Из «Летописи о Покровской церкви села Покровского, что при реке Кашинке,
Кашинского уезда» священника Иоанна Георгиевича Крестникова (1850–1911)
В фондах Кашинского краеведческого музея особое место занимает рукописная летопись села Покровского на реке Кашинке, написанная в первом десятилетии XXвека священником этого села Иоанном Георгиевичем Крестниковым.
Автор летописи родился в семье пономаря церкви села Покровского Тверского уезда. В 1867–1873 гг. учился в Тверской духовной семинарии. По ее окончании определен учителем Тургиновского земского народного училища, в 1878 г. назначен священником села Покровского на реке Кашинке Кашинского уезда. Педагогические наклонности отца Иоанна подвигли его к созданию в селе Покровском первой церковно-приходской школы, в которой он в 1883–1887 гг. исполнял должности учителя и законоучителя. Около пяти лет отец Иоанн собирал средства на постройку нового здания школы, а в 1895 г. добился выделения от Кашинского уездного отделения Епархиального училищного совета денег на ее реконструкцию и ремонт. Отец Иоанн Георгиевич Крестников умер 9 мая 1911 г. в возрасте 61 года.
Предлагаем фрагмент из летописи священника Иоанна Крестникова, где рассказывается о церковно-приходской школе в селе Покровском. Полностью текст рукописи и комментарии к нему опубликованы в книге «Летопись древнего княжеского села Покровского на реке Кашинке», изданной небольшим тиражом в 2004 г. в серии «Из фондов Кашинского краеведческого музея».
«В Покровском приходе до 1883 г. не было какой-либо определенной грамотной школы, но обучение детей местных прихожан, хотя в весьма малом числе, каждогодно почти велось с 1832 г. местным причтом Покровской церкви в собственных домах и, конечно, малопоместительных. Священник, дьячок и пономарь – каждый лично набирал себе столько учеников, сколько с трудом могло вместить его помещение – от одного до шести человек. Обучение местным причтом всегда производилось по церковной печати и заканчивалось чтением Псалтыря с Евангелием, неграмматическим письмом и изредка первыми четырьмя простыми арифметическими действиями; таким обучением сначала пользовались почти одни дети более зажиточных прихожан с платою за полную выучку от трех до пяти и иногда до 10 руб. с учащегося.
Из священно-церковнослужителей, занимавшихся обучением детей в Покровском приходе, особенно выдаются ревностию и своею любовию к учительству священники Иоанн Сергиев Колтыпин и Александр Иоаннов Воинов; дьячок Петр Иоаннов Носов и псаломщик Стефан Александров Новоселов. Кроме местного причта обучением приходских детей изредка кое-где занимались и сами грамотные крестьяне со своими детьми, кто как мог у себя в доме.
Так велось дело обучения детей до священника Иоанна Крестникова, коему и явилась мысль устроить отдельное помещение для церковно-приходской школы вблизи церкви на местном кладбище и совместно с помещением у церковного сторожа, так как и помещения для церковного сторожа по бедности прихожан совсем не было. Должность же церковного сторожа исправляли сами лично крестьяне местного села по очереди, что было большим неудобством и часто служило причиною многих неисправностей по церкви.
Сознавая необходимость устройства местной церковно-приходской школы совместно с помещением и для церковного сторожа священником Крестниковым неоднократно предлагаемо было многим местным прихожанам обустройство церковно-приходской школы и сторожки, но прихожане по причине своей крайней бедности неоднократно откладывали из года в год устройство школы до более благоприятного времени. И только усиленное настояние со стороны отца Иоанна Крестникова дало возможность в пять лет на добровольные пожертвования местных прихожан и отчасти на церковные суммы и на пособие, присланное из синодальных сумм в количестве 160 руб., построить в 1883 г. деревянное помещение размером 9х8 аршин для школы с тем условием, чтобы в этом же помещении была отделена комната в три аршина и для церковного сторожа с русскою печкою. Затем 12 октября того же года Покровская церковно-приходская школа была открыта. Ко времени открытия школы явилось для обучения 24 мальчика и две девочки.
