духовник, который своей святостью вызывает к себе доверие и отгоняет все эти помыслы от чувствительных созданий Божиих.
<…>
Поняв, что увечье – это благословение от Бога, люди располагают себя правильно и от комплекса неполноценности освобождаются… Постарайся лучше помочь своему ребенку радоваться, что у него только один глаз. Пусть думает, что она мученица.
<…>
Если человек по Богу терпит скорби и несправедливости от людей, это его не просто очищает, оно его дистиллирует!… Подобным образом человек может расплатиться со своими грехами… С радостью претерпевайте любую скорбь».
<…>
Те, которые ставят на первое место свое внутреннее образование (душевное) и даже внешнее образование используют для внутреннего, быстро преображаются духовно, если при этом духовно подвизаются. Тогда они очень сильно помогают миру, ибо избавляют его от адского душевного беспокойства и ведут к райской радости. Эти люди Божии часто имеют меньше дипломов, однако помогают больше, потому что у них много благодати, а не бумаг (дипломов).
<…>
Поклоны за самих себя и за наших собратьев (живых или усопших) – это самое главное наше рукоделие, выполнение которого требует бесконечного труда, было бы только усердие приносить покаяние. А если мы теряем покой, заботясь о других, ничтожных, вещах, несущественных, то в конце концов теряем свою душу.
<…>
Блаженны принявшие ангельский образ, их святая жизнь является самой великой панихидой за все поколения их усопших сродников, душам которых приносит большое облегчение та радость, которую они испытывают за предмет похвалы своего рода – монахов. И, конечно, Бог упокоевает их души по молитвам этих подвижников, потому что их молитвы благоприятны Ему.
Расстройство, огорчение человека, который хочет, но не может подвизаться, восполняет многий подвиг, и сам он имеет мзду большую, чем тот, кто имеет силы и подвизается.
Смиренный человек является самым сильным в мире, потому что и побеждает, и поднимает множество тяжестей других людей с помощью своей легкой совести. Хотя он и испытывает к себе пренебрежение и несправедливость из-за чужих прегрешений, которые по любви присваивает себе, но внутренне ощущает величайшую в мире радость, потому что пренебрег этим суетным миром. Оскорбления, несправедливости и так являются лучшим ланцетом для согрешивших, потому что с их помощью очищаются старые раны. А для невиновных они являются топором палача, и тех, которые с радостью ради любви Христовой принимают их, можно считать мучениками.
<…>
Смиренные люди также похожи на соловьев, которые скрываются в лощинах и своим сладким пением сеют в душах людей радость, день и ночь славословя Творца мира. Гордые же ведут себя, как некоторые шумливые куры, которые оглушают мир своим кудахтаньем, как будто их яйцо такое же большое, как наша планета.
Блаженны возлюбившие Христа больше всего в мире и живущие вдали от мира и рядом с Богом в райской радости еще на земле.