Церковь прославляет Архангела Михаила и других Архангелов, чьи имена мы знаем из Священного Писания: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Семь Ангелов принадлежат к высшему чину Ангелов-серафимов.
Серафим – значит огненный, пламенный, горящий. На иконах серафимы символически изображаются с шестью крылами. Двумя они закрывают свои лица, ибо Свет Божества, к которому устремлены они – великая и неприступная тайна для всех сотворенных существ. В то же время это выражение их глубокого благоговения и смирения перед величием Святой Троицы. Другие два крыла – образ из вечного, неустанного стремления к Богу, их духовного полета. Третьей парой крыльев они прикрывают ноги свои. И то значит, что любовь их к Богу доходит до полного самозабвения, ибо, забывая о прошлом, ибо беспрерывно стремятся к будущему. Святой Исихий затворник говорит: «Не устанут Ангелы восхвалять Господа, пока не взойдут на степень серафимов, так и молитвенники не перестанут молиться, пока не взойдут в чин Ангельский…»
Первый из Архангелов – Архистратиг Небесного воинства Михаил. Имя его означает: «кто как Бог». Архангел Михаил изображается обычно с мечом в руке. Меч знаменует собой вечную борьбу добра и зла. Он облачен в латы – благодать Божию, делающую его неуязвимым для падших духов. В левой руке у него щит с треугольником. Это – всевидящее око Святой Троицы. Иногда на иконах Архистратиг Михаил держит в руках копье, которым он поражает змея, обвивающего землю. Ему молятся во время демонических искушений. Имя его страшно для адских сил.
Второй – Архангел Гавриил, что значит «муж Божий». Это – Ангел-хранитель Девы Марии. Он изображается с лилией либо с пальмовой веткой. Лилия символизирует благую весть, чистоту и целомудрие, пальмовая ветвь – победу над грехом и страстями. Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о рождении Спасителя. Он являлся Христу в Гефсиманском саду, где Господь молился перед Своими крестными страданиями. Он возвестил Богородице день Ее отшествия. Он объявлял ветхозаветным пророкам, в том числе – пророку Даниилу о пришествии Иисуса Христа на землю. Архангел Гавриил – Архангел благовествования. Он открывает миру тайны промысла Божия, укрепляет в людях веру, подает святым извещение о часе их смерти, отшествия в иную жизнь.
Однажды свою проповедь патриарх Ефрем закончил такими словами: «Я хочу сделать вам подарок, поделиться с вами опытом из своей жизни. Когда сердце мое бывает стеснено скорбями, я подхожу к иконе Архангела Гавриила и прошу: «Архангел Гавриил, принеси мне радостную весть, только не как я хочу, а по воле Божией». И вскоре скорбь моя отходит, вскоре я получаю просимое по молитвам Архангела Гавриила».
Третий Архангел – Рафаил. Рафаил – значит «помощь Божия». Это Ангел исцелений, Ангел утешитель и Ангел – путеводитель, особенно на чужбине и в дальней стране. Он предстает на иконах с чашей в руках, с чашей небесных исцелений и милосердия Божия.
Архангела Рафаила призывают во время тяжелых, смертельных болезней, молятся ему, собираясь в путь, чтобы он сделал благополучными дорогу и возвращение. Призывают его также в тяжелых скорбях, в минуты уныния и отчаяния, овладевающими человеком.
Четвертый Архангел – Уриил – «огонь Божий». В одной руке его меч, а в другой пламя. Архангел Уриил открывал Ездре, праведному мужу и пророку, великие тайны грядущего. Третья книга Ездры подобна ветхозаветному Апокалипсису. Архангел Уриил почитается покровителем монахов и богословов. Он просвещает светом своим умы людей для познания тайн Божиих и разумения смысла Священного Писания, возжигает в сердце человека любовь к Господу.
Поэтому, когда мы чувствуем в душе своей холод и бесчувствие, то должны призвать Архангела Уриила, чтобы он небесным своим дыханием согрел и оживотворил окаменевшие наши сердца. Еще Архангел Уриил – покровитель кающихся грешников. Согласно церковному преданию, он молился вместе с нашими праотцами – Адамом и Евой, изгнанными из рая, и приносил к Престолу Божию слезы их покаяния…
Итак, ему надо молиться, чтобы он просветил нас истинной верой, укрепил Православие, научил любить Господа и наших ближних, даровал дух покаяния – эту основу нашего спасения.
Пятый Архангел – Селафиил, чье имя означает «молитвенник». Он незримо учит людей молитве и сам молится вместе с ними. Этот Архангел изображается с горящей свечой и кадильницей в руках. Свеча – душа христианина, воск – образ многих добродетелей, которые с великим трудом должен стяжать человек, подобно тому как пчела со многих цветов собирает пыльцу. К Архангелу Селафиилу обращаются перед началом молитвы для того, чтобы он помог нам помолиться сосредоточенно, от всего сердца. Особенно – чтобы он вложил в наше сердце имя Иисуса Христа, Иисусову молитву.
Шестой Архангел – Иегудиил, «хвала Божия». В одной руке его венец, в другой – бич. Он побуждает нас трудиться во славу Божию, пробуждает в нас память о том, для чего нам дано земное существование – для вечного спасения. Нерадивых он, словно бичом, пробуждает от сна лености скорбями и напастями. Усердных – награждает благодатью и божественными утешениями как небесным венцом. Святому Архангелу Иегудиилу молятся об укреплении душевных и телесных сил. Ему молятся, чтобы он помог познать волю Божию и исходатайствовал нам силы творить ее в повседневной жизни.
Седьмой Архангел – Варахиил, «благословение Божие», изображается с цветами. Цветы – дары Духа Святого. Этот Архангел преимущественно покровитель мучеников, исповедников имени Христова и подвижников. Он является в минуты тяжких испытаний, укрепляет силы страдающих ради Господа. Ангел благословений, он посещает их во время смерти, ибо смерть мучеников за Христа – великая победа.
Архимандрит Рафаил (Карелин)