10 ноября – день Параскевы, нареченной Пятницей
Образ святой Параскевы стал для всего христианского мира символом особой значительности, потому что он связан с воспоминанием о Великой Пятнице. Это имя уже с I века стало святым женским именем, прославленным в христианском мире. В нем сохраняется память о самом главном событии христианства – распятии. Греческое слово parasceuh в переводе на русский язык означает «пятница». Так когда-то назвали благочестивые христиане дочь, родившуюся в пятницу и ставшую «тезоименитой святому дню» или, как говорится в одной из песен канона, «тезоименитство стяжавши крестное». Параскева – та святая, которая воплощает крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому она для всех христиан есть Святая Пятница.
На Руси почитание великомученицы Параскевы очень древнее. Уже в XII веке в русских богослужебных книгах был записан кондак, назначенный для пения в день памяти святой (28 октября/10 ноября). С того времени прошло десять веков. Сколько было создано на Руси гимнов, духовных стихов, песнопений в честь любимой святой! Сколько составлено служб на день ее памяти! С каким тщанием и любовью записаны для сохранения, сбережения потомкам сведения о житии великомученицы, совершенные по молитве к ней чудотворения после ее кончины. Сколько написано икон! Буквально в каждом монастыре на Руси, где были писцы, составлялись житие, похвальные слова, последования торжественных служб. Огромное и необычайно вдохновенное духовное творчество сопровождало почитание великомученицы Параскевы на Руси.
С течением столетий, при всех тех неблагоприятных исторических обстоятельствах, которые не раз приходилось испытывать нашему Отечеству, многое ушло в глубокие архивы, переживая и там пожары, разграбление и уничтожение. Многое затерялось, забылось. То, что бытует в теперешнем обиходе, сильно упростилось, а частью исказилось. Дело в том, что святых жен с именем Параскева было несколько, и представления о каждой из них смешались. Поэтому возникла потребность все знать именно о той святой, которой поклонялись на Руси, – святой Параскеве великомученице, жившей в IV веке в городе Икония (Малая Азия) при императоре Диоклетиане (315 год). А для этого надо поднять старые рукописные книги, сравнить их, восстановить забытое, найти потерянное. Но это очень трудно. Кроме великомученицы Параскевы в памяти христианских народов есть еще святые жены с именем Параскева.
О той Параскеве, которая жила в I веке, мы почти ничего не знаем. Она прославлена как мученица. Для ранних христиан мученичество было едва ли не нормой земного пути. Подвиг святой мученицы Параскевы был вдохновлен особой близостью ко Господу Иисусу Христу: женщина-самарянка, с которой вел беседу Иисус Христос возле колодца, являлась сестрой святой Параскевы. Память ее отмечается 20 марта/2 апреля.
Еще одна святая Параскева пострадала в первой половине II века в Риме. Ее земная жизнь известна по многим записям. Подвиг мученичества соединился в ее жизни с подвигом проповедничества. Прославлена святая Параскева Римская как преподобномученица. Память ее отмечается 26 июля/8 августа. Она особенно почитаема на христианском Западе.
В XI веке жила святая Параскева, которая подвизалась в подвигах самоотречения, аскетизма, отшельничества. Свою довольно продолжительную земную жизнь она провела в Иорданской пустыне, подобно Иоанну Крестителю, и закончила ее спокойной и естественной кончиной. Эта святая Параскева, канонизированная как преподобная, была к тому же славянского происхождения. Ее называют «преподобная мати наша Параскева» и очень почитают в Сербии, Болгарии, Молдавии, Румынии. Она является у народов этих стран национальной святой. Чудотворные мощи святой долгое время находились в Сербии, поэтому она именуется также Параскевой Сербской. Память ее совершается 14 октября/27 октября. На русские земли почитание преподобной Параскевы Сербской пришло в конце XIV века благодаря митрополиту Московскому Киприану, который по происхождению был болгарином и, естественно, позаботился о том, чтобы почитаемая у южных славян святая стала известна и на Руси.
