«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире». (1 Пет. 5:8–9).
Святая Церковь Христова вступает в спасительный Великий пост. Спасительный, потому что за время воздержания сердце человека размягчается, становится в какой-то мере чище. Именно на очищение наших душ и сердец направлена забота Спасителя. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»(Мф. 5:8), – вот необходимое условие для нашего спасения.
Некоторые сетуют, что Православная Церковь все запрещает, заставляя поститься и молиться, посещать богослужения, во всем себе отказывать. Приходится сталкиваться с подобного рода заявлениями: «Вы нам навязываете религиозные обряды, а мы свободные люди и сами знаем, как нам жить, а Церковь не признаем, потому что у нас с Богом установлен прямой контакт». Позиция, честно скажем, шаткая, ни на чем не основанная, но внедренная в сознание миллионов крещеных, но далеких от Церкви людей. Позиция лукавая! Предлагаем нашим читателям ответы на вопросы, связанные с необходимостью именно для нас самих, людей, а не для Бога, соблюдения святых постов.
Союз Бога и человека всегда основывался на обязанности соблюдения со стороны творения тех заповедей, которые устанавливал Творец Вселенной, Всемогущий и Всеведающий Бог. Заключение такого союза или договора в формате завещания называется на языке Священного Писания Заветом.
Первый такой завет между Богом и человеком был заключен в раю. В Книге Бытия мы читаем: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт. 2: 16–17).
Преподобный Марк Подвижник пишет: «Господь не сказал Адаму: «в оньже день снесте, Я умерщвлю вас», но, предостерегая их, предвозвещает им закон правды, сказав: «в онъже аще день снесте, смертию умрете»(Быт. 2:17). И вообще Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению, как думают некоторые, незнающие духовного закона» (Добротолюбие, Т. 1).
Это очень важно: Бог предоставляет человеку возможность поступить по своему произволению, не ограничивая ни на йоту его свободы. «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Выбор за нами!
Такое положение вещей сохраняется на протяжении всей истории человечества по мере нарушения, а точнее, разрушения заветов. Бог давал новые заповеди и новые обетования, все более открывая людям приближающееся Воплощение Мессии от Пречистой Девы. Так было с Авраамом и Ноем, Моисеем и Самуилом, Давидом Царем и Царем Соломоном, другими пророками. И многие ветхозаветные праведники сохранили верность своему Создателю.
Наступила эра Нового Завета, который Бог заключил с людьми через Воплотившегося Сына Божия и Бога Истинного – Иисуса Христа!
Церковь Христова всегда шла и будет идти за своим Основателем – нашим Спасителем. Господь личным примером установил воздержание, проведя после Своего Крещения от Иоанна Предтечи в водах реки Иордан 40 дней и ночей в строжайшем посте на горе Искушения (Каранталь), расположенной к западу от Иерихона. Евангелист Матфей пишет: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал»(Мф. 4:2). Обратим внимание, что Сам Господь подвергся искушениям от врага рода человеческого, диавола. Этот зловредный растлитель покусился приступить со своими обольстительными идеями к Самому Богу! Неужели же мы, находящиеся в падшем состоянии люди, надеемся, что этот губитель оставит нас когда-нибудь в покое. Это очень наивно! «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»(1 Пет. 5:8), – предупреждает святой апостол Петр. Ему вторит и апостол Павел: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия»(Еф. 5:15–16).
Отсюда первый и главный аргумент в пользу соблюдения постов: только при наличии с нашей стороны подвига воздержания, неукоснительного и бескомпромиссного, мы имеем возможность рассчитывать на содействие нам благодати Духа Святого. Приведем здесь слова Самого Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Ключевое слово здесь – противостояние.Стоять и не падать в пучину греховную – вот в чем принципиальный смысл воздержания!
Для обеспечения жизнедеятельности человека необходима пища, сообразная возрасту, состоянию здоровья и вообще индивидуальной способностью организма ее переваривать. Необходимо учитывать, что человек Премудростью Божией, помимо тела, наделен еще и бессмертной душой. Православный христианин носит на себе печать Дара Духа Святого, которой он запечатывается в Таинстве миропомазания. Соответственно, и пища может быть не только телесная, но и душевная, и духовная. Воздержание же касается всех видов пищи.
Начинаем мы наше духовное восхождение с ограничения себя в пище телесной. Святая Церковь еще в древности выработала устав постов, которого свято держится все две тысячи лет своей истории. Этот устав поражает своей целесообразностью и поистине материнской заботой о своих любимых чадах. Подробно и обстоятельно можно ознакомиться с церковными установлениями в богослужебной книге под названием «Типикон» (греч. – «Устав»).
