В сентябре 2018 г. увидела свет книга, посвященная одному из древнейших священнических родов – Носовых*.
Землевладелец, воевода, монах
Истоки рода Носовых берут начало в Великом Новгороде от посадника Василия Есифовича Носа (упом. в 1405, 1409–1411, 1418–1421 гг.). Его потомки после массового принудительного переселения новгородцев при Иване III обосновались на кашинских землях, и родоначальником династии кашинских Носовых стал Павел Никитин сын Носов, чье имя упоминается в шести документах, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА).
В 1514 и 1531 гг. Павел Носов значится как вотчинник, послух, т.е. свидетель земельных сделок, в 1532 г. – как кашинский городовой воевода удельного дмитровского князя Юрия Ивановича (1480–1536), а в 1540 г. – как монах, почитаемый старец Калязина монастыря Паисий (Павел) Никитин сын Носов. Последний документ с его именем – данная (дарственная) старца Паисия Калязину монастырю 10-ти деревень «с лесы и с луги, и с пожнями, и со всеми угодьи, и со всем с тем, что х тем землям из старины потягло… И монастырю за то, игумену з братьею, кормити братью по моих родителех по Никоне да по Мавре марта 23 день, да кормите другой корм по моей душе…»
Село Покровское на реке Кашинке – малая родина священников Носовых
Сведений о Кашине и уезде XVI века уцелело очень мало, так как местный воеводский архив сгорел во время пожара 1676 года. Однако благодаря надписи в напрестольном Евангелии церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Покровского на реке Кашинке известно, что потомки старца Паисия (Павла) Никитина священники Носовы служили в этом селе в середине XVII века. Надпись в этом Евангелии, изданном в Москве в 1685 г., гласит, что книгу «при священнике Иване Иванове сыне Носове, приложил вкладу Иван Матвеев, сын Еремеев по своим родителям впредь и кто по нем ни буди родители их поминать, о здравии Бога молить, а подписал я, Иван, своею рукою сию книгу». Само Евангелие не сохранилось, а содержание дарственной надписи известно из «Летописи о Покровской церкви», написанной священником села Покровского Иоанном Георгиевичем Крестниковым (1850–1911).**
Село Покровское на реке Кашинке – древнейшее дворцовое село Кашинского уезда. Оно принадлежало дмитровскому князю Юрию Ивановичу, а после его смерти перешло в собственность Ивана Грозного, затем к царю Борису Годунову и к царю Михаилу Федоровичу. В XVIII веке в селе было две деревянные церкви: Покрова Пресвятой Богородицы и Нерукотворного Образа Господня. К 1780 г. вместо деревянной Покровской церкви была возведена каменная, а в 1831 г. построена колокольня в три яруса.
В XVII–XVIII веках священнические места и должности церковнослужителей передавались по наследству. Должности священников и церковнослужителей наследовали, как правило, старшие сыновья, а младшие старались искать невест «с местом» – наследниц других приходов. В переписной книге Кашинского уезда 1710 г. значится, что сыновья Ивана Иванова сына Носова служат в Покровской церкви: старший сын Никита – священником, а младший Антип – дьяконом. Семьи Никиты и Антипа жили в одном дворе. Спустя 300 лет их потомки, москвичи С.С. Носов и А.М. Казанский благодаря своим генеалогическим изысканиям найдут друг друга. Они приходятся друг другу восьмиюродными, их сыновья – девятиюродными, а внуки – десятиюродными братьями!
1720-е – 1730-е гг. были непростыми для приходского духовенства. Указ от 22 апреля 1722 г. Петра I требовал, чтобы священник под страхом смерти доносил «об открытых на исповеди воровстве, измене и бунте на государя или иное злое умышление», т.е. нарушал Таинство исповеди. В сказке для 1-й ревизии со слов Никиты Иванова сына Носова записано: «При том осмотре оного села Покровского поп Никита Иванов сказал, что сверх преждеподаного 720 году скаски в оном селе церковных причетников в утайке или же кроющиеся или же бы и беглых, афицэров, драгун, содат, матросов и рекрут, протчих воров, купечества и ямщиков никого нет, в чем он подписуетца под страхом смерти».
Через полгода вышел еще один указ Петра I «О штате священно- и церковнослужителей при соборах и приходских церквах». Число служащего в храме духовенства должно было соответствовать числу дворов в приходе. Сверхштатные церковнослужители и дети всех причетников могли быть записаны в «служилые люди», а также в «солдаты». Дети священника Никиты Иванова сына Носова, Иван и Семен, являлись на «призывной пункт» трижды, однако им удалось избежать рекрутского набора.