За каждым именем святой Параскевы стоит историческое лицо, конкретная, прожитая во имя Христа жизнь. Любимой русской святой сталавеликомученица Параскева.Эта юная, прекраснаядева прожила свою очень короткую земную жизнь достойно и, приняв великое мученичество за Христа в возрасте 20 лет, ушла такой же юной и прекрасной в жизнь вечную. С тех пор прошло более полутора тысяч лет. Однако христианский мир помнит и поклоняется памяти прекрасной девушки из маленького города Икония. Какой силой не только сохранилась память о ней, но и укрепилась с течением столетий, распространилась от городка в Малой Азии до русской Сибири?
Мученичество всегда находило живой отклик в русской душе, оно было ей самым понятным, поэтому святая Параскева, как олицетворение мученичества и символ его, стала самой любимой русской, именно русской, как это ни удивительно, святой. Короткая жизнь святой, ничем не примечательная со стороны внешних событий, вобрала в себя такое напряжение мученического подвига, такую силу духовной страсти, любви ко Господу, какую в полной мере могла воспринять, ощутить и сопережить только чуткая к вере русская душа.
Когда-то, полтора тысячелетия назад, девушка из Иконии силой своей веры в Господа Иисуса Христа обратила толпы язычников в христиан. Господь зримым образом помогал мученице, восстанавливая ее после пыток невредимой и еще более прекрасной, чем раньше, одевая ее, обнаженную перед мучителями, непостижимым для них образом, показывая по ее просьбе всемогущество христианского Бога над языческими идолами. После же гибели она стала предстательницей за людей перед Господом. И ее помощь людям тоже была настолько очевидной, что не уверовать в нее было невозможно. Чудеса совершались постоянно. Заступничество святой было и остается непоколебимым. Исполняется слово, сказанное святой мученицей перед кончиной: «Да всяк же призывает Тя мною, рабою Твоею… избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его, дом его благослови и исполни всякого блага».
Русское православное народное сознание, выделяя святую великомученицу Параскеву, не отделило ее от других святых с тем же именем, что мы и видим в разных областях русского духовного творчества: храмового строительства, иконописи, гимнографии. По этой причине (а возможно, и по каким-то другим) образы святых жен с именем Параскева оказались между собой связанными в области русского духовного творчества. Порой бывает даже трудно определить, какая Параскева воспевается в некоторых гимнах. Переплетаются черты образа святых жен и в иконных изображениях. Даже в житийных иконах, иллюстрирующих обычно эпизоды жития конкретной святой, которой посвящена икона, могут встретиться фрагменты и отдельные детали из жития другой святой. Распутать все, подчас довольно сложные смешения памятей святых жен с именем Параскева, конечно, очень полезно, но иногда почти невозможно.
Почитание Параскевы на Руси – это огромная и глубокая традиция. Она уходит так глубоко, что до корней ее дойти невозможно, и распространяется так широко, что ее трудно объять. Русским людям великомученица Параскева виделась всегда сдержанной, сосредоточенной, мужественной и одухотворенной. В иконописи святая чаще всего представлялась воительницей Христовой – строгой и аскетичной. Но не всегда. На иконах греческого письма это дева, исполненная неземной благодати, света и доброты. Не перестают называть этим именем и русских женщин. В частной жизни народа день недели – пятница – всегда почитался особым днем. Женщинам не полагалось в этот день прясть, шить, мыть детей, дабы не осквернить память великих страданий Господа и не прогневать святую Пятницу.
История почитания памяти святой Параскевы на Руси может быть прослежена по богослужебным Минеям – книгам, в которых записаны последовательно, по дням, памяти всех святых, празднуемых Православной Церковью. Кроме Миней существовали и другие книги, связанные с богослужением и включающие в себя памяти святых. Например, сборники служб святым. Существовали еще и дополнительные книги, например Синаксари. В них по дням назывались все святые с полагающимися для их памятования тропарями и кондаками, то есть основными богослужебными гимнами. Еще один вид книг – так называемые прологи. Они содержали памяти святых по дням года с кратким изложением основных вех жития. И наконец, были книги певческие, в которых записывались тексты основных богослужебных гимнов с их распевами. Одна из древнейших русских певческих книг называлась Кондакарь, так как в нее входили кондаки в память святых по дням года. Кондакари известны с XI века. Другая древнейшая певческая книга – Стихирарь. В ней находились стихиры в память каждого святого по дням года.
