Преподобный Паисий Святогорец творил чудеса еще при жизни, очищая души страждущих. Святость сопровождала Афонского старца всю жизнь. Об этом свидетельствует рассказ иерея Георгия Безика, клирика храма Преподобного Андрея Рублева в Раменках, кандидата военных наук.
Для греческого народа личность преподобного Паисия Святогорца «ассоциируется с чистотой и непорочностью, которой обладают лишь дети». Сила Паисия в признании: «молился за каждого, согрешил и грехи мои несмываемы»[1]. Слыша эти слова, каждый житель святой земли решает стать лучше и начать свой новый день без злого взгляда и корыстного умысла. Находясь рядом с могилой Паисия невозможно «не наполниться внутренним светом и поверить в силы, если даже минуту назад ситуация казалась безвыходной»[2].
Монах, которому было предзнаменовано судьбой пройти необычный мирской путь, был канонизирован в январе 2015 г. «под радостные возгласы молящихся». Преклонить колени и попросить старца о заступничестве каждый день приходит более сотни людей, а в памятные даты их число превышает десятки тысяч.
На всей территории Греции продолжают возводиться храмы Паисия, которые принимают желающих со всех концов Земли. Его святую силу признают и в России, что привело к строительству соборов в честь преподобного, исцеляющих прихожан «наследием монаха и частицею его мощей». Такое стремление для российских священнослужителей не считается удивительным, так как «Паисий за образцы брал житие старца Тихона, чью жизнь считал праведной и чистой»[3]. Сам Паисий с особым теплом говорил о России, утверждая, что ее тандем с Грецией «изменит положение дел во всем мире и укрепит веру людей в общий Храм».
Сила веры греков отражается в желании принимать непосредственное участие в возведении храмов и молебных мест, где каждый страждущий сможет «попросить праведника о защите» в любой части Греции. Некоторые храмы строятся силами военных частей или городских мастеров, местные женщины и дети оказывают также посильную помощь, устраивая в выходные дни общие обеды и игры. Таким образом, даже после своей кончины Паисий продолжает творить чудеса, объединяя сотни и тысячи незнакомых людей.
Паисий в настоящее время олицетворяет «огонь в сердцах людей»: старец мог разжигать искры там, где им было «суждено только истлеть». Святость сопровождала Паисия всю жизнь. Он воспитывался в благочестивой семье, которая жила «помыслами светлыми, прививая любовь к Богу маленькому Паисию». Каждый, кто смотрел в глаза ребенка, отмечал их невозможную глубину: это были глаза Ангела, которые они прозвали «гумбисья» (светлячок), улыбаясь чудесному малышу в ответ. Маленький светлячок, привыкший к всеобщему вниманию, не стал завистливым, эгоистичным, наоборот, он отмечал грустных, больных, несчастных людей, которых нужно было исцелять словом. Сострадание к людям взрастило в будущем святом «маяк, который не давал людскому кораблю потонуть».
Каждое событие из жизни Паисия после его кончины было увековечено народом, например, все помнят, как пускал Паисий лодочки по весеннему ручью. Старшие говорили малышам, что «если повторить так за мудрым старцем, то к лету желания исполнятся, но для этого нужно себя хорошо вести и не иметь на сердце зла». В итоге дети переставали шалить, стремясь быстрее получить заветное, а славное имя Паисия в лишний раз было помянуто добрым словом и благодарностью.
Жители фтиотидской земли как один гордятся армейскими чудесами Паисия. Существует поверье, что от самого будущего святого (в то время Арсения) отлетали пули, и он часто собой заслонял других. Паисий с особой любовью относился к детям и семье, всегда говорил сослуживцам, чтобы берегли жен, а детишек баловали. Сослуживцы Паисия упоминали, что после того, как «Арсений вставал на тумбочку вместо них, уже не хотелось идти в кабак, и все дружно и по-честному шли домой к своим женам. Он среди нас свое святотайство распространял, а мы верили, да и, правда, жить лучше становилось».
Паисий показал себя блестяще в рядах разведки, и видимо сам Бог ограждал его от плена. В 1949 г., когда желание принять монашеский постриг только выросло, Паисий покинул ряды армии в поисках отшельнической жизни. По велению Греческой Церкви преподобного назначали «защищать военный корпус и охранять его, словно Ангел – покровитель» в 2017 г. К такой защите каждый заступающий на службу во Фтиотиде относится с великим почтением. Матери, провожающие своих сыновей в армию, передают им иконки со святым.
Важным является тот факт, что распространенные в России ладанки, Паисий отрицал, рассказывая, как в «злых руках вместо покровителя такая ладанка может стать колдовской меткой». Уже в монастыре на горе Афон Паисий показал блестящие знания в разделе демонологии, но остальные монахи старались «усложнить жизнь Паисия, что привело его к поиску более укромного места». Паисий убеждал людей, что «нет сильнее нательного креста, он и является истинным защитником и покровителем, а метал, из которого крест изготовлен значения не имеет».
