Первое и долго единственное имя святого, слышанное мною в детстве, – это имя Николая Угодника, как называла Святителя бабушка Анна. Бабушка очень почитала Святителя Николая, именем Чудотворца был наречен при крещении ее родной брат, в конце 1930-х гг. бесследно пропавший, то же имя носил и мой дедушка. Уже много позже, в конце 1960-х гг., когда я пошла работать смотрительницей в Смоленский собор Новодевичьего монастыря, бабушка, очень боявшаяся за меня, часто призывала в заступники Николая Угодника. Я же долго еще знала Святителя Николая только по имени, не ассоциируя его ни с каким изображением. Все, что изложено далее, я узнала позже, но не перестаю узнавать и поныне.
У отца Павла Флоренского есть сочинение под названием «Имена», в котором автор рассказывает о своем отношении, ощущении и понимании значения имени в жизни человека, которое есть «тончайшая плоть – посредством ее объявляется духовная сущность… Верхний полюс имени – чистый индивидуальный луч божественного света, первообраз совершенства, мерцающий в святом данного имени».
Имя Николай (Николаус в греческом произношении) означает «побеждающий народы». Как повествуют жизнеописатели, будущий Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец, родился в городе Патары, на юге Малой Азии. От древней части этого города, где обитал некогда юный Николай, сейчас сохранились лишь живописные развалины построек римского времени: трехпролетные каменные городские ворота и руины общественных зданий и жилищ. В одном из таких домов у благочестивых родителей и вырос будущий угодник Божий. Святой Николай по происхождению был ликийцем, но говорил на греческом языке и принадлежал к греческой культуре. Свое пастырское служение Святитель Николай нес в городе Миры в Ликии. В период гонений на христиан был в заточении в тюрьме. Страстно защищал христианские основы на I Вселенском Соборе. Был очень милосерден и отзывчив в оказании негласной помощи нуждавшимся людям. Скончался Святитель в глубокой старости около 345 года по Рождеству Христову. Тело усопшего было погребено в Мирах Ликийских, где и по настоящее время сохраняется храм-базилика Святителя Николая (IX–XIII века) с местом упокоения его мощей до их перенесения в итальянский город Бари. Бывшие Миры Ликийские входят с XII–XIII веков в состав Турции. Называется это место Кале, и в базилике Святителя Николая лишь сравнительно недавно католикам и православным разрешили служить святую литургию.
Мощи Святителя из Мир Ликийских в XI веке были вывезены в итальянский город Бари, где ныне и покоятся. Об этом событии русский летописец повествует так: «Измаилиты разрушали церкви и монастыри, и города оставались под их властью. Совершали набеги и на Ликию, где покоилось тело Святителя Николая… Но наш Господь не допустил, чтобы Его преданный раб покоился со своими бренными останками в разоренном месте, где не мог быть никем восславлен».
Уже в начале XX века государь-страстотерпец Николай II вел переговоры с итальянскими властями о том, чтобы святые мощи Святителя Николая упокоить в одном из московских храмов, но планам этим не суждено было сбыться. В 2017 г. мощи Святителя Николая Чудотворца привезли из г. Бари в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Принесение мощей Святителя Николая – уникальное событие. Почти тысячу лет они не покидали Италию.
Внешний образ Святителя Николая очень узнаваем. Искусствоведы называют такие устойчивые черты первообраза, передаваемого живописными средствами в иконе и в списках с нее, иконографией. Создание и утверждение ее принадлежит ушедшей от нас Византии. Иконография образа Святителя, сложившаяся в IX–XIII веках, живет и поныне. Изображения Николая Чудотворца – одни из самых многочисленных и распространенных у нас в стране, ибо Святитель почитался и почитается как особый и любимейший наш заступник в бедах. Святитель Николай очень редко, лишь в предстоянии в иконостасе, изображается в небольшом повороте фигуры вправо или влево, но почти всегда фронтально – глаза в глаза молящемуся человеку, в рост или по пояс, в святительском облачении, с благословением и Евангелием.
Ранние (начало XIII века) русские иконы Святителя Николая почти повторяют иконы греческие того времени, с той разницей, что это уже славянские иконы, исполняемые славянскими мастерами под руководством греков или же после обучения у греческих иконописцев. На примере образа Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, видно, с каким открытым сердцем Русь приняла христианство от своей духовной родины – Византии, оставшись и верной ученицей, и продолжательницей восточно-христианской Церкви.
Образы Святителя Николая на русской почве дополнились изображениями меча и храма, и это уже были чисто русские образы Николы Зарайского и Можайского, олицетворявшие мирские и духовные достижения России. И потому в образах Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, как и во всем православном искусстве, всегда есть послание для нас. Это послание христианской веры и победы, исходящие от первообраза и его имени.
Лариса Голицына
Из архива журнала «Покров»