Что показывают нам все эти книги? Они говорят о том, что память великомученице Параскеве отмечалась в русском богослужении практически сразу после официального Крещения Руси. Правда, источник, на основании которого можно сделать такое заключение, пока только один – певческий Кондакарь XII века, так называемый Благовещенский Кондакарь. В нем, под 28 октября, записан назначенный в этот день для службы великомученицы Параскевы кондак. Значение этого памятника для нас чрезвычайно велико. Во-первых, он показывает древность русской традиции почитания великомученицы Параскевы. Во-вторых, дает текст самого первоначального песнопения, посвященного святой. Кроме того, в Кондакаре записан распев кондака. Это непередаваемая ценность. Дело в том, что суть знаков, которыми записан в книге распев, неизвестна: пока еще никто не нашел достоверного ключа к прочтению распева кондака.
Итак, самый древний документ, свидетельствующий о памятовании великомученицы Параскевы на Руси, – это кондак. Вот его текст: “Въ святое и непороцьное мучение принесъши яко вено пречисто бесъмьртьнаго Жениха възвесилила еси ангельское ликостояние победила еси демньскыхъ злодеяние сего ради тя чьстьно верою чьтем мучениче Параскевгия целомудрьная”. Так этот кондак выглядел в оригинале – Благовещенском Кондакаре XII века.
Примечательно в Кондакаре также и то, что переписчик в заглавии дня называет великомученицу Параскеву Пятницей, устанавливая тем самым традицию именования святой. Он пишет: «Месяца того же 28. Святой Пятнице. Кондак. Глас 3. Подобен Дева днесь». Заметим, что он не говорит: Параскеве Пятнице, понимая, что это тавтология. Он просто дает русский перевод греческому имени. Так дальше и будут наши предки называть великомученицу – святая Пятница. Так станут писать в службах, на иконах, в житиях – везде, где будет речь идти о великомученице Параскеве. В самом же тексте кондака имя святой остается греческим – Параскева (а точнее – Параскевгия), потому что русское слово не подошло бы к количеству знаков распева (каждому слогу соответствовал знак, следовательно, над словом “Параскевгия” стояло пять певческих знаков, а слово “Пятница” требует только трех).
Итак, в титуле дня переписчик Кондакаря нарек Параскеву Пятницей. Так оно и закрепилось: Параскева, нареченная Пятницей. В книгах писали: «Празднуется страсть святыя великомученицы Парасковгии, нареченныя Пятницы», или «мучение святыя и славныя мученица Парасковгии иже протолкуется Пятница», или «святыя великомученицы Парасковгиа, нареченная Пятница, ради тезоименитаго страдания». Подчеркнем еще раз, что именование святой Параскевы Пятницей является старой русской традицией. Именно святой Пятницей называли великомученицу на русских иконах. Это настолько типично именно для старой русской традиции, что если на иконе значится «Святая Параскева», это говорит о том, что эта икона позднего происхождения, когда коренные русские традиции стали уже забываться, или то, что она является списком с иконы нерусского происхождения.
Память великомученицы Параскевы начинает все чаще и чаще появляться в богослужебных книгах с XV века. В это время многое меняется на Руси. Очищенная от нечисти, избавившаяся от гнета иноязычников, обретшая долго выстраданную свободу, Русская земля вздохнула полной грудью и очень быстро восстановила ослабленные давлением иноверцев силы. Даже если не знать истории России, то лишь по одним богослужебным книгам можно догадаться о тяжелых событиях, приостановивших духовное творчество, а затем об изменениях, приведших к колоссальному подъему народного православного гения. В это время приходит осознание силы духовной помощи, заступничества святых, покровительствовавших стране и народу. Начинается период вдохновенного подъема в духовном творчестве: создаются жития русских святых, сочиняются песнопения в их честь, составляются службы. В календарь памятей все более и более входят памяти русским святым. Постоянно встречаются в разных богослужебных книгах памяти Сергию Радонежскому, Варлааму Хутынскому, Кириллу Белоезерскому, Евфросинии Полоцкой, Стефану Пермскому, Антонию и Феодосию Печерским, Петру и Февронии Муромским, Дмитрию Прилуцкому, Исаие и Леонтию Ростовским и другим. Огромное количество русских богослужебных книг посвящается специально службам русских святых. Они так и называются – «Службы русским святым, чудеса новых чудотворцев». Среди них очень часто находится и великомученица Параскева. Это кажется поразительным, однако это действительно так. Книга, составленная только из служб русским святым, включает службу великомученице Параскеве. Так же и сборники житий святых: житие великомученицы Параскевы стоит в ряду с житиями или другими рассказами, связанными с русскими святыми.
