Константин Михайлович Долгов вспоминает свою встречу со святым старцем Паисием на Святой Горе Афон.
Судьбоносная встреча. О жизни в Духе
Когда я впервые попал на Афон – я, конечно, был просто потрясен и готов был там остаться. Я знал, что есть такой старец Паисий, он тогда не был канонизирован, но все его считали святым. Но как к нему попасть – я не знал. И вдруг один греческий монах меня спросил: «Вы из России? А вы не хотели бы встретиться с нашим старцем Паисием?» Я ответил: «Да я мечтал об этом и мечтаю! Но не знаю, как это сделать». – «Мы попробуем эту встречу организовать».
…И вот мы встретились со старцем. Один взгляд этого человека запоминался на всю жизнь. Паисий перекрестил меня, благословил, потом подошел близко-близко и сказал: «Я знаю, что с вами произошло. Я все знаю о вас. Не огорчайтесь, не унывайте, не впадайте в упадническое настроение. То, что с вами случилось, может быть угодно Богу, ибо вы теперь как свободный человек можете заняться самым главным – душой и сердцем, осмыслением духовных проблем, вы сможете больше внимания уделять духовной жизни».
Я не мог отвести взгляд от этого человека – от него исходили какие-то лучи, невидимый свет и тепло, высшее благо, которое меня просто изъяло из этого пространства и поместило в совершенно другой мир. Прощаясь со мной, старец еще раз сказал: «Не вздумайте вернуться на прежнюю стезю, держитесь от нее подальше, и у вас будет совсем другая – великолепная жизнь – жизнь в Духе. Самая высокая, самая благородная, самая чистая, самая удивительная жизнь, о которой любой человек может только мечтать…»
Это было что-то невероятное. Из всех событий, которые со мной происходили, это было одно из самых великих и самых знаменательных.
Святой Паисий был среднего роста, крепкого телосложения, и, несмотря на его внешнюю сдержанность, даже некоторую суровость, я почувствовал, что по натуре это жизнерадостный, веселый, добрый, внимательный, исключительно благожелательный человек, исполненный истинной веры в свое дело. Говорил он молодым, звонким, энергичным голосом. Старец беседовал со мной так, как будто был в курсе всех моих дел. И я подумал, что, видимо, кто-то предварительно рассказал ему о моем визите. Но кто мог рассказать обо мне столько деталей? Сопровождавшие меня греки? Нет, они всего этого просто не знали да и не могли знать.
Размышление на могиле старца Паисия
Старец скончался 12 июля 1994 г. и был похоронен в монастыре святого Иоанна Богослова в Суроти (Салоники). В ноябре 2012 г. я вновь участвовал в паломнической поездке на Афон в составе группы, которой руководил игумен Высокопетровского монастыря отец Петр (Пиголь). И мы заехали в том числе на могилу старца.
Когда мы подъезжали к Свято-Иоанно-Богословскому монастырю, то увидели огромное количество машин, автобусов, множество людей, шедших к могиле старца. В основном это была молодежь. К могиле выстроилась длинная очередь, и каждый из пришедших совершал молитву, вставал на колени, а то и просто припадал к могиле, обращаясь к старцу и прося его помощи в осуществлении своих самых важных и сокровенных чаяний. И эта очередь все увеличивалась, причем большей частью это были греки из разных городов и селений, но немало было и людей, приехавших из других стран.
Посещение этой могилы не было официально запланировано в нашей поездке, но игумен Петр, который сам в течение семи лет был Афонским монахом и не раз встречался со старцем Паисием, сказал, что наше паломничество будет незавершенным, если мы не поклонимся могиле великого старца.
Многие сегодня знакомы с биографией преподобного Паисия Афонского. Он получил лишь начальное образование, участвовал в войне в качестве радиста, четыре года был послушником в одном из монастырей, был пострижен в монахи и служил в афонском монастыре Кутлумуш, других обителях на Святой Горе и на Синае.
