Уже третий учебный год в Нижегородской православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия ведется разработка и внедрение в практику целевой комплексной программы «Лествица добродетелей».
Теоретической основой реализации программы «Лествица добродетелей» является святоотеческое учение о добродетелях. Что такое добродетели? Добродетели есть уподобление Богу, это такие вечные качества, которыми обладает Самое Вечное Существо.
Исходя из этого учения о добродетелях, выделяют восемь основных добродетелей: умеренность, целомудрие, нестяжание, кротость, радость, мужество, смирение и любовь. На основании этих добродетелей выстраивается весь мир добра, который есть в нашей душе. Все остальные добродетели (остальное добро в мире) являются производными от этих добродетелей. Подобно тому как Менделеев изобрел свою таблицу и открыл, из каких элементов состоит вся материя, так же и из этих элементов состоит все добро – вечное добро. Исходя из этого постулата, выстраивается вся педагогическая практика. Святые – это люди, которые приобрели эти добродетели. Они прошли успешный путь, и мы пытаемся подражать им.
Второй постулат – это, конечно, обязательная самодеятельность и свобода всех участников программы, возможность творческого применения знаний о добродетелях; мы отходим здесь от стандартов, стараемся, чтобы дети имели возможность творчества и чтобы оно было всегда мотивированно, чтобы им хотелось это делать, чтобы это соответствовало их внутренним мотивам, чтобы здесь не было никаких принуждений.
И третий принцип, поскольку каждый человек не живет сам по себе, – включение этой деятельности в общину, в которой человек живет. Если это семья, должно быть восстановление семейного уклада, если это школа – восстановление уклада жизни школы. Можно привести пример: мы проводим эксперимент в ряде школ, главный флагман – это Нижегородская православная гимназия во имя святого благоверного князя Александра Невского. Уже третий учебный год там реализуется экспериментальная программа «Лествица добродетелей». Мы предлагаем детям прожить целый месяц в какой-то одной добродетели и постигнуть ее не чисто интеллектуально, а практически, попробовать исполнить эту добродетель у себя дома, в школе, с друзьями и во всех сферах, с которыми соприкасается человек.
В целевой комплексной программе «Лествица добродетелей» мы выделяем четыре пласта. Первый пласт – понятие о добродетелях дается через предметы, дисциплины, главным образом гуманитарного цикла и естественнонаучные. Весь педагогический коллектив школы участвует в этом эксперименте. Мы пытаемся рассказать о добродетели, например умеренности или милосердия, через литературные произведения, исторические факты, рассказы об исторических личностях, героях, киногероях, и это проходит по всему учебному плану.
Второй пласт проходит в воспитательной работе через все мероприятия – классные, школьные, внешкольные, межшкольные и т.д. Все они пронизаны какой-либо добродетелью.
Третий пласт – это родители, которые, конечно, должны быть не просто наблюдателями. Мы даем различные задания. Например, у нас родители в декабре получили такое задание: каждое воскресенье проводить общий ужин, во время которого вся семья собирается за столом. Оказалось, что не все так просто, – бывает, что месяцами вся семья не может сесть за стол. Даже если садится, то это получается больше процедура питания, а не соборное общение, объединяющее всю семью. И здесь мы даем им возможность для общения, чтобы они слушали во время трапезы некоторые фрагменты, связанные с определенной добродетелью, и далее обсудили в такой плоскости: насколько это применимо для моей жизни, насколько это привлекательно для нашей семьи? Такое свободное размышление.
И другой ракурс – это родословная. А кто в вашем роду эту добродетель имел, кто ее исполнял? Собираются такие материалы, и появляется такое восприятие своего рода: мы здесь, на этой земле, несем свое предназначение – исполнение добродетелей рода. У детей происходит осмысление этих вечных ценностей, о которых слышат в школе и дома.
Четвертый пласт – это священники. Школы, в которых осуществляется эта программа, – православные. Священники принимают помыслы, они принимают исповеди, проповедуют, они живут на территории храма, общаются с детьми и уже объясняют им не эзоповым языком, не через литературные примеры, а рассказывают о добродетелях святых отцов, преподают как некую аскетику, христианскую антропологию, как она реализуется в церковной жизни.
Существует еще такой аспект, как самовоспитание и самопознание, самообразование. В рамках программы был создан Дневник добрых помыслов для 4–8-х классов, Дневник добрых помыслов для 1–3-х классов и Дневник семейных бесед. Через эти, можно сказать, инструменты мы выполняем две вещи: фиксацию тех духовных моментов, которая осуществляется в самом ребенке, в школе; это еще и диагностика того, что происходит, где мы находимся, куда движемся. Это дает возможность материализовать очень тонкую духовную сферу. Психологи говорили: с помыслами у детей очень трудно работать. Конечно, это не такая традиционная педагогика, которая занимается знаниями, интеллектом, которые достаточно легко оценивать. Оценить помыслы, какие они – добрые или недобрые – это уже сложнее. Действительно, болезнь нашей эпохи – это суетные, греховные и падшие помыслы людей. И человек может вести себя достаточно прилично, например, ученик в сообществе, но то, что составляет его сущность, то, что доставляет ему наибольшее удовольствие и любовь, оно вырывается, и человек может жить такой шизофренической жизнью, когда он для всех представляется как некий положительный герой, хороший ученик, а в нем очень много разных помыслов. Вообще мы не можем даже секунды прожить, чтобы у нас не было помыслов. Мысли нам приходят непрерывно. Единственное, что мы можем сделать, – это различать, какие у нас мысли – добрые или недобрые. Младшим детям мы говорим «правильные или неправильные» – им так легче различать. Можно ли сотворить правильный, добрый помысел, когда сами обстоятельства нас побуждают к негативным помыслам? Вот мы в этом тоже упражняемся. Оказывается, этому можно научиться в течение трех–четырех дней, не такая уж сложная вещь, если поставить задачу. И конечно, самое сложное – это переформатировать помыслы падшие, греховные в добрые помыслы. Здесь требуется духовная помощь. Для этого есть духовники. Фактически программа «Лествица добродетелей» в школе – это вариант статичной экспедиции. Если в экспедиции мы движемся и фиксируем, где наше сердце, то в школе нет такого движения, и больше всего требуется сосредоточиться на внутреннем мире детей, родителей и педагогов.
В нижегородской гимназии удалось договориться о том, чтобы и дети, и педагоги, и родители, и священники – все творили добрые помыслы, а все вместе осваивали какую-либо добродетель.