В самом конце XIV – начале XV века, во времена митрополита Киприана, который, как мы уже говорили, много сделал для установления связей между Русской и Южнославянской Православной Церквами, в русские памяти включаются сербские, болгарские и македонские святые, но такого разнообразия в службах святой великомученице Параскеве, какое мы видим во второй половине XV–XVI веках, трудно даже себе представить. При этом что-то, видимо, переводилось из старых греческих источников, что-то создавалось на славянском языке в афонских, сербских, болгарских и русских монастырях, что-то рождалось непосредственно на Руси. В этот период разнообразие рукописного материала в честь великомученицы Параскевы достигает максимума. Судя по всему, каждая местность, чтущая память великомученицы Параскевы, прилагает к уже имеющимся творениям что-нибудь свое. К XVII веку появляется потребность свести весь связанный с памятью великомученицы Параскевы материал в одно. В больших монастырях, имеющих собственные писчие школы, например Савво-Сторожевском, Ново-Иерусалимском, в Троице-Сергиевой Лавре и других местах создаются рукописи, где под 28 октября собирается все: житие, описание чудес, служба, похвальное слово в честь великомученицы Параскевы.
Нет ни одного уголка нашей большой страны, где бы имя великомученицы Параскевы не было бы известно и каким-нибудь образом не отмечено – храмом, часовней, приделом, иконой, названием святого источника, преданием… Бесконечные Пятницкие улицы и площади, Пятницкие церкви и монастыри говорят нам буквально о повсеместном и, главное, глубоко вжившемся в народное сознание и традицию почитании святой Параскевы Пятницы. Например, Костромской уезд отличался особенно большим почитанием великомученицы Параскевы (также, впрочем, как и весь Ярославско-Вологодский край). Это было одно из удивительных мест на Руси, отмеченных особой благодатью. Отсюда происходят драгоценнейшие русские святыни – явленые иконы Богородицы Феодоровская и Толгская. Интересно, что на обороте одной из них – Феодоровской – был отображен лик святой великомученицы Параскевы. Почти в каждом храме края находился придел, освященный именем святой. В Шокшинском районе Ярославского уезда есть Пятницкая гора. Забыты уже и народные предания, рассказываемые некогда про чудеса святой, совершившиеся на горе, а название осталось и продолжает напоминать людям о небесной заступнице этих мест. Имеет город и Пятницкий мост.
Великомученица Параскева – едва ли не единственная на Руси святая, почитание которой отразилось во всех областях духовного творчества, а также светского искусства. Житие великомученицы Параскевы переписывалось в сотнях вариантов, о страданиях Параскевы воспевали десятки богослужебных гимнов. Ей посвящались создаваемые в народе духовные стихи, которые поучали примером мужества святой. Житие великомученицы Параскевы разыгрывалось даже в театре. В XVIII веке в репертуаре придворного театра царицы Прасковьи Федоровны (вдовы царя Иоанна Алексеевича) стояла пьеса под названием «Действо о страдании святыя мученицы Параскевы». Написана она была на основании текста жития, составленного святителем Дмитрием Ростовским.
Везде на Руси место великомученицы Параскевы полагалось рядом с величайшими святыми Православия. Прежде всего со святителем Николаем Чудотворцем, самым любимым на Руси святым. Очень часто ставились рядом церкви «Николы Чудотворца и Христовы мученицы Парасковеи, нарецаемыя Пятницы». А количество церквей, имеющих приделы святителя Николая и великомученицы Параскевы, трудно даже перечислить. Радуйся, великомученице Параскево, невесто Христова избранная.