Как и другие великие подвижники, он с детства тяготел к религии, с огромным усердием читал жития святых, активно участвовал в церковной жизни. Он с детства впитывал в себя дух Православной веры, и неслучайно вся его жизнь была примером огромной любви к Богу и постоянного стремления приблизиться к Нему.
Жизнь старца Паисия – это практическое служение Богу и людям, неустанное шествие по праведному пути, а не схоластическое занятие абстрактными рассуждениями о богословских вопросах.
Беззащитность современного человека и науки перед злом
В настоящее время в России уже изданы несколько томов наставлений Святого Паисия – «Слов», собранных и обработанных монахинями монастыря, в строительстве которого он участвовал, а затем духовно окормлял.
Из наставлений и размышлений старца Паисия очевидно, что его постоянно и глубоко волновали те проблемы, которыми жил и живет народ. Прежде всего это беззащитность современного человека перед постоянно разрастающимся злом. Если в прежние времена люди стремились жить с Богом и в Боге, то в наше время таких людей, к великому сожалению, становится все меньше.
Современный человек больше озабочен созданием комфортных условий своего существования, и у него все меньше остается времени и возможностей смотреть на небо, думать о Боге и быть с Богом. Все высшие ценности, связанные с Богом – истина, добро, красота, любовь, милосердие и другие, – вытесняются из человеческой жизни и заменяются различными псевдоценностями, и прежде всего стремлением к богатству, обогащению, обладанию материальными благами. Люди как будто забывают о том, что познание истины ведет к познанию Бога, а где Бог – там свобода.
Но Бог создал человека для добротолюбия и добротоделания, человек везде и всюду должен делать добро. В этом состоит основной смысл всей человеческой жизни.
Человек не должен уродовать существующий мир, загрязнять землю, воздух, реки и т.д., поскольку это не просто уродует красоту мироздания, а отравляет все, чем живет он сам, и в этом смысле человек должен так организовать свою деятельность, чтобы не только не уродовать все сущее, а, напротив, украшать его. В этом смысл слов, сказанных Богом первым людям: владычествуйте на этой земле.
И конечно, одним из самых важных принципов является внесение любви во все, чем жив человек, и во все то, что он создает, ибо Бог – это абсолютная любовь, и человек должен стремиться походить на Бога и вносить любовь во все сферы бытия и сознания.
Как писал апостол Павел, все может исчезнуть, но любовь останется, она все превозможет и все преодолеет. В связи с этим культура, которую создает человек, должна создавать и образовывать самого человека. Как говорил Старец Паисий, «культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо «окультурить» еще и душу. Иначе культура закончится катастрофой» (Паисий Святогорец. Слова. Т. 1, ч. 2, гл. 1).
В равной мере старец Паисий был озабочен состоянием современного образования и науки. Современная наука, лишенная духовных основ, по его словам, может приносить не только известную пользу, но и огромный вред: «Знание – это вещь хорошая, и образование тоже. Но если знание и образование не освятятся, то они окажутся ни на что не годными и приведут к катастрофе… Знание без просвещения является катастрофой. Человек просвещается от Бога, духовно работая над собой, подвизаясь. Он имеет божественное просвещение, опыт жизни в Боге, а не собственные мысли. Поэтому он видит на далекое расстояние… Все зло начинается с рассудка, когда он вращается только вокруг науки и совершенно удален от Бога. Поэтому такие люди и не находят внутреннего мира и уравновешенности. А если ум людей вращается вокруг Бога, то и науку они используют для внутренней работы над собой и для блага мира, потому что в этом случае их рассудок освящен» (Слова. Т. 1, ч. 3, гл. 1).
Любочестие или благородство души
Введение термина «любочестие» в повседневный обиход религиозной жизни принадлежит старцу Паисию, который объясняет: «Такого понятия, как «любочестие», нет ни в каком другом языке. Хотя у греков и есть некоторые недостатки, но они получили от Бога два дара: любочестие и отвагу, на все смотрят весело. Слушайте, что написано в моем словаре.