Обошли стороной семью Носовых и репрессии духовенства во время десятилетнего царствования Анны Иоанновны (1730–1740). Старший сын Никиты Носова Иван в 1750 г. стал священником Покровской церкви, а младший сын Семен вначале служил в селе Покровском на реке Кашинке дьячком, а с 1754 г. – священником церкви во имя Живоначальной Троицы села Троицкого Калязинского уезда.
Дети дьякона Антипы Носова, брата священника Никиты, тоже стали священниками, служили в селах Кашинского уезда Кожино (родное село преподобного Макария Калязинского), Ламаново, Вязовец, погосте Архангельском на Черном Ручье, в селе Красном Корчевского уезда. В 1831 г. потомки дьякона Антипы Носова в Кашинском духовном училище изменили фамилию Носовых на Казанских. Практика присвоения фамилий семинаристами была упразднена указом Синода в 1846 г. «Таковой обычай, которому нигде нет примера, – говорилось в указе, – противен разуму постановлений о союзе семейственном, устраняет достодолжное уважение к поколениям…» Последним священником в родословной ветке дьякона Антипы был протоиерей тверской церкви Белая Троица Василий Иванович Казанский (1872–1955). Его внуку, Андрею Михайловичу Казанскому, кандидату технических наук, в феврале 2018 г. исполнилось 87 лет.
Церковь и колокольня села Покровского на реке Кашинке были разрушены в 1941 г. К началу XXI века село почти опустело.
Село Троицкое Калязинского уезда
Село Троицкое, расположенное в 5 км от села Покровского на реке Кашинке, – старинная вотчина дворян Тучковых. Их род происходил от новгородских бояр, выселенных при Иване III, как и посадников Носовых, на кашинские земли. Генералы Тучковы, родные братья, прославились на полях сражений Отечественной войны 1812 г. Двое из них, Николай Алексеевич и Александр Алексеевич, пали смертью храбрых на Бородинском поле.
В этом селе до 1785 г. служил священником Семен Никитич Носов, а затем его сын, Семен Семенович. Семьи духовенства традиционно были большими. У Семена Семеновича Носова было пять сыновей и четыре дочери.
Старший сын Петр по окончании Тверской духовной семинарии был произведен в дьяконы и определен к Введенской церкви г. Кашина. Потомства после себя не оставил.
Второй сын Илья учился в Кашинском духовном училище и в 1812 г. добровольно вступил в ополчение, в Тверской особый егерский батальон им. Великой княгини Екатерины Павловны. Тверское духовенство составило десятую часть добровольцев Тверской губернии, причем большинство из них состояло из воспитанников духовных училищ. Батальон участвовал в боях с армией Наполеона при Лютцене и Бауцене, в Лейпцигском сражении, и сам император Александр Павлович отмечал его храбрость. Из 1000 человек вернулось меньше половины – 417. Не вернулся в родное село Троицкое и ученик Кашинского духовного училища Илья Носов.
Еще один сын Семена Семеновича Носова, тоже Семен Семенович, по окончании Тверской духовной семинарии был определен священником церкви села Бели Архиерейские Тверского уезда, а затем священником церкви погоста Черный Ручей Тверского уезда. Сын его, также Семен Семенович (!), пошел «по гражданской» и дослужился до статского советника, был начальником I отделения Тверской казенной палаты.
Самый младший сын священника села Троицкого Семен Семеновича Носова, Петр, учился в Кашинском приходском училище и умер в подростковом возрасте.
Династию священников Носовых продолжил третий сын, Иван Семенович (род. в 1795 г.). По окончании Тверской духовной семинарии в 1819 г. он был посвящен в священники церкви села Савцына Кашинского уезда Тверской губ.
Церковь и колокольня села Троицкого были разобраны в 1932 г., колокола увезли на переплавку.
Село Савцыно Кашинского уезда
Первое упоминание о деревянной церкви села Савцыно относится к 1562 г. На ее месте в 1731–1748 гг. была построена кирпичная церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Правый придел – во имя преподобного Василия исповедника, левый – во имя святого равноапостольного князя Владимира. Надвратная колокольня имела 12 колоколов, самый большой весил 300 пудов.
В начале XX века Савцыно было одно из крупнейших торговых сел в Кашинском уезде. В селе было около 400 зданий, две ветряные мельницы, 25 торговых лавок, больница на 7 коек и даже родильный дом. Еженедельно проводились крупные торговые базары.
В церкви села Савцына в течение 100 лет служили священниками три поколения Носовых: Иван Семенович (с 1819 г.), сын Алексей Иванович (с 1857 г.) и внук Николай Алексеевич (с 1889 г.).
В 1918 г. свой приход в Савцыне Николай Алексеевич Носов оставил зятю, священнику Алексею Алексеевичу Москвину, который был женат на его дочери Павле, а сам переехал служить в село Юрьевское Кашинского у.
