Высшей христианской добродетели – любви – посвящено размышление заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук Константина Михайловича Долгова.
Трудно даже сказать, является ли любовь добродетелью. В отличие от других высших человеческих ценностей, любовь представляет собой нечто особое, универсальное, неповторимое и во многом необъяснимое: что-то загадочное, даже мистическое и настолько глубинное, пронизывающее всю жизнь человека и человечества, что трудно даже дать какое-нибудь более-менее подходящее определение этому явлению. Любовь остается чем-то манящим, зовущим, все время привлекающим любого человека, начиная сызмальства и кончая последними днями его жизни. Любое определение, какое бы люди ни дали этому явлению, всегда будет недостаточно полным, неадекватным.
С другой стороны, все мы помним гимн любви апостола Павла, который писал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем: когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Пав. 13:8–10).
Вы только подумайте: все частные определения, пророчества исчезнут, и только любовь останется. Почему? В чем дело?
Каждый человек – независимо от того, какой у него характер, темперамент, внешность – переживает чувство любви. Все, конечно, воспринимают это по-разному, но во всех случаях любовь вызывает какой-то трепет, восхищение, глубочайшее внутреннее переживание. Писатели, поэты, архитекторы, художники посвящали свои лучшие труды, высшие достижения своей жизни любимым женщинам. Почему? Потому что женщины были для них олицетворением любви.
Когда человек встречает любовь, он как бы заново рождается, у него начинается новая жизнь – с этой любовью, и это, конечно, прекрасно, загадочно, непонятно.
Больше того, любовь – это исток всей жизни: растительной, животной, человеческой, то есть самой высшей и самой низшей.
Я уже приводил в пример эпизод трагедии Софокла «Антигона», когда молодая девушка в споре с царем Креонтом, который осудил ее за то, что она достойно похоронила брата, как положено по обычаю, а, по его мнению, он был преступником и его не следовало хоронить, как других, добропорядочных, людей, в соответствии с обрядом. Но Антигона ответила: «Я в мир пришла любить, не ненавидеть».
Но возьмем более простые и близкие примеры.
Шла война, в сентябре 1941 г. я учился, кажется, в третьем классе. У нас во дворе жила молодая малограмотная женщина из деревни, которая плохо писала. Она только вышла замуж, и ее мужа сразу взяли в армию. И он писал ей с фронта. Она просила меня читать его письма, а потом отвечать, и я писал ответы своим крупным, ясным почерком. И я поневоле был свидетелем этой любви. Еще маленький, я не все понимал, но потом вспоминал и думал: какая же это была переписка! Помню, как он писал ей с фронта: «Вот, мы только что были в атаке, убило моих друзей, товарищей, но я остался жив, может быть, благодаря твоей любви, твоим молитвам, твоему обращению к Богу». А она, читая это, плакала и со слезами диктовала мне то, что я должен был написать: «Да, я день и ночь молюсь Богу, чтобы ты остался жив. И ты не бойся, иди в любой бой, я думаю, что Бог меня услышит, и ты будешь жить…»
Став взрослым, я сравнивал историю Ромео и Джульетты и переписку молодой неграмотной крестьянки и ее мужа, и эти реальные люди производили на меня более глубокое впечатление, чем герои Шекспира. А ведь во многих его произведениях мы находим прекрасные, изумительные строки, посвященные любви, достаточно вспомнить его гениальные сонеты. И, тем не менее, я по сей день вспоминаю эту незамысловатую переписку двух любящих людей, которая, по-моему, по своей силе превосходит воздействие любых, даже самых совершенных литературных произведений о любви.
У этой истории был счастливый конец: муж этой крестьянки вернулся с фронта, израненный, но живой, и они прожили долгую счастливую жизнь. Как и мой крестный, который также прошел всю войну. Когда он раздевался, было видно, что тело у него как будто сшито из разных кусков – он перенес более 30 ранений. Когда его спрашивали, как он выжил, он говорил, что за него день и ночь молился его отец…
Любовь к человеку неотделима от любви к Богу. Потому что источник любви – Бог. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15), – говорит Иисус Христос. И наоборот: «…по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
А вот любовь Бога неизменна.
Восхваление добродетели любви – главная тема Евангелия и посланий апостола Иоанна Богослова.
В 1996 г. отмечался своеобразный юбилей – 1900 лет написания книги Откровения Иоанна Богослова Апокалипсис, созданной на острове Патмос в Эгейском море, во время ссылки апостола Иоанна. По приглашению Греческой Православной Церкви и правительства Греции я поехал на остров Патмос для участия в юбилейной конференции. Меня пригласили приехать со всей семьей, но получилось взять только младшего сына Александра, тогда еще школьника.