Любочестие – это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утонченности, восприимчивости и благодарности Богу и образу Божию, человеку. Любочестные люди внутренне истаивают от благодарности Богу, которую всячески выражают духовно как чада Божии. Поскольку они обитают на Небе в области славословия, то с радостью принимают и испытания. Прославляют Бога за них так же, как и за благодеяния, и постоянно принимают благословение Божие. Любочестные люди – благородные души. Они глубоко переживают малейшее добро, которое им делают другие, и стараются за него отплатить, но, что бы они ни сделали, чувствуют, что этого мало. Они никогда не забывают сделанного им добра» (Слова. Т. 5, ч. 3, гл. 2).
Кстати, в данном случае полезно сравнить два похожих, но только внешне, слова: «честолюбие», содержание и смысл которого общеизвестно, и «любочестие». Здесь мы видим не просто перестановку корней, а глубочайшую противоположность в их содержании, интенции и смыслах.
Мир без веры не устоит
Старец Паисий был глубоко озабочен обмирщением Церкви и монашества. Он постоянно обращал внимание на то, что ни священнослужители, ни монахи не должны стремиться к созданию комфортной жизни. Напротив, и священник, и монах должны жить самой простой и даже аскетической жизнью, чтобы не быть отягощенными излишними вещами, составляющими всевозможные удобства или «прелести» жизни.
Главная цель и задача людей Церкви всегда состояла и состоит именно в том, чтобы как можно больше думать о Боге, вести за собой паству к Богу, идти к Нему по праведному пути. Все лишнее только отвлекает от этого. В этом смысле строгий аскетизм – один из самых существенных признаков христианской жизни для священнослужителей и особенно для монахов. Старец Паисий и сам подавал пример строжайшего аскетизма, и этому примеру следовали многие. После знакомства с ним довольно состоятельные люди жертвовали свое богатство Церкви и начинали вести самую простую аскетическую жизнь.
В наставлениях старца Паисия можно найти неиссякаемое духовное богатство, столь необходимое современным людям. Именно поэтому год от года возрастает количество его почитателей, миллионы людей приезжают в Грецию к его могиле, чтобы выразить свою любовь и уважение к великому старцу, который навсегда вошел в духовную сокровищницу не только Греческой Православной Церкви, но и всего Православного мира.
В заключение хотелось бы привести высказывания старца Паисия, которые могут служить ориентиром в современном сложном и противоречивом мире. «Человек должен, насколько это возможно, стать правильным христианином. Тогда у него будет орган духовного чувства, тогда он будет испытывать большую или меньшую боль за Православие и Отечество и осознавать свой сыновний долг по отношению к ним». «Придет время, когда не только верующие, но даже и неверующие поймут, что если нет веры, то мир не сможет устоять» (Слова. Т. 1, ч. 4, гл. 4).
Константин Долгов
Список литературы:
1. Паисий Святогорец. Слова. В 6 т. Т. 1. С болью и любовью о современном человеке. – М.: Святая Гора, 2010. – 432 с.
2. Там же. Т. 2. Духовное пробуждение. – 400 с.
3. Там же. Т. 3. Духовная борьба. – 368 с.
4. Там же. Т. 4. Семейная жизнь. – 326 с.
5. Там же. Т. 5. Страсти и добродетели. – 336 с.
6. Паисий Святогорец. Слова. В 6 т. Т. 6. О молитве. – М.: Святая Гора, 2013. – 288 с.
Справка
14 июля 2023 г. Константину Михайловичу Долгову, заслуженному деятелю науки РФ, писателю, богослову, доктору философских наук, профессору, главному научному сотруднику Института философии РАН, старейшему члену Европейского общества культуры. исполнилось 92 года.