Сведения о жизни преподобного Силуана, не только до его прибытия на Афон, но и во время пребывания на Святой Горе, немногочисленны и фрагментарны. По биографическим сведениям сложно определить, когда появилось монашеское призвание у будущего старца Силуана и что именно привлекло его на Афон. Первое упоминание об Афоне в жизни будущего старца относится к периоду прохождения им военной службы, то есть к 80-м гг. XIX века. Это было в эпоху, когда управление монастырем Святого Пантелеимона на Афоне, называемого также Русик, перешло от греков к отцу Макарию, первому русскому игумену. В России еще со времен Киевского княжества существовал особый интерес к Афону, русские люди любили и почитали монахов со Святой Горы. Это способствовало увеличению не только количества паломников на Афон, но и желающих принять там
Симеон Антонов (будущий монах Силуан) в то время служил в императорской гвардии в Петербурге, в саперном батальоне. Из его биографии известны нам два факта. Во-первых, Симеон задолго до приезда на Афон уже немало знал о монастыре Святого Пантелеимона, и, во-вторых, как и многие другие русские, он желал помочь обители материально. Биограф сообщает также, что товарищей его по военной службе замечали, что в часы веселья он вдруг становился задумчив и со вздохом произносил: «Вот мы едим, пьем и слушаем песни, а на Афоне всю ночь молитва идет. Кто на Страшном суде лучший ответ Богу даст: мы или они?» Молодому человеку оставалось лишь реализовать свою мечту. Военная служба уже заканчивалась, когда Симеон поехал к отцу Иоанну Кронштадтскому за благословением на монашество и, не застав его, оставил ему записку с просьбой благословить на монашество. Думается, что благословение было получено.
«В сад Богородицы», в обитель Святого Пантелеимона, он прибыл в 1892 г. Здесь он подвизался в течение долгих 46 лет.
Формуляр Свято-Пантелеимонова монастыря говорит о нем следующее: «Схимонах отец Силуан; мирское имя – Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии Лебедянского уезда Шовской волости и села. Родился в 1866 г.; на Афон приехал в 1892 г.; в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму – в 1911 г. Послушания проходил: на мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года».
Прибыв в монастырь, по афонской традиции, Симеон должен был представиться игумену и сообщить о своем твердом решении принять постриг. Устав строг в отношении документов будущего инока, который должен был быть безупречен в душевном и психическом состоянии. По-видимому, Симеон без всяких трудностей прошел этот экзамен. Получив благословение игумена, послушник препровождался к духовнику, которому обязан был исповедать свои грехи. К моменту прибытия Симеона в монастыре был один исповедник – пожилой отец Иероним.
В отличие от прочих послушников, которые бывали в различных скитах и монастырях, прежде чем остановить свой выбор на одном из них, Симеон сразу же обосновался в Русике и остался там до конца своих дней. Это свидетельствует о заранее обдуманном действии, совершенном под влиянием или какой-то личности, которая осталась неизвестной, или чтения произведений, описывающих Русик как идеальное место для спасения. Через несколько лет после прибытия на Афон брат Симеон был пострижен в мантию.
Молодой послушник, выходец из деревенской семьи, имевший лишь элементарное образование, не мог надеяться быть назначенным на высокий пост в монастыре. Смиренный Симеон был согласен на любую должность, и его отправили работать на мельнице. В такой огромной обители, как Свято-Пантелеимонов монастырь (число братии – 1800 человек), рабочие руки были крайне необходимы. Работа на мельнице была тяжелой, поскольку там ежедневно производилось 832 кг муки для 1000 кг готового хлеба.
Сегодня монастырскую мельницу, где долгие годы нес свое послушание преподобный старец Силуан, насельники Свято-Пантелеимонова монастыря называют «Силуановой».
Рядом с мельницей находилась часовня пророка Илии. Монахи, работавшие на мельнице, ходили в этот небольшой храм на вечерню. Именно там однажды перед иконой Спасителя Симеон сподобился видения Господа, свет Которого исполнил Симеона благодати Святаго Духа.
Жил преподобный Силуан в монастырском доме недалеко от мельницы, в одной из келий. Спал мало, урывками. Крепкий физически, подлинный богатырь, он в постель не ложился, а все ночи проводил в молитве, стоя или сидя на табурете без спинки; иногда он засыпал от изнеможения на 15–20 минут и затем снова вставал на молитву. И так несколько раз. В общей сложности спал он за сутки от полутора до двух часов. При кратком сне, при крайнем воздержании в пище, при непрестанной горячей молитве, которая иногда сопровождалась глубоким, отчаянном плачем, преподобный Силуан исправно выполнял свое послушание – за день ему приходилось ворочать и таскать множество тяжелых мешков с мукой.