Во время нашего пребывания на острове мы все время ощущали какое-то внутреннее необыкновенное напряжение, все время как будто что-то клокотало внутри. И мы оба пришли к выводу о том, что только на этом острове, который вызывает столь сильные необычные ощущения, могло быть написано такое произведение, как Апокалипсис, со всеми его страшными картинами и событиями, хотя оно по своей сути являет собой гимн любви: любви Бога к человеку и человека к Богу.
Мы были удивлены также тем, что Апокалипсис был написан апостолом Иоанном Богословом в небольшой пещере, где он жил и творил. И совсем нас поразила крестообразная расщелина наверху, образовавшаяся после удара молнии. Как можно было в таких условиях создать столь глубокое, оригинальное, неповторимое творение о вселенской, божественной, вечной любви?!
Саша, помню, был потрясен от всего увиденного и услышанного, и с тех пор стал постоянно ездить и на Афон, и в Грецию, стал настоящим православным человеком.
«Апокалипсис» – самая таинственная книга Нового Завета. Но о чем она? О любви. Бог попускает страдания для пробуждения и спасения человека и человечества, которому надлежит пройти сложности, чтобы вернуться к Творцу, очиститься, преобразиться, утвердиться в любви.
Книга описывает последовательное явление в мир четырех всадников. Первый – на белом коне (принято считать, что он олицетворяет мор, болезни), далее – всадник на рыжем коне (обычно говорят, что он символизирует войну), потом на вороном (голод), и, наконец, на бледном коне (смерть) – они появляются друг за другом, каждый – с открытием очередной печати книги Откровения.
На мой взгляд, в Апокалипсисе представлена вся история человечества. Всадник на белом коне – это безгрешный и совершенный человек, созданный Богом. Но, отступив от своего Создателя, он утратил совершенство, пошел на преступления, в нем зародились отрицательные качества, грехи и страсти – это состояние символизирует всадник на рыжем коне. На смену ему идет наездник на вороном коне – он символизирует состояние, когда люди вообще отрицают все положительное, доброе, завидуют друг другу, ведут насильственные войны, восстают против властей. И, наконец, появляется последний всадник – на бледном коне, который доводит все это до предела.
Таким образом, четверка всадников, на мой взгляд, есть не что иное, как вся история человечества. И написал Иоанн Богослов Апокалипсис из-за великой любви, данной ему непосредственно Богом. Он показал, что человек должен беречь то, что ему дано Создателем – образ Божий, добродетели, позитивные качества. И если в его душу, в его сердце закрадывается негатив, грехи, страсти, то надо пытаться от этого как можно быстрее освободиться, а не наоборот, накапливать, доводить до взрыва, до уничтожения, до конфликтов и войн.
Поэтому весь Апокалипсис, хотя многие считают его негативным посланием, на самом деле написан от великой любви к человеку и человечеству, и вообще ко всему живому. И цель его – показать человеку, что он должен ценить и от чего должен отказываться, с чем должен бороться. А не наоборот, как это получилось в истории человечества, постепенно отходить, отказываться от всего самого лучшего, что было дано Богом.
Со мной многие могут не согласиться, но я просто убежден в этом, и это нетрудно доказать: все ужасы Откровения представлены именно для того, чтобы человек видел, к чему могут привести грех, его небрежность к настоящей Любви Божией.
Мои папа и мама, Михаил Иванович Долгов и Мария Адриановна Романова, были одногодками, родились в 1903 г. 25 октября – день рождения мамы, 6 ноября – отца, как видно, разница небольшая. Родители были из одного села, вместе росли. И вот в один вечер во время какого-то праздника они поняли, что не могут жить друг без друга, почувствовали, что пришла любовь, любовь на всю жизнь!
Нас у родителей было шестеро, один ребенок умер в младенчестве, пятеро выросли. Еще один, наш младший брат Александр, умер в раннем детстве.
Мы дети, всегда восхищались отношением наших родителей друг к другу. Они всегда говорили спокойно, тихо, хотя иногда это были споры, и довольно серьезные, по очень важным, не только бытовым, житейским вопросам, но и по темам принципиальным, которые касались всей жизни, всего уклада. И тем не менее, мы никогда не слышали, чтобы они повышали друг на друга голос, и тем более кричали. Это было совершенно удивительно.
Папа звал маму всегда только полным именем – Мария, а иногда говорил – «мать», особенно при нас: «Мать, подскажи им…» И все это каждый раз с уважением, нежностью, с чувством внутреннего восхищения, хотя они прожили вместе много-много лет. Мама называла отца тоже только полным именем – Михаил, и тоже с нежностью, теплом и искренним уважением.
