К 145-летию со дня рождения митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского). 13 августа – память святого новомученика Вениамина.
На монашеском участке Никольского кладбища Александро-Невской Лавры стоит гранитный крест с надписью «Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский». Это не могила, а памятник священномученику, установленный примерно на том месте, где 1 июня 1922 г. владыку известили о прибытии чекистов. Где находится могила митрополита Вениамина – никто не знает.
«Трудно, тяжело страдать… – напишет митрополит Вениамин за несколько дней до расстрела. – Но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот Рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в каком находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигли полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание; обречение и требование этой смерти; якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь.
Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией».
Живые и мертвые
Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился 17 апреля 1873 г. в семье священника Олонецкой епархии. Как лучший выпускник Олонецкой духовной семинарии в 1893 г. был направлен за казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1897 г. со степенью кандидата богословия.
После монашеского пострига и возведения в сан архимандрита назначается ректором Самарской (1902), а затем (1905) Санкт-Петербургской духовных семинарий. 24 мая 1917 г. – накануне потрясений Церкви и государства – свободным голосованием клира и мирян избирается на Петроградскую кафедру. Это первый в истории России случай демократических выборов епископа. При активном участии владыки, возведенного в сан митрополита и назначенного священноархимандритом Лавры, создается Петроградский богословский институт, Александро-Невское братство – на базе молодежного кружка при монастыре.
Постепенно отношение новой власти к Церкви становится все более жестким, появляются первые жертвы «красного террора». Летом 1921 г. 34 губернии страны охватывает сильнейшая засуха, начинается голод. 23 февраля 1922 г. выходит декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих – по сути дела предпринимается попытка разгрома Церкви. Карикатуры в газетах изображают, как, сидя на сундуках с золотом, Патриарх Московский и всея Руси Тихон и митрополит Петроградский Вениамин спокойно смотрят на умирающих детей.
Пытаясь расколоть Церковь, превратить ее в отдел ГПУ, большевики поддерживают обновленческое движение. Лидеры так называемой «живой» церкви объявляют социализм и христианство двумя путями к единой цели. Программа обновленцев предусматривает «очищение христианства от всего языческого», «пересмотр догматики, этики и упрощение богослужения», «пересмотр всех церковных канонов». Епископам разрешают жениться, монашество упраздняют, а все монастыри подлежат закрытию. Одновременно обновленцы поставляют в ГПУ списки «консервативных священнослужителей».
Руководителем новой церкви становится петроградский протоиерей Александр Введенский, сын директора витебской гимназии, наградивший себя титулом «Святейший и блаженнейший первоиерарх Московский и всех Православных церквей в СССР». Обновленцы создают Высшее Церковное Управление (ВЦУ), которое по мысли большевиков, должно сместить Патриарха Тихона.
12 мая священники Александр Введенский и Александр Боярский проникают в Донской монастырь в Москве, где Патриарх Тихон содержится под арестом, и принуждают Святейшего передать управление Церковью. Однако в качестве своих возможных заместителей Патриарх называет митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) и митрополита Петроградского Вениамина (Казанского).
«В духовном единении с Патриархом»
26 мая 1922 г. делегация самозванцев является к Петроградскому митрополиту Вениамину. «Патриарх Тихон в силу сложившихся обстоятельств вынужден передать управление Русской Православной Церковью мне, а также клирикам Владимиру Красницкому и Евгению Белкову», – объявляет Введенский. Даже не взглянув на мандат обновленцев, митрополит Вениамин выносит свой вердикт. Он отлучит от Церкви всех троих, если они не опомнятся и не принесут покаяния в самовольном захвате церковной власти.
28 мая в петроградских церквах читается послание митрополита Вениамина: «Тревожно бьется сердце православных, волнуются умы их. Сообщение об отречении Святейшего Патриарха Тихона, об образовании нового высшего церковного управления, об устранении от управления епархией Петроградского митрополита и т.п. вызывает великое смущение… От Святейшего Патриарха никакого сообщения о его отречении и учреждении нового высшего церковного управления до сего времени мною не получено, поэтому во всех храмах епархии по-прежнему должно возноситься его имя. По учению Церкви, епархия, почему-либо лишенная возможности получить распоряжение от своего Патриарха, управляется своим епископом, пребывающем в духовном единении с Патриархом».
Через день, 30 мая, «Петроградская правда» выйдет с кричащим заголовком: «Вениамин Петроградский раскладывает костер гражданской войны, самозванно выступая против более близкой к народным низам части духовенства. Карающая рука пролетарского правосудия укажет ему настоящее место!»
В срочном порядке форсируется подготовка процесса «о попах», фабрикуется обвинение в препятствии изъятию церковных ценностей. Главным обвиняемым по делу назначается митрополит Вениамин (всего по нему проходит 87 человек).
Голгофа
…1 июня 1922 г. в Петрограде шли дожди и дул сильный ветер. Несмотря на непогоду митрополит не отказывался от обычной прогулки по Лавре. Владыка стоял у могилы блаженного Митрофана, когда прибежавший келейник сказал, что приехали агенты ГПУ. Перекрестившись, митрополит направился в канцелярию, где уже шел обыск.
Прибывший занять канцелярию А. Введенский слишком поторопился – митрополита еще не успели увезти в тюрьму. Введенский, однако, не смутился. Со свойственной ему наглостью подошел к владыке и попросил благословения.
– Отец Александр… – отстраняясь от него, сказал митрополит. – Мы же с вами не в Гефсиманском саду.…На процессе, который проходил с 10 июня по 5 июля 1922 г. в здании бывшего Дворянского собрания, митрополит держался мужественно, вину не признавал, а последнее слово посвятил доказательствам невиновности других подсудимых.
– Каков бы ни был ваш приговор – жизнь или смерть, – сказал митрополит Вениамин в конце своей речи, – я буду знать, что он вынесен не вами, а идет от Господа Бога. И что бы со мной ни случилось, я скажу: «Слава Богу!»
Митрополит осенил себя крестным знамением и сел.
Петроградский революционный трибунал приговорил 10 подсудимых, в их числе митрополита Вениамина, к расстрелу. Шестерым смертную казнь заменили лишением свободы. Митрополит был расстрелян в ночь на 13 августа 1922 г. вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), адвокатом Иоанном Ковшаровым и профессором Юрием Новицким. Точное место их казни неизвестно. Есть предположение, что это произошло на станции Пороховые по Ириновской узкоколейной железной дороге, причем перед расстрелом все были обриты и одеты в лохмотья, дабы невозможно было узнать духовных лиц.
В 1992 г. Архиерейский Собор РПЦ причислил новомучеников к лику святых. Память – 13 августа/31 июля, а также 13 февраля/31 января – в случае совпадения с воскресным днем, либо – в ближайшее воскресение после указанного числа.