Материалы для занятий по духовно-нравственному воспитанию школьников
Каким вам представляется кроткий человек? Тихим, добродушным, мягким, безропотным, слова плохого не скажет, мухи не обидит, но и позиции своей не проявит; так «тихоней» всю жизнь и проведет, никем не замеченный. Таким видят кроткого человека школьники с 6-го по 10-й класс.
Разница в представлении «кроткого человека» у школьников обнаружилась только в ответах на второй вопрос: сможет ли такой человек добиться высоких целей в современном обществе? Учащиеся 6–8-х классов засомневались в этом. В аудитории прозвучал пример кроткого человека Акакия Акакиевича Башмачкина – известного персонажа гоголевской повести «Шинель», который «всю жизнь в конторе просидел» (замечание восьмиклассника).
Старшеклассники согласились, что кроткий человек «в принципе может добиться высоких целей», но не везде, а только в узких сферах, где нет жесткой конкуренции.
Из ответов школьников мог последовать вывод, что в современном мире нравственное качество кротости человеку не нужно. Однако этот вывод тоже вызвал у школьников сомнение.
Чтобы развеять их сомнения и утвердить в представлениях школьников важность кротости в характере человека, целесообразно рассмотреть высказывания святых отцов о кротости, а затем обратиться к жизненному пути святого кроткого человека.
Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу…
Святитель Иоанн Златоуст
Кротость в человеке предотвращает раздражительность.
Преподобный Ефрем Сирин
Добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
Святой Иоанн Лествичник
…Много есть добродетелей, приличествующих христианским мужам, но больше всех – кротость, потому что только сияющих ею Христос называет ревнителями Божиими. Нам следует, когда оскорбит кто-либо, или ударит, или сделает другое что ужасное, переносить все благородно со спокойною душою, помышляя о том, что кротость делает подражателями Богу. И Сам Владыка и Спаситель наш, будучи оскорбляем, получая удары, подвергаясь пригвождению, распятию на Кресте, кротко перенес иудейское безумие и не отомстил, имея столько силы для отмщения нечестивым…
Святитель Иоанн Златоуст
Кротость и смирение сердца такие добродетели, без которых не только Царствия Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощутить в себе невозможно, а посему усердно молитесь ко Христу Богу, чтобы Он Сам научил вас смирению и кротости. В чьем сердце возродится смирение и кротость, тот и прочие добродетели найдет для себя не только легкими, но и преисполненными утешения и сладости божественной и в них обрящет истинный покой души своей.
Преподобный Антоний Оптинский
Кротость приводит ум к познанию и рассуждению.
Священномученик Петр Дамаскин
Кротость и воздержание суть счастье и благая надежда для душ человеческих.
Преподобный Антоний Великий
Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа, – они называются кроткими.
Святитель Василий Великий
За кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость – основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей – любовь.
Святитель Василий Великий
Грехи раздражительной силы <души> суть следующие: жестокосердие, ненависть, несострадательность, злопамятство, убийство и постоянное помышление о подобном сему. К уврачеванию же и исцелению от сих грехов служат человеколюбие, любовь, кротость, братолюбие, сострадание, терпеливость и доброта.
Преподобный Ефрем Сирин
Далее беседу со школьниками можно выстраивать в следующем русле.
– Согласны ли вы с этими утверждениями?
Как правило, школьники отмечают, что это цитаты святых отцов, а все святые были кроткие.
– Считаете ли вы святых людей сильными или слабыми?
Школьники признают, что святые обладали силой духа и соглашаются, что это сильные люди.
Здесь уместно привести яркий пример святого благоверного князя Александра Невского, который, по словам митрополита Иоанна (Снычёва), «для спасения России явил смирение инока и доблесть воителя», а по мнению историка Г.В. Вернадского, совершил два подвига – «подвиг брани на Западе и смирения на Востоке».
– Можно ли считать князя Александра Невского кротким? Знаете ли вы, что в древнерусской литературе многим князьям присвоено качество «кроткий»? Например, в «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра Невского» говорится: «Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии». В чем проявлялась кротость русских князей?
Как правило, школьники называют первостепенным качеством терпение, а потом – рассудительность, спокойствие, выдержку.
В качестве промежуточного вывода можно сформулировать следующее: кротость означает наличие у человека терпения, рассудительности, выдержки, смирения. Однако примеры из истории Древней Руси для современных школьников не всегда убедительны, так как они не могут их спроецировать на свою жизнедеятельность в XXI веке.
Продолжая разговор о кротости, можно вспомнить пример не столь отдаленный по времени – жизненный путь святой новомученицы Киры Оболенской.
Святая Кира Оболенская происходила из древнего рода, который ведет свое начало от Рюрика. Она родилась 6 марта 1889 г. в семье обедневшего князя Ивана Дмитриевича Оболенского в городе Грубешове Седлецкой губернии. Ее отец был полковым адъютантом 13-го Нарвского гусарского полка, но незадолго до рождения Киры вышел в отставку. В гражданском чине он служил начальником Влодавского уезда Седлецкой губернии Царства Польского.