Воздержание от скоромной пищи в период поста – мяса, молока и яиц – способствует истончению тела, которое, фигурально выражаясь, начинает «понимать», что сейчас не его время, диктовать душе свои условия затруднительно. Очень существенно, чтобы человек ограничивал себя не только в ингредиентах, но и в объеме. Ведь недаром Священное Писание называет чревоугодников идолопоклонниками: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном»(Флп. 3:18–19).
Объедение приводит к тому, что человек не может мыслить о духовном, теряет способность к молитве. Вспомним пословицу: «Сытый животок к молитве глох». На языке Церкви такой грех называется чревобесием.
Не забудем и о том, что есть еще одна, не менее отвратительная разновидность греха чревоугодия. Это – гортанобесие. Суть его заключается в зависимости человека от именно «вкусной» пищи. Часто можно слышать такой разговор во время приема пищи: «Вкусно или нет?», «В прошлый раз было вкуснее», «Мы ели то-то и то-то тогда-то и там-то», «Какая замечательная была докторская колбаса по 2-20» и т.п. Такая концентрированность на качестве пищи и есть гортанобесие. Особенно это нужно помнить женщинам. Да, стремиться приготовить качественную еду для своей семьи не является грехом. Грех же заключается в зависимости от качества пищи, «зацикленности» на нем вместо благодарности Богу за то, что Он не оставляет нас и дает нам пищу во благовремение.
Но борьбой с чревоугодием подвиг воздержания не ограничивается. Есть у нас необходимость кормить не только плоть, но и душу. Пища для души, равно как и для тела, может быть полезной или вредной, может быть и ядовитой, смертоносной. Ведь ни одному нормальному человеку не придет в голову дегустировать бледную поганку.
Насколько же осторожней нужно быть человеку при выборе пищи для бессмертной души. Насколько же она, наша душа, выше тленного, болеющего, стареющего, дряхлеющего тела!
Время святых постов предназначено для особенного, углубленного изучения основ православной веры, текстов Священного Писания Ветхого, а прежде всего, Нового Заветов, чтения душеполезных (а ведь не напрасно они так называются) книг.
Напротив, всевредоносное для души желательно исключить из своей жизни не только в период поста, но и на всякое время вообще. Игромания, интернет-зависимость, кино-, видео-, меломания! Вот сюда, на преодоление этих зависимостей, и нужно нам употребить свои усилия, свой пост!
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»(1 Кор. 6:12), – говорит святой апостол Павел. Не должно обладать!
Есть и еще одна составляющая в человеке – это его дух. «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя», – заповедовал нам великий угодник Божийпреподобный Серафим Саровский. Для того, чтобы его стяжать, необходима пища и для него. Духовная пища есть богообщение для нас, православных христиан.
Самое точное удостоверение в благодатности святых постов мы находим в житиях святых нашей Церкви. Посмотрите, какие великие подвиги постничества несли такие же, как и мы, из плоти и крови сотворенные, мужчины и женщины. Это те люди, которые серьезно отнеслись к грозным предостережениям святого апостола Павла: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3:5–6).
Преподобный Сергий Радонежский, Игумен земли Русской, был образцом для своих учеников «в пениях, бдениях и пощениях», как подчеркивается в тропаре этому святому. Начиная со своего рождения, он никогда не нарушал пост в среду и пятницу, воздерживаясь не только от какой-либо пищи, но и от пития, не принимал в эти дни даже материнское молоко. Как важно для нас, современных христиан, держать в памяти подобные примеры для воспитания наших потомков в святости и целомудрии, в благоговении к церкви и ее уставам! Вопрос о необходимости поста для детей – очень серьезный и требует от взрослых веры и упования на Бога, Который подает нам в свое время все необходимое для поддержания наших сил. Как донес до нас русский писатель И.С. Шмелев в книге «Лето Господне», написанной от лица мальчика, Великим постом закрывались все мясные лавки, а в домах даже убирались до Пасхи все нарядные скатерти и занавески. Для детей тоже наступал пост.
Показателен эпизод из описания жизни юного наследника российского престола, святого страстотерпца царевича Алексея Николаевича Романова: «После посещений ставки любимой пищей цесаревича стали «щи и каша и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил».