Иногда мы ловили их взгляды, они смотрели друг на друга, как будто в первый раз встретились, это было что-то поразительное, удивительное. И так они жили всю жизнь, и до войны, и во время, и после войны, в самые трудные годы, когда, действительно, были голод, холод, болезни, разруха. И мы, вольно или невольно, перенимали их прекрасные, уважительные, нежные, полные любви отношения друг к другу. И когда мы выросли, и у каждого из нас появилась своя семья, мы тоже никогда, может быть, за редчайшим исключением, не позволяли себе повышать голос друг на друга, а старались точно так же, как и наши родители, говорить спокойно, уважительно, иногда с юмором, нежностью, восхищением. И это помогало решать самые трудные вопросы, преодолевать самые серьезные разногласия, потому что чувство любви, которое пронизывало и пронизывает все, оказывается ключевым в разрешении любых проблем, совершенно, на первый взгляд, неразрешимых.
И вот когда наш папа довольно рано, в 48 лет, скончался от рака желудка, его хоронил чуть ли не весь коллектив Харьковского велосипедного завода – сотни людей. Гроб его лежал на грузовике, а люди шли пешком через весь город, по центральным улицам, с заводским оркестром. Прохожие останавливались, смотрели, удивлялись, верующие крестились, кланялись, спрашивали – а кого же хоронят?
– Обыкновенного рабочего, которого все уважали и любили.
– Неужели? Надо же.
Это было поразительно, невероятно. Видно, люди знали как мирно, достойно жили родители, какими кристально честными, работящими они были. И они пользовались у всех огромным уважением.
После смерти отца мама сразу поседела, похудела, сильно изменилась, хотя всегда была очень стройной. У нас вообще в роду не было полных. Мужчины все как атлеты – двухметровые почти, широкоплечие, мощные, могучие – потому что все занимались, как правило, физическим трудом. А женщины – крестьянки – тоже были стройные, с тонкими талиями, с длинными косами, чуть ли не до земли – удивительной красоты люди.
И вот когда папа скончался, а я уже выучился, стал зарабатывать, жил в Москве, много раз предлагал маме: «Переезжай ко мне, все вместе переезжайте сюда (с семьей брата, который помогал ей, пока я служил на флоте). Нам дадут большую квартиру, будете прекрасно здесь жить».
Но она каждый раз отвечала: «Как я могу бросить своего Михаила (не Мишеньку, не Мишу, никак – только Михаила). Я к нему часто прихожу, сижу у его могилы, вспоминаю нашу жизнь, беседую с ним… Как я могу уехать от него? Тем более на годы, или навсегда? Я не могу расстаться с ним».
И она так и осталась до конца в Харькове, все время ходила к нему на могилу. Вот такая была любовь.
Отношения между отцом и матерью – важнейшее воспитательное средство для детей. Ребенок, что бы ни делал, все время обращается к отцу или матери. То есть существует непрерывная и неразрывная связь между родителями и детьми. И если вдруг маленький человек видит что-то неподобающее, неуважение одного родителя к другому, слышит их крики или еще что-то, это западает в душу, в сердце ребенка на всю жизнь, травмирует его – настолько серьезно, что потом это передается и его детям, и следующим поколениям.
И в этом смысле, конечно, любовь родителей друг к другу имеет колоссальное значение, не только для них самих – мужчины и женщины, но и для их детей, и для детей их детей, для последующих поколений.
Поэтому человек должен с трепетом исполнять Евангельские заповеди, он не должен никого обвинять, ругать, проявлять грубость. Это все слишком серьезно, важно, здесь не может быть никаких мелочей.
К сожалению, сегодня крепкая любящая семья – редкий случай. В основном, у нас либо неблагополучные семьи, либо матери-одиночки. Что делать тем людям, у которых не было в детстве перед глазами любящих друг друга родителей? Какими бы ни были наши предки, нам всем надо как можно больше и чаще читать Евангелие, апостолов – Павла, Иоанна, Петра и других. Читать эти боговдохновенные книги, жития святых, литературу православных подвижников, монашествующих. И если человек знакомится с этим систематически, слова западают ему и в сердце, и в душу. И человек невольно, даже иногда, может быть, не обращая на это внимания, становится совсем другим. Он как бы подражает этим подвижникам, святым, которые прожили жизнь и вели себя безукоризненно. Хорошо, если человек встречается со священнослужителями, опытными, достойными, которые могут подсказать, тактично указать на какие-то не совсем правильные моменты жизни, посоветовать, как это поправить.
То есть здесь необходима тесная связь с Церковью, с истинной верой. Видимо, человек должен почаще бывать в храме, общаться с такими же верующими, как и он сам, обсуждать какие-то трудные вопросы вместе со священнослужителями. И постепенно выправлять те ошибки или какие-то изломы в своей