Когда дочери исполнилось 10 лет, Иван Дмитриевич определил Киру в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, где она обучалась на Николаевской половине, предназначенной для дочерей потомственных дворян.
26 мая 1904 г. Кира Ивановна окончила Смольный институт с серебряной медалью. Избрав учительство главным занятием своей жизни, она уже в 15 лет начала давать частные уроки, помогая тем самым терпевшей нужду семье. В 1906 г., когда Иван Дмитриевич вышел на пенсию, семья Оболенских переехала в Санкт-Петербург.
Средств на большую семью и обучение детей (сыновья обучались в кадетских корпусах) не хватало. Пожилой отец устроился делопроизводителем межевого стола в Санкт-Петербургскую городскую управу, а Кира начала преподавать в Школе рабочей молодежи.
Кира Ивановна так и не вышла замуж. До революции она преподавала в школах для бедных: на Лиговке, при станции «Поповка», в городском училище на Бронницкой улице, на заводе «Треугольник», в поселке Самопомощь в Саблино; активно участвовала в деятельности Александро-Невского братства.
Современники Киры Ивановны вспоминали, что нигде и никогда она не выделяла себя из окружения, не подчеркивала княжеского титула, не требовала особого отношения или привилегий.
Ее племянница, Кира Константиновна Литовченко рассказывала о ней: «Она была теплый, добрый, милый, ласковый и «уютный» человек».
Первая мировая война и революция 1917 г. принесли семье горе. На фронте погибли два брата, Вадим и Борис. В 1918 г. третий брат Юрий вступил в ряды Добровольческой армии, но уже в 1920 г. пал в бою.
Следом за его гибелью, как брат офицера-белогвардейца, был арестован и приговорен к расстрелу четвертый сын Оболенских, Павел. Раненный в челюсть, он бежал прямо из-под расстрела. Ему удалось эмигрировать во Францию, но больше со своей семьей он не встречался.
Падение монархии, разрушение империи, потеря сыновей – это сломило Ивана Дмитриевича. 25 октября 1920 г. он умер.
После революции Кира Ивановна заботилась о матери Елизавете Георгиевне (в девичестве Ольдерогге) и сестре Варваре и работала «преподавательницей» в 32-й и 84-й советских школах, а затем – библиотекарем в 73-й школе.
14 сентября 1930 г. Киру Ивановну арестовали и приговорили к пяти годам лагерей. Тщетно за нее заступалась сестра В.И. Ленина, Анна Ильинична Елизарова-Ульянова, знавшая Киру Ивановну по ее работе в Поповке и Саблино.
На допросе Кира Ивановна открыто высказала свою позицию: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойным себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности».
Этапом Киру Ивановну перевели из Ленинградской семьи в Белбалтлаг в Кемь Архангельской области, а потом – в Свирьлаг, который был устроен на месте Александро-Свирского монастыря. Здесь она работала учительницей и медсестрой и в 1934 г. была досрочно освобождена как «ударник труда». Вернуться в Ленинград к матери и сестре Кире Ивановне не разрешили. Она поселилась в 101 км от города. Из письма Елизаветы Георгиевны к сыну Павлу можно узнать, что Кира Ивановна жила в маленькой комнатке в крестьянском доме и работала Маловишерской больнице.
С 1936 г. Кира Ивановна вернулась к учительству и начала преподавать немецкий язык в школе при Вельгийской бумажной фабрике г. Боровичи.
Но 21 октября 1937 г. последовал новый арест. Несмотря на допросы и пытки, Кира Ивановна не признала вменяемую ей вину и никаких требуемых от нее показаний не дала. 17 декабря 1937 г. Кира Оболенская в числе других обвиняемых в контрреволюционном заговоре, согласно приговору «тройки» УНКВД Ленинградской области, была расстреляна.
Прославлена в лике святых новомучеников и исповедников в 2003 г.
После рассказа о жизненном пути святой новомученицы Киры Оболенской можно предложить школьникам поразмышлять над следующими вопросами:
1. До занятия что вы знали о святой Кире Оболенской? Что вы знаете о ее современницах Анне Ульяновой (сестре В.И. Ленина), Александре Коллонтай, Кларе Цеткин?
2. Вспомните цитату святителя Иоанна Златоуста. Можете ли вы назвать святую Киру кроткой и сказать, что у нее «благородная, мужественная и весьма высокая душа»? Свой ответ аргументируйте. Можно ли эту цитату применить к вышеперечисленным современницам святой Киры?
3. Как вы думаете, какие качества характера помогли святой Кире Оболенской достойно переносить удары судьбы?
4. Почему святая Кира Оболенская не использовала свой титул для личного успеха в дореволюционный период? Почему не пропагандировала и не скрывала своих убеждений после революции?
5. Может ли революционер быть кротким?
6. В заключение можно напомнить школьникам одну из заповедей блаженства, данную Иисусом Христом людям: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»(Мф. 5:5). О какой земле идет речь в заповеди?
Виктория Гусакова
Справка
Виктория Олеговна Гусакова, преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища МО РФ, кандидат искусствоведения