Малый размер такой постройки школы зависел главным образом от недостатка денежных сумм, да и имелось тогда в виду небольшое число желающих учиться в местной школе, но дальнейшее существование Покровской церковно-приходской школы показало, что учащихся было и более вышеозначенного числа. Вести дело обучения детей при тесноте, увеличиваемой еще неудобством от совместного жительства церковного семейного сторожа, крайне тяжело было и небезвредно для здоровья учащихся и учащих. Признавая необходимость делом распространения школьного помещения еще хотя бы на какой-либо и малый размер, отец Иоанн Крестников неоднократно обращался к местным прихожанам за материальною помощью, но они положительно отказались вследствие крайней своей бедности помочь школе деньгами в этом деле, церковных же сумм при Покровской церкви едва-едва хватает на нужды самой Церкви. Поэтому нужно было просить Кашинское уездное отделение Епархиального училищного совета об исходатайствовании Советом Православного Тверского братства святого благоверного князя Михаила Ярославича денежного пособия сначала в количестве 100 рублей, а потом еще в размере 142 рублей 65 копеек по намеченной смете.
Вся показанная денежная сумма в 1894 году и была выслана Советом Тверского Православного братства, а к началу учебного 1895/96 года Покровская церковно-приходская школа была расширена на 5х8 квадратных аршин при полном ремонте бывшего помещения и устройства в нем отдельной комнаты для учителя и отдельного помещения для церковного сторожа. Школьная классная комната стала занимать следующие размеры: девять аршин длины и восемь аршин ширины, включая в это число и комнату учителя длиною в 5 аршин и шириною в 3 аршина. Окон в школьном помещении семь: три на южной стороне, три на западной и одно обращено к востоку и отделено от класса с одной стороны дощатою перегородкой, а с другой – изразцовою лежанкой и находится в комнате учителя. А за сею комнатою капитальная стена отделяет помещение церковного сторожа с русскою печкой.
В первые годы существования Покровской церковно-приходской школы, с 1883 года по 1887 год включительно, должность учителя и законоучителя принял на себя основатель школы безвозмездно. Причем заявлено было, что ученики бедных родителей будут приниматься в школу бесплатно, ученики же достаточных родителей с платою по одному рублю в год с тем, чтобы на эти деньги приобретать для школы бумагу, перья, карандаши, чернила и грифеля с мелом.
Так велось школьное обучение детей местных прихожан до 1887 года 25 сентября одним местным священником Крестниковым до времени болезни последнего, о чем и было заявлено им Совету Тверского Православного братства. И ввиду засвидетельствованного бывшим местным благочинным Михаилом Морковиным болезненного состояния отца Крестникова, препятствующего временно исполнять обязанности учителя, Советом Православного братства постановлено было ассигновать в распоряжение заведующего Покровскою церковно-приходской школою на наем помощника 50 рублей в год с предоставлением права заведующему школой приискать правоспособное для сего лицо. Первым отдельным учителем в Покровской церковно-приходской школе был Григорий Алексеев Радикорский, окончивший полный курс Тверской духовной семинарии и состоявший на должности учителя сей школы с 9 октября 1887 года по 6 октября 1888 года. Вторым по счету учителем Покровской церковно-приходской школы был с 8 октября 1888 года по 6 октября 1889 года Владимир Стефанов Богоявленский, тоже окончивший курс духовной семинарии. За ним был с 6 октября 1889 года по 5 февраля 1891 года учителем из окончивших курсы Тверской духовной семинарии – Владимир Петров Крестников. Первые трое учителей, несмотря на свое полное образование в семинарии, довольствовались ассигнованным весьма малым жалованием, от 50 до 70 рублей за целый учебный год, из боязни отбывания воинской повинности, до приискания другого более лучшего места.
