С 26 мая по 3 июня прошел юбилейный Всеславянский съезд, приуроченный к 150-летию Московского славянского съезда 1867 г. Съезд начался в Москве, продолжался неделю во время теплоходного круиза с посещением Углича, Ярославля, Кижей, Валаама и завершился в Санкт-Петербурге. В мероприятии приняло участие более 200 представителей десятка славянских стран. Цель нынешнего съезда – объединить славян и определить наш дальнейший путь в мировой истории. Предлагаем вниманию читателей выступление на съезде протоиерея Иоанна Пламенаца (Черногория, Сербская Православная Церковь).
Влияние духа Запада как главная причина славянского неединства
Славянские народы представляют собой один этнос и одну кровь, они принадлежат к одной языковой группе. Однако необходимым условием их единства является единство духа.
Со времен принятия христианства, с той поры, как славяне приняли Христово учение в качестве основы своей духовной жизни, наши народы вступили на путь духовного единения. Между тем это историческое единство было нарушено. Сначала – отпадением Рима, как самой больной ветви, от спасительного древа последования Христу. А затем – дальнейшим ее разделением и дроблением. Но также – и исламизацией отдельных частей ряда славянских народов.
Единство духа славянских народов было нарушено прежде всего под влиянием духа Запада. Для западного духа характерен рациональный подход к жизни. Центром всего становится человек, а не Бог. То есть тварь вместо Творца. Последствием такого антропоцентризма является материализм как смысл жизни. Дух материализма возобладал в Европе после преступной французской буржуазной революции. В результате свержения русского царя, организованного все тем же Западом, славяне остались без своего главного заступника и воина Христова. Теперь они сделались подобны чистому листу, на который Запад мог запросто наносить свои идеологические, а точнее – идольские начертания.
Идеология, провозгласившая безбожие общественным благом, привела к братоубийству. Десятки миллионов трупов во имя ее стали исполинской горой и темной завесою заблуждения, заслонившей от нас Солнце правды – Христа.
Безбожие породило и нынешний мондиализм (проект по установлению мирового правительства. – Ред.). Как ранее – разделение на «белых» и «красных», на «четников» и «партизан», сегодняшнее «русско-украинское» противостояние – тоже на его совести. Равно как и противостояние сербов и хорватов, а также отношение черногорского режима к России… и это – лишь видимые последствия того, что уже стало достоянием истории.
Между тем историки никогда не отметят в своих хрониках и летописных сводах то, что глубоко врезалось в наши души. Речь идет о нашем отношении к Богу, из коего и проистекает нынешняя разобщенность славян.
Достоевский, сей великий славянский гений, предвидел, что славянские народы, после того как Россия освободит их, потянутся к Западу. Они добровольно перенимают его тлетворный дух. Дух же этот также претерпевает свою эволюцию. Сегодня он уже является символом откровенного богоотступничества и богоборчества, лжеучений и фальшивых жизненных ценностей. Сиюминутное заступило место вечного. Тленное и жалкое заменило собой бессмертное. Материальное возобладало над духовным.
В итоге дух Запада предлагает нам вместо культуры – антикультуру; вместо прекрасного и возвышенного – гнусное и демоническое; вместо целомудрия – разврат; вместо истины – ложь масс-медиа; вместо образования (то есть сохранения и укрепления образа Божия в человеке) – псевдонауку, превращающую людей в духовные ничтожества, в рабов материи. Благопристойность сменяется бесстыдной развязностью.
Финансовые спекуляции вытесняют честный труд. Дар Божий и доставляемая им радость заменяются наркотическим дурманом, имитирующим наслаждение.
Тлетворный дух разрушает семьи, делает людей убийцами собственных детей, которых они даже в глаза не видели, поскольку не позволили им явиться на белый свет.
Дух стяжания материальных благ, не знающий никаких нравственных ограничений, превращает пищу в отраву, а медицину – в индустрию наживы и беззастенчивого грабежа.
Дух Запада твердит, что демократия – якобы власть народа. В действительности же она есть средство управления народом. Вопят о «правах человека» – и порабощают этого человека беспощадно. Ратуют за «права женщин» – и лишают их счастья материнства и радостей семейной жизни. Кричат о сексуальном равноправии, а на поверку последнее оказывается пропагандой гнуснейших извращений, навязываемых обществу с патологической настойчивостью.
Дух Запада свел ценность человеческой личности к практической пользе, которую данная личность представляет или может представлять для западного капитала.
Восстановление славянского единства в истории человеческой цивилизации было бы равнозначно крушению одного и воссозданию другого – принципиально иного царства.
Осуществить сию высокую цель можно только на доброй и благой основе – краеугольном камне славянского единства Христе Боге!
Славянские народы все-таки и по сей день принадлежат преимущественно к православной цивилизации. Она же, в свою очередь, охватывает главным образом славянские народы.
Подлинное и долговечное единство славянских народов возможно лишь при условии их объединения вокруг Христа, подобно тому, как объединились вокруг Него апостолы на Тайной вечере. При этом, однако, был среди них и Иуда, предавший Спасителя.
Собрание вокруг Христа есть собрание, объединенное святым Таинством Евхаристии. Это не просто форма христианской жизни, но самая суть ее. Не только созидание храмов, лобзание святых икон, почитание угодников Божиих и принятие благословения, но также и пост, и молитва, и труд, и жертва. И прежде всего, как самое главное и высокое, – искреннее покаяние и раскаяние на исповеди.
Собраться вокруг Христа можно, лишь имея в себе истинную любовь, которая станет ответом на Его любовь к людям. Следствием такой любви является человеколюбие. Из любви ко Христу рождается любовь к семье и к ближнему, к брату славянину и прочим людям, которые тоже суть создания Его. Се – единственная любовь, настоящая, подлинная. Ею Господь и созиждет нас, православных христиан. Впрочем, славянское единство не может объединить одних лишь православных. В подобном случае оно не было бы славянским единством. Отношение православных славян к славянам неправославным должно быть основано на человеколюбии, кое проистекает из любви к Богу.
Не о клерикализации нашей жизни говорю я сейчас, но о самой жизни! Наш Всеславянской съезд на этом корабле подобен путешествию по волнам Ноева ковчега. Се – символический путь избавления нашего, спасения народов славянских от потопа дехристианизации, порожденной тлетворным духом Запада.