Его брат, Дмитрий Алексеевич Носов (1861–1912), окончил Кашинское духовное училище, служил бухгалтером Калязинской земской управы. Четыре сына Дмитрия Алексеевича – Иван, Степан, Алексей, Дмитрий – умерли в раннем возрасте. Старший сын Николай учился в Московском университете, а затем в Демидовском юридическом лицее в Ярославле и подавал большие надежды. Он был расстрелян карателями из отряда большевиков во время Ярославского восстания в 1918 г., хотя в нем не участвовал. Только один сын Дмитрия Алексеевича, Сергей Дмитриевич Носов (1902–1989), дожил до глубокой старости, стал крупным ученым, детским инфекционистом, членом-корреспондентом АМН СССР, заслуженным деятелем науки РСФСР, лауреатом Государственной премии.
Священник Алексей Алексеевич Москвин служил в Савцыне до 1930 г., был арестован «за участие в кулацкой антисоветской группировке», осужден на три года ссылки в Северный край. С 1933 г. он служил священником села Борисовского Кесовогорского района Калининской обл., где в 1937 г. был снова арестован и расстрелян 3 ноября того же года. Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ как священномученик Алексий (Москвин). Его потомки ныне живут в Дубне, Климовске, Архангельске.
В 1950 г. службы в храме села Савцына были прекращены, церковь использовалась как зернохранилище. Прихожане многократно обращались к властям с просьбами возобновить службы в храме. Так, в 1955 г. в Совет Министров СССР поступило заявление, которое подписали 600 жителей Савцына и окрестных деревень. Все просьбы верующих были отклонены.
К началу XXI века храм и колокольня села Савцына, простоявшие много лет без крыши, находились в плачевном состоянии. В 2004–2005 гг. прихожане приступили к восстановлению церкви. Организатором работ стал Владимир Михайлович Докучаев, а с 2010-х гг. – протоиерей Александр Рычков. Храм и колокольня обрели крышу, установлены новые медные главки, изготовлены позолоченные кресты, сделана вычинка карнизов и стен, вставлены окна, налажены печи, установлены металлические отливы. Первая литургия после долгих лет запустения прошла в храме в мае 2005 г. Со времени начала богослужений в савцынской церкви фреска Святителя Николая Чудотворца значительно обновилась и очистилась.
В селе Савцыне сохранился дом священников Носовых XIX века, в котором уцелела мебель, старые предметы быта, духовная литература, дореволюционные газеты. В 2018 г. среди бумаг в доме был найден рапорт архиепископу Савве (Тихомирову) священника Алексея Ивановича Носова и псаломщика Николая Ивановича Разумихина от 1882 г.
Боковые ветви рода Носовых
В книге, посвященной роду Носовых, в виде приложений даны родословные росписи боковых, женских линий – семьи священников Присёлковых и Бутягиных.
Фамилия Присёлковых произошла от названия приселка Высоково Калязинского уезда, где Присёлковы служили священниками с XVII века.
С 1845 г. протоиереем Николаевского собора в Калязине служил Иван Васильевич Присёлков (1789–1861). Собор в 1940-е гг. был разрушен, часть Калязина затоплена, а колокольня осталась стоять посреди Волги. Протоиерей Иван Васильевич Присёлков был похоронен на Вознесенском кладбище Калязина. На черной могильной плите по его завещанию была выбита эпитафия: «Под сим камнем лежит тьма грехов».
На его дочери Глафире был женат священник Стефан Алексеевич Бутягин (1833–1914). Его предки родом из села Рамешки Бежецкого уезда, где с середины XVI в. на протяжении трех веков были священниками. Стефан Бутягин служил протоиереем в том же Николаевском соборе, где и его покойный тесть, был благочинным I округа Калязина, председателем уездного отделения епархиального училищного совета.
Работы хватит не на одно поколение
Работа автора над своей родословной велась на протяжении 18 лет, начиная с 2000 г. В 2008 г. было выпущено фундаментальное издание «Мое родословное древо» объемом 608 с. В 2009 г. автору был вручен диплом лауреата Пятого Всероссийского конкурса Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Малая Родина» за «уникальное авторское генеалогическое исследование».
Однако работа над родословной не только не прекратилась, но и благодаря выходу в свет книги активизировалась. В родословном древе произошли большие изменения за счет появления в нем новых больших ветвей. Автором было принято решение выпустить новое исследование родословной Носовых. Точку, впрочем, ставить рано, генеалогические поиски нельзя считать завершенными. Белых пятен еще столько, что работы хватит не на одно поколение.
* Носов С.С. Носовы. – М.: Буки Веди, 2018. – 264 с.
** Рукопись «Летописи» хранится в фондах Кашинского краеведческого музея – филиала ГБУК ТГОМ
С.С.Носов: ssnosov@mail.ru