Четвертым по счету учителем Покровской школы был с 5 февраля 1891 года по 23 сентября того же года, уволенный из 4 класса Тверской духовной семинарии Леонид Яковлев Левшин. За ним учителем был с 23 сентября 1891 года по 9 октября 1892 года Михаил Вениаминов Полозов, уволенный из пятого класса Тверской духовной семинарии. В 1892 году с 9 октября до 15 октября 1893 года состоял на должности учителя Покровской церковно-приходской школы окончивший курс духовной семинарии Павел Алексеев Дворяшин. За ним поступил на должность учителя школы с 15 октября 1893 года уволенный из второго класса Тверской духовной семинарии Александр Александров Сорокин, который пробыл на сей должности три года до 15 октября 1896 года. С 15 октября 1896 года до 1 апреля 1897 года учителем школы был окончивший курс Кашинского городского училища Макарий Виссарионов Завьялов, а после него на должность учительницы Покровской приходской школы определяется окончившая курс женской прогимназии мещанского звания Александра Алексеева Смирнова, замужняя, с 15 сентября 1897 года до 16 сентября 1898 года. С 16 сентября 1898 года до 15 сентября 1901 года поступила на должность учительницы школы окончившая курс женской прогимназии дочь чиновника Вера Михайлова Рождественская. В 1901 году с 11 сентября назначается учительницею местной церковно-приходской школы дочь местного же священника, окончившая курс Тверского епархиального женского училища, Нина Иванова Крестникова, и состояла по 1905 год 20 января. В 1905 году 21 января на должность учительницы Покровской школы назначена Ольга Алексеева Суслова, окончившая курс Кашинской женской прогимназии с педагогическим курсом, девица, дочь умершего фельдфебеля из запасных, и проучительствовала до 1909 года.
В 1909 году Покровская церковно-приходская школа заботами заведующего отца Иоанна Крестникова и приисканием денежной суммы Синодальной в количестве 900 рублей, с присоединением еще церковных и совместно приходских денежных средств, выстроено новое деревянное здание для Покровской церковно-приходской школы размером: длиною 16 аршин и шириною 13 аршин при высоте около четырех с половиной аршин. Здание выстроено совместно со школою и помещения для учителя и для церковного сторожа всего на сумму 1500 рублей при готовом материале на пол, потолок, накатник на чулан и двор из старого материала, а равно битого камня, камня для бута, битого кирпича и битого изразца для лежанки.
В 1909 году с июня месяца Государственною Думой положено было жалование из казны на Покровскую церковно-приходскую школу, по зачислению ее в сеть признанных школ, при существовании и при наличности учащихся от 30 до 60 человек, годового жалования учителя или учительницы 360 рублей, по 30 руб. в месяц, и законоучителю школы в год 30 рублей.
В продолжение первых 18 лет существования Покровской церковно-приходской школы переменилось девять учителей и три учительницы, исключая первые четыре года, когда должность учителя исправлял один местный священник. Выходит, что в 14 лет сменилось учащих лиц 12 человек. Такая частная смена учащих лиц в Покровской школе в первые годы своего существования зависела главным образом от недостаточности денежных сумм, ассигнуемых на содержание учащих, при отсутствии местных материальных средств. Для поддержания Покровской церковно-приходской школы не было постоянного и определенного денежного оклада. Не существовало и ныне не существует какого-либо сбора и с местных прихожан по причине крайней их бедности, исключая на первых порах добровольных взносов с более зажиточных родителей учащихся мальчиков по одному рублю в год на покупку бумаги, перьев, карандашей, грифелей, чернила и мела, но вскоре и такую сумму пришлось уменьшить и довольствоваться 25 копейками с учащегося. Относительно же денежного пособия со стороны местной церкви на школу, кроме отопления школьного помещения, его страховки и мелкого ремонта, невозможно ожидать было, да и в будущем не предвидится, чтобы Покровская церковь могла когда-либо уделить из церковных денежных сумм, коих едва-едва хватает только на нужды самой церкви. Со стороны Кашинского уездного земства поступило за все 18-летнее существование Покровской школы всего деньгами 25 рублей и книгами, полученными в первый год открытия церковно-приходской школы, на 12 рублей. Во все время поддерживало постоянно и ныне содержит Покровскую церковно-приходскую школу единственно сначала Тверское Православное братство святого благоверного князя Михаила Ярославича, а потом учрежденный Тверской епархиальный училищный совет из ассигнованной государственной денежной суммы на содержание учителя школы, высылавший каждогодно жалование и книги, необходимые для школы. Других же каких-либо материальных пособий ниоткуда школа не имела и ныне не имеет, если не принимать во внимание добровольной платы с учащегося мальчика от 25 копеек на покупку письменных принадлежностей для школы.
