В нынешнем году исполнилось 260 лет со дня основания Московского университета и 250 лет со дня преставления Михаила Ломоносова. О проекте «Наука и вера» мы беседуем с его организатором, студентом факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, членом патриотического отдела студенческого совета Ярославом Каниным.
– Ярослав Владимирович, кто стоял у истоков Московского университета? Как его устроители мыслили соединение светской науки с богословием?
– Наступило символичное время для Московского университета, основанного по указу Ее Императорского Величества царевны Елизаветы 260 лет назад. Эта дата удивительным образом скрестилась с датой – 250 лет с момента, когда великий русский человек, родитель отечественной науки Михаил Васильевич Ломоносов закончил свой жизненный путь. За свою недолгую жизнь он сделал немало для развития отечественного образования, науки и просвещения, по миропониманию опередив на несколько десятков лет своих современников. Этим он и привлекал внимание мудролюбивых государственных деятелей, таких как Иван Иванович Шувалов. Будучи фаворитом императрицы, Шувалов имел возможность претворить в жизнь замысел Ломоносова – основание первого в России государственного университета, что и было осуществлено указом императрицы Елизаветы Петровны 25 января, в День святой великомученицы Татианы, лета 1755-го.
Мысль о создании Университета Ломоносову пришла не сразу, к ней он шел через длинную череду трудов и испытаний, серьезно повлиявших на развитие его выдающейся личности, соединившей светскую науку и веру. Можно сказать, что в нем происходила невидимая духовно-химическая реакция, ход событий которой отражался на его отношении к жизни, его ценностях и плодах научного и духовного роста. Истоки этих явлений берут свое начало из необычных обстоятельств рождения Ломоносова. Во-первых, дата его рождения выпала на 8 ноября (по ст. ст.) – День собора святого Архистратига Михаила, во-вторых, он родился на Курострове (от славянского «отец остров») Холмогорского уезда в селе Мишанинская (от Михаил), что на Архангельской земле, и, в-третьих, его назвали Михайло, в честь Архангела Михаила. Сам Бог призвал Михаила Васильевича и поставил покровителя ему Архистратига Небесных Сил Архангела Михаила.
У нас, в славянском народе, говорят: «как корабль назовешь, так он и поплывет», «по имени и житие». По мере своего взросления деревенский северянин, помор Михайло во время, свободное от работы по дому и помощи отцу Василию Дорофеевичу в морском промысле, посещал службы в храме Димитрия Солунского, где дьячок ставил его алтарничать, учил грамотно читать и писать по-старославянски и поручал читать народу жития святых, Псалтирь и богослужебные требники.
После смерти крестьянина села Мишанинское Христофора Дудина Ломоносову были отданы три его книги: «Псалтирь рифмотворная» (изд. 1680 г.) иеромонаха Симеона Полоцкого, «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703) ученого Леонтия Магницкого и «Грамматики Славенския правилное синтагма» (совокупность правил; переизд. 1648 г.). Эти книги легли в основу славянского мировоззрения будущего ученого. Нам, чтобы понять, как Ломоносов мыслил соединение светской науки с богословием, необходимо исследовать вышеупомянутые труды, они есть в библиотеках и в интернете. Тогда можно будет прикоснуться не только к корню мировоззрения Михаила Ломоносова, но и к воззрениям богословов и ученых, повлиявших на его воспитание.
– Вы являетесь организатором проекта «Наука и вера»?
– Мне посчастливилось в качестве студента Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова стать организатором данного замысла, старт ему был дан 4 апреля 2015 г., в день, когда исполнилось 250 лет со дня преставления Михаила Васильевича. Совместно с братией ставропигиального мужского монастыря, на территории которого располагалась Славяно-греко-латинская академия, где учился Ломоносов с 1731 по 1735 г., была отслужена панихида, возложены цветы к памятной доске на Никольской улице, затем в стенах Института стран Азии и Африки МГУ прошла научная конференция «Наука и вера». В этих мероприятиях участвовали известные духовные и светские лица: профессор МДА, архимандрит Платон Игумнов, профессор А.П. Черняев, проректор МГУ, академик РАН Г.С. Голицын, профессоры философских наук и богословия В.Я. Саврей, В.Н. Катасонов и другие.
– На прошедшей в апреле конференции доктор богословия Владимир Катасонов сказал, что «наука кое-что говорит нам о мире, а религия – все». Какие шаги по сближению науки и религии предпринимаются сегодня на разных кафедрах МГУ?
– Согласен с мнением Владимира Николаевича, более того, скажу, что наука призвана укреплять веру, открывая новые просторы и глубину познания замысла Творца ради просвещения сердец и умов человеческих. Сегодня в России есть большой интерес и большая любовь к научно-духовному просвещению. Свои обильные истоки она берет из событий 1000-летней давности, когда правили нашим государством князь Владимир Красное Солнышко и его сыновья, особенно князь Ярослав Мудрый. Подтверждение этому мы находим в Лаврентьевском своде летописей: «Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их Крещением; сын его, Ярослав, насеял их книжными словами, а их теперь пожинают, принимая книжное учение. Велика бывает польза от него; из книг учимся путем покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание; это – реки, напояющие вселенную; в книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они – узда воздержания».
Мы видим связь времен и сходство жизненных путей и деяний святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного князя Ярослава Мудрого с деятельностью первого выдающегося ученого России Леонтия Магницкого и его последователя, приумножателя российских наук Михаила Ломоносова. Понять только умом эту параллель не получится, как невозможно, по слову Федора Тютчева, понять умом Россию. Эти выдающиеся люди показали нам своей жизнью величие любви, веры, надежды, мудрости, жертвенности, благоговения и мужества на поприще становления отечественной науки и утверждения православной веры.