Великими постниками были и другие подвижники благочестия, русские и греки, аскеты Палестинской пустыни и египетские отцы, насельники Святой горы Афон и грузинские безмолвники… Сколько же их – прославленных и непрославленных – подвизалось ради Христа в надежде на спасение своих душ!
Среди всего сонма святых хочется особенно выделить подвиг преподобной Марии Египетской, житие которой мы всегда слышим в храме на пятой седмице Великого поста. 47 лет она провела в абсолютном уединении в Иудейской пустыне за Иорданом, где подвергалась страшным искушениям со стороны врага рода человеческого, мучимая, в первую очередь, своими собственными воспоминаниями, желаниями, похотью, но благодаря строжайшему посту, изнуряя бесконечно свою плоть, преподобная Мария с помощью Божией не только смогла выстоять в этой борьбе, но сподобилась от Господа сверхъестественных дарований и стала непреступной крепостью для демонов. Великая угодница Божия Мария претерпевала и телесные искушения в пустыне: голод и жажду, зной и мороз, – все переносила искренне кающаяся бывшая блудница, не поддаваясь унынию и отчаянию.
Среди нас живут люди святой жизни, монашествующие и миряне, которые и сегодня продолжают дело аскетического подвига, всю свою волю подчиняющие своему Спасителю – Господу нашему Иисусу Христу. Нужно только присмотреться, захотеть это увидеть. Тогда и самим нам захочется хоть в чем-то подражать нашим великим предшественникам на узкой тропинке, ведущей в жизнь вечную.
Постараемся не забывать назидательные слова апостола Павла, обращенные через тысячелетия и к нам: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»(Рим. 16:17–18).
Поэтому, приходя к Живому Богу в Православную Церковь, будем находить здесь вместо системы запретов свободу. Свободу богообщения в молитве, в покаянии, через которое Господь очищает нас от грехов, свободу в Милости Божией, и, самое главное, в спасении души в вечности, после завершения нашего земного странствия.
Будем поститься постом приятным, молиться и ждать благоговейно Праздник Праздников – Светлое Христово Воскресение!
Священник Сергий Генченков
Диалог преподобной Марии Египетской и старца Зосимы:
«Зосима спросил:
– Сколько же лет, госпожа, прошло, как ты водворилась в этой пустыни?
– Я думаю, – отвечала она, – протекло 47 лет, как я оставила святой город.
– Что же, – спросил Зосима, – ты находишь себе на пищу?
– Перешедши Иордан, – сказала святая, я имела два с половиной хлеба; они понемногу высохли, как бы окаменели, и их я вкушала понемногу несколько лет.
– Как ты могла благополучно прожить столько времени, и никакой соблазн не смутил тебя?
– Я боюсь отвечать на твой вопрос, отец Зосима: когда я буду вспоминать о тех бедах, какие я претерпела от мучивших меня мыслей, я боюсь, что они снова овладеют мною.
– Ничего, госпожа, – сказал Зосима, – не опускай в своем рассказе, я потому и спросил тебя, чтобы знать все подробности твоей жизни.
Тогда она сказала:
– Поверь мне, отец Зосима, что 17 лет прожила я в этой пустыне, борясь со своими безумными страстями, как с лютыми зверями. Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню. Тогда я мысленно становилась перед иконою поручительницы моей, Пречистой Богородицы и с плачем умоляла отогнать от меня мысли, смущавшие мою душу. Долго я так плакала, крепко ударяя себя в грудь, и наконец как бы свет разливался вокруг меня, и я успокаивалась от волнений. Как признаться мне, отец, в блудных вожделениях, овладевавших мною? Прости, отец. Огонь страсти загорался во мне и опалял меня, понуждая к похоти. Когда на меня находил такой соблазн, то я повергалась на землю и обливалась слезами, представляя себе, что перед мною стоит Сама моя поручительница, осуждает мое преступление и грозит за него тяжелыми мучениями. Поверженная на землю я не вставала день и ночь, пока тот свет не озарял меня и не отгонял смущавшие меня мысли. Тогда я возводила очи к поручительнице своей, горячо прося помощи моим страданиям в пустыне – и действительно, Она мне давала помощь и руководство в покаянии. Так провела я 17 лет в постоянных мучениях. А после, и до сего времени, Богородица во всем – моя помощница и руководительница».
Из жития преподобной Марии Египетской в изложении святителя Димитрия Ростовского
Справка
Священник Сергий Генченков – клирик Никольского храма села Никулино Истринского благочиния, кандидат филологических наук