Паисий при жизни всегда говорил, что с какой бедой не обратился человек, нужно его выслушать, проявить участие, и конец этого разговора устанавливает он сам. Исходя из своих убеждений, Паисию иногда приходилось выслушивать «сердечные истории по 5–8 часов до урчания в животе и тошноты, но прервать нельзя такой разговор, так как человек принес свою боль». Паисий, лишая себя многого, старался дать как можно больше людям, чтобы они могли «с убеждениями правильными пойти домой. Страшное дело, когда человек теряет себя и веру, а поговорив, он ее возвращает с двойной силой, это лучшая твоя благодарность»[4].
Его благодетель раскрывалась в стремлении «успокоить того, кому в разы хуже, кто сам не имеет возможности выбраться из плена страстей». Так, находясь на горе Синай, Паисий помогал бедуинам, продавая паломникам самодельные кресты. В скором времени бедуины прозвали Паисия своим учителем и спасителем. Паисий стал делать резные иконы, что позволило выручить больше денег на подарки детям бедуинов. Там среди бедуинов-подопечных Паисий ощущал себя счастливым: «дети искренне его обнимали, не было ни зависти, ни лести, все взаимно и искренне». Паисий вспоминал свое детство, где «он был светлячком, и теперь пришло время гореть для этих бескорыстных детишек»[5]. Постоянное отсутствие кислорода привело к повышению внутричерепного давления и проблемам со зрением, что повлияли на решение покинуть любимое место и вернуться на Святой Афон.
Невероятная тяга к жизни «ради других и смирение Паисия помогли ему перенести все тяготы болезни: даже сейчас монах не оставался без дела, желая успеть сделать как можно больше дел, угодных Богу»[6]. Так появился и укрепился женский монастырь в Суроти, монахини в благодарность помогали Паисию набираться сил, приготавливая для него полезные бульоны и молясь за него «денно и нощно». Вера в развитие нового Храма снова придала сил Паисию, и в Суроти он вместе с послушницами занимался обустройством обители. Даже через годы «получить письмо от Паисия было благой вестью», – напишут сестры в воспоминаниях о старце. В монастыре Иоанна Богослова знали все, что Паисий не оставит их и будет помогать, пока жив. После его смерти послушницам зачитывают письма и заметки Паисия, как учебник нечеловеческого смирения.
Последние годы Паисий провел в Суроти, сражаясь без помощи лекарств с изнуряющими его тело болями. На предложения принять медикаменты Паисий отвечал: «не жалейте меня, я понял высшую суть, что через страдания человек понимает то, что без боли и лишений понять не может. Трудности, что пережиты были до меня величайшими людьми-монахами, теперь дошли и для меня, значит и я их достоен. Это Божия Благодать». Святой старец Паисий скончался 12 июля 1994 г., причастившись и благословив людей на лучшую жизнь. Даже умирая, святой старец молился о других.
Как духовный наставник греческого народа, преподобный Паисий выступает и после окончания своего земного пути. Существует множество свидетельств, когда молитвы старцу и иконы с его ликом помогали больным излечиться от раковых опухолей. Кроме того, некоторые заявляли, что старец являлся к ним во сне, либо во время опасности и благословлял на долгую и счастливую жизнь. Известны случаи, когда иноверцы начинали верить в чудеса Христа и прославляли его. Паисий никогда не отказывался от встреч с людьми другой веры: «это высшее зло видеть в таком человеке, как и ты, чужого, ведь все мы созданы для любви и смирения»[7].
Важным вкладом Паисия в процесс одухотворения жителей греческой земли и всего мира в целом было его стремление научить людей «понимать молитву и читать ее так, чтобы слова дошли до Бога, очистив душу и сердце от всех земных грехов». Даже если человек не мог по определенным причинам запомнить молитву, то после встречи с Паисием он читал ее, как священнослужители, а глаза его сияли огнем просветления.
Таким образом, преподобный Паисий творил чудеса при своей жизни, очищая души страждущих, а также после своей смерти оставив множество исцеляющих книг, икон, писем, прикасаясь к которым, человек уже «не мог жить прежней жизнью, навсегда вбирая в себя частичку жизненной энергии смиренного старца».
Иерей Георгий Безик
1. Паисий (Эзнепизис Арсений; схимонах Афонский; 1924–1994). О чародействе / [преподобный Паисий Святогорец]. – Тверь : ЭЛЕОС, 2016. С. 24.
2. Жертва ради других: жизненный путь старца Паисия Святогорца до принятия монашества. – Владимир: Покров, 2016. С. 41.
3. Мерлини М. Неизвестный Афон: рождение и история Бенедиктинского монастыря. – М: Индрик, 2016. С. 67.
4. Монах есть далекий маяк… Миссионерская проповедь старца Паисия Святогорца /Сост. Гришина М.Б./ Русский Хронографъ, 2019. С. 97.
5. Шишкин Д. Блаженный старец: рассказы из жизни преподобного Паисия Святогорца. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. – С. 8.
6. Эмилиан (Вафидис; архим. афонского мон. Симонопетра). Дом Божий – врата небесные: о монашестве, игумене и послушнике. – Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихоновского женского монастыря, 2022. – С. 88. 7. Скоробогатько Н.В. Занимательные и поучительные истории из жизни преподобного Паисия Святогорца: житийное повествование для семейного чтения. – М.: Духовное преображение, 2019. С. 33.