Ассигнуемое жалование на содержание учителя школы с 50 рублей в год постепенно увеличивалось и возрастало в таком размере: сначала до 60 рублей, а с 60 рублей до 70, а с 70 рублей до 100, а со 100 рублей до 120 рублей, а со 120 рублей до 180 рублей в год. И, наконец, с 1902 года жалование учителя и учительницы, получивших среднее образование, достигло от 240 рублей до 300 рублей в год, а не получившим среднего образования – от 180 рублей до 240 рублей в год и даже опытным и долго служащим до 300 рублей. Но в 1904/1905 учебном году жалование было убавлено и школы разделены на 4 разряда по числу учащихся и удобству здания. Покровская школа причислена к 4-му разряду с января 1905 до 1909 г. 1 июля, когда Государственной Думой ассигновано было казенное жалование учителю 360 рублей и законоучителю 30 руб.
Покровская церковно-приходская школа принадлежит к числу одноклассных смешанных школ. При школе не имеется ни земли под школьный огород, ни сада, ибо расположена в церковной ограде в 20 саженях от местного храма. Учебные занятия в Покровской церковно-приходской школе на первых годах открытия школы начинались с 10 октября, а с 1889 года с 15 сентября.
Большинство учащихся мальчиков посещает школу исправно, отсутствуя средним числом в год не более 10 дней. Причиною неисправного посещения школы всего более служит неимение теплой одежды и обуви в холодное время. Хора певческого из учеников не имеется, но за воскресным и праздничным богослужением ученики школы принимают из способных участие в чтении и пении на клиросе. Все ученики во время богослужения стоят впереди и по рядам, во время Четыредесятницы исповедуются и Святых Таин причащаются в первую и Страстную седмицы.
Успешному и более правильному развитию школьного дела в Покровском приходе препятствует малое сочувствие школе местного народонаселения и отказ в материальной какой-либо помощи для школы по причине как его бедности от неудовлетворительности экономического быта народонаселения, так и от непонимания значения и пользы народной грамотности; да и самое неудобство помещения школы не привлекает к себе хороших учителей надолго. Теснота школы, при недостаточном свете, снова понуждает изыскивать материальные денежные средства на постройку нового более лучшего помещения, о чем уже неоднократно и было заведующим школы в 1902 и 1903 гг. возбуждаемо ходатайство пред Епархиальным училищным советом об оказании денежного пособия в 2322 руб., ввиду крайней бедности местных прихожан, ассигнуемого Училищным советом при Синоде. За №2181 от 27 марта 1903 г. получен ответ, что по состоянию школьного кредита испрашиваемую сумму на потребу одноклассной школы не представляется возможным, а что может быть оказано пособие на означенную постройку в сумме 700 рублей, если остальные средства, потребные на этот предмет, будут изысканы из местных источников. Изыскать такую значительную сумму из местных источников не было никакой возможности и потому через год, в 1905 г., снова подано было прошение об оказании Синодом денежного пособия в размере хотя бы 900 рублей. Когда были получены деньги из Синода и объявлено об этом прихожанам, то они, за исключением двух семей,отказались от всякой помощи и с большим упорством настаивали на том, что не нужно нам ни сторожки, ни училища! И только упорные двухлетние труды отца Иоанна Крестникова дали возможность приступить к строительству в 1908 году школы размером 16 и 13 аршин при 4, 25 высоты. Школа была выстроена за 1500 р. при готовом фундаменте, кирпиче и большой груде леса от церкви, так что в общем школа стоила не менее 2500 рублей.
О суевериях прихожан.