Учитель Ломоносова в Марбурге Христиан фон Вольф учил Михаила Васильевича: «Истина лежит в гармонии разума и веры, разум дает знания, а вера его направляет». И при этом мог процитировать Френсиса Бекона: «Если хромой калека изберет верный путь, то он способен обогнать рысака, бегущего по неверной дороге». Как мы помним, князь Ярослав Мудрый с детства был хромым, но добился своей жизнью высокой святости, за что мы его должны почитать, любить и равняться на него!
Сегодня в МГУ делаются шаги по сближению науки и религии. После введения в 2013 г. в университете ректором, академиком В.А. Садовничим межфакультетских семинаров на философский факультет, курс «Наука и религия», стали приходить студенты с других факультетов. Институт стран Азии и Африки в скором будущем совместно с одним из духовных учебных заведений Москвы откроет центр изучения христианства на Востоке. При МГУ есть домовый храм святой великомученицы Татианы, где постоянно проходят службы, творческие вечера и конференции, объединяющие ученых, богословов, духовенство, студентов, прихожан.
– Какую связь имеют Московский университет и Заиконоспасский монастырь?
– Связь очень крепкая и неразрывная. Без Заиконоспасского ставропигиального монастыря не было бы Славяно-греко-латинской академии, а без нее не было бы гениальных (от латинского genius – духовный) и высокообразованных выпускников Магницкого и Ломоносова. Без Славяно-греко-латинской академии не был бы основан Московский государственный университет и не разросся бы до масштабов, какие мы сегодня имеем. Замысел Ломоносова был высок, и полноту его мы до сих пор не способны понять и осуществить, поскольку состояние нашей духовности разнится с состоянием духовности Ломоносова – человека XVIII в.
За последние два с половиной столетия существования Московского университета Россия получила немало выдающихся выпускников, серьезно повлиявших на судьбу нашего государства. Отдельно хотелось бы выделить выпускников МГУ, которые стали новомучениками и исповедниками Российскими, – это священномученики Владимир Амбарцумов (физико-математический факультет), Сергий Мечев (медицинский факультет), Илья Громогласов (юридический факультет), магистрант церковного права (1915), и мученик Михаил Новоселов (историко-филологический факультет). Все они показывали выдающиеся результаты в науке, вере и благочестивой жизни, за что и были гонимы и претерпели мучения за Христа и Пресвятую Троицу.
Связь Московского университета, Заиконоспасского ставропигиального монастыря и домового храма святой мученицы Татианы позволяет и дальше укреплять связь науки и православной веры. Как сказал Ломоносов, «природа и вера суть две сестры родные и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величество, в другой – Свою волю». Сегодня, как никогда, открываются просторы для творчества через призму созидания науки и православной веры. Велико количество выпускников МГУ, продолжающих научную деятельность на священническом поприще.
– Какое, на ваш взгляд, значение имели труды Ломоносова по восстановлению и сохранению русской истории, искаженной немецкими учеными?
– Труды Ломоносова по русской истории имеют до сих пор самое большое значение не только для нашего Отечества, но и для всего мирового бытия, которое составляет цельное образование. Качество этого образования зависит от истинности исследований ученых. Ломоносов не собирался заниматься историей в широком масштабе, но когда он увидел, что немецкие ученые – иноверцы Готлиб Байер, Герхард Миллер и Август Шлецер, «заселяя» Российскую академию наук, стали искажать истинность фактов, отраженных в древних русских летописях и сводах монахов Нестора и Лаврентия, то взялся за сохранение русской правды. Если мы исследуем перевод Шлецера, то сможем увидеть несогласованность фактов с трудами Геродота, Птолемея, Кромера, Страбона, а также польских историков Яна Длугоша (XV в.) и Матея Стрыйковского (XVI в.), трудов Берлинской академии наук и др., на которые опирался Ломоносов, уже тогда ведя информационную оборону государственной важности.
Для меня этот вопрос особенно важен: я родился в Калининградской области, где когда-то жили наши славные предки варяги, на защиту истинного происхождения которых встал Михаил Ломоносов. Уже более двухсот с половиной лет он говорит нам, что варяги, которых призвали в Новгород на Русь править и владеть, вышли не из норманнов или скандинавов, то есть свеев (шведов) и урманов (нурманов, норвежцев), а всегда были самыми северо-западными славянами, жили по берегу Варяжского моря (ныне Балтийского), держали пути и до греков, и до Рима, своей территорией, до определенного времени простирающейся до легендарного острова Рюгена (Руяна) – современной Германии, где стоял древний славяно-языческий город-храм – Аркона.
Сегодня у нас в международных отношениях много разногласий и недопонимая, потому что мы пожинаем плоды тех кривых информационных семян, в виде разделения народа по разным убеждениям, ценностям и уровню образования, которые были посеяны в XVIII в. иноверцами Байером, Миллером, Шлецером и другими.
Причина такой слабины не только на совести иноверцев, после смерти Ломоносова неправильно переведших «Повесть временных лет», написанную Нестором Летописцем и включенную в Лаврентьевский свод летописей. В Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга, где находится этот свод, современные российские историки и археологи этим сводом летописей не пользуются, а пользуются более поздними переводами, вроде немецких.
– Ярослав Владимирович, с каким посланием мы, люди XXI в., могли бы обратиться сегодня к первому русскому ученому Михаилу Ломоносову?
– Спасибо за столь высокую честь. Аз, грешный, имея дерзновение к такому русскому исполину науки православного Отечества, хотел бы обратиться с такими словами, ибо время пришло и вопиет к нам: «О наши дни благословенны, дерзаем ныне ободренны, раченьем нашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать», – и просвещать своими примерами высокой святости весь XXI в. и последующие века, надо только объединяться во Христе, значит – в любви.
Беседовала Ирина УШАКОВА