Любовь к безмолвию, внутреннему деланию, стремление к стяжаниию сердечной молитвы у преподобного Силуана становились все более выраженными. За духовными советами он обращался к старцу Анатолию, подвизавшемуся на Нагорном Русике. Обычай открывать старцу свои помыслы обязателен для правильного духовного пути. Откровение помыслов не заменяет исповедь, а является доверением своих душевных секретов, которые не обязательно являются греховными. Исповедник – это обязательно священник, старец же исполняет роль отца или брата. Именно такой характер носили встречи монаха Силуана со старцем Анатолием, описанные его биографом.
Из скудных сведений о преподобном Силуане, содержащихся в монастырской летописи, мы знаем, что он некоторое время подвизался на Каламарейском метохе в Каламарии, области на юго-западе от Фессалоник, где у обители были земли, дарованные ей императором еще в средние века. Об этом периоде жизни преподобного Силуана известно мало. На полях Каламарии монахи выращивали пшеницу для монастыря. Старец Силуан был, вероятно, одним из экономов, занимавшихся наймом крестьян для вспахивания полей и сбора урожая. Земельные владения монастырей и деловые отношения монахов с крестьянами были всегда камнем преткновения в монастырях. Со времен преподобного Нила Сорского, как известно, аскеты недоверчиво относились к владению землей, считая его источником всех волнений в духовной жизни.
Следует подчеркнуть важность, которую придавал преподобный Силуан этой работе. В знаменитой книге о нем отца Софрония (Сахарова) есть написанная со слов старца краткая глава о должности эконома монастыря. Преподобный Силуан – исихаст, посвятивший себя молитве, – занимал эту должность на Афоне почти до конца жизни. Казалось бы, это чрезвычайно тяжелый путь для мистика, но для преподобного Силуана, напротив, это было аскезой, даром милостивого Бога. В своей главе об экономах старец настаивает на том, что последние должны любить рабочих, жалеть их и особенно молиться о них. Эконом должен любить людей, как мать любит своих детей, и если кто-то непослушен, особо молиться за него.
Глубина богословской мысли преподобного Силуана поражает всех, кто обращается к его духовному опыту. Хотя, казалось бы, странно найти такие способности у простого тамбовского крестьянина, у которого и образования всего-то – две зимы (как он говорил). При своей жизни он посчитал нужным записать свои мысли и оставить записи своему ученику, отцу Софронию, которому мы обязаны многим, что знаем о великом старце. Лишь после своей смерти старец Силуан был признан выдающимся мистиком и духовным писателем. Отец Софроний упоминает случай с одним иностранным православным богословом, который встречался со старцем Силуаном и полемизировал с ним. Иностранный православный богослов, о котором шла речь, был не кто иной, как английский дипломат Дэвид Балфур, постригшийся в то время на Афоне в монашество, но отказавшийся впоследствии от этого призвания (что не помешало ему все же остаться хорошим богословом).
Скончался блаженный старец схимонах Силуан во втором часу ночи 11/24 сентября 1938 г. и был погребен в тот же день, в 4 часа. Благочестивая кончина старца Силуана убедила многих подвижников в несомненной его святости. Афонское монашество держится правила: «Никого прежде конца не ублажай». Уже после кончины старца отцы афонские говорили: «Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов… Кончина его в этом убедила». Незадолго до смерти в ответ на вопрос: «Старец, вы хотите умереть?» – он сказал: «Я еще не смирился», но его состояние в монастырской больнице было исполнено сокровенного смирения и тишины.
Великий сербский святой епископ Николай (Велимирович) в некрологе, посвященном старцу Силуану, писал о нем так: «Этот дивный подвижник был простой монах, но богач в любви к Богу и ближним. Многие монахи со всех сторон Святой Горы прибегали к нему за советом, но особенно любили его сербские монахи из «Хилендаря» (название сербского монастыря) и «Постницы Святого Саввы (Сербского)». В нем видели они своего отца духовного, возрождавшего их своею любовью. Все они сейчас больно почувствовали разлуку с ним. И долго, долго будут они помнить любовь отца Силуана и его мудрые советы»…
После отшествия старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о небесном предстательстве его за тех, кто обращался к нему с молитвой, а после выхода книги схиархимандрита Софрония «Старец Силуан. Жизнь и поучения» был поставлен вопрос о канонизации, которая и состоялась в 1978 г. И хотя его подвижничество происходило на Афоне, он, как поется в акафисте, «земли Российския благодатное рождение и ветвь масличная от корене земли Российския».
Светлана Фоломешкина