Между местными прихожанами все еще сохраняются кое-где остатки из суеверия, так день понедельник многими считается тяжелым днем, в который опасаются начинать какое-либо дело: пахать, жать, косить и др., думая, что если они начнут в понедельник покос или другое какое-то дело, то оно будет не успешно и тяжело. Сохраняется также почитание пятницы и особенно Ильинской, чтобы Бог не поразил их громом и не истребил поля прихожан градом. Иные прихожане доныне боятся встречи с священником, считая встречу с ним за худое предзнаменование, верят в ворожбу и знахарство больше, чем ученому врачу. Между иными, хотя немногими стариками кое-где вспоминается и даже передается, как бы по наследству, но уже плохо прививается молодыми, даже и такое суеверие, как опахивание ночью вокруг селения во время заразных болезней через дороги сохой на застарелых девах и вдовицах во ограждение, по мнению их, эпизотии и эпидемии. Кроме сего, из суеверного предрассудка иные из прихожан не обращаются во время своей болезни и к таинству Елеосвящения, думая, что принявший сие таинство должен непременно умереть, а если он останется в живых, то на него смотрят, как на человека заживо отпетого, боясь с ним даже иногда и встречи на пути».
Справка
Село Покровское на реке Кашинке – одно из древнейших дворцовых сел Кашинского уезда. В 1532 г. село принадлежало удельному дмитровскому князю Юрию Ивановичу, о чем свидетельствует его грамота, адресованная кашинскому городовому воеводе Павлу Микитину сыну Носову (род. ок. 1480 г., ум. в 1539–1540 г.).
Сведения по истории села Покровского и о членах причта Покровского храма в XVIII и XIX вв. сохранились во многом благодаря «Летописи о Покровской церкви села Покровского, что при реке Кашинке Кашинского уезда», написанной священником этой церкви Иоанном Георгиевичем Крестниковым, в которой он прослужил 33 года. Рукопись «Летописи» хранится в фондах Кашинского краеведческого музея. В 2004 г. она была издана («Летопись древнего княжеского села Покровского на реке Кашинке» /А.М. Казанский, С.С. Носов, А.П. Малова и др. – М., 2004).
Здание церковно-приходской школы было разрушено в начале 1930-х гг. В советское время школа была перенесена в один из домов, экспроприированных у зажиточного жителя села. Служба в церкви велась до 1930-х гг. Последний священник Покровской церкви Николай Петрович Молчанов был изгнан вместе с женой из собственного дома. Он был обвинен в пособничестве кулакам с. Покровского, объявлен классовым врагом, арестован и приговорен Бежецким окружным судом в 1930 г. к «высшей мере социальной защиты» – расстрелу, но вскоре временно освобожден.
Церковь и колокольня с. Покровского были разрушены в апреле 1941 г. Сохранилась лишь одна фотография Покровской церкви 1900 г. На этой фотографии В.А. Колотильщикова на переднем плане видны здания Сретенского монастыря, а на противоположном берегу р. Кашинки – село Покровское, церковь и колокольня.
В 1930-х гг. в селе Покровском существовало два небольших колхоза, реорганизованных позднее в объединенное коллективное хозяйство «Покровское Заречье». В конце 1950-х гг. оно было переименовано в колхоз «Путь Ленина». В колхозе имелся детский сад-пятидневка, медицинский пункт с небольшим стационаром и родильным отделением, общественная баня. Были построены два больших скотных двора с водоснабжением.
В 1952 г. в с. Покровском, по данным архива Кашинского района, было около 42 домов, проживало 120 человек. Уезжать из села стали в 1970–1980-е гг. Колхоз перестал существовать в конце 1990-х гг. Его постройки, ставшие бесхозными, были разрушены или расхищены. К началу XXI века в Покровском было 10 домов, в двух из них постоянно проживали четыре человека, в остальных – дачники. На месте церкви и колокольни – заросшие бурьяном ямы.14 июня 2015 г., в День всех святых, клубом «Зюйд-вест» московской школы №109 в Покровском освящен и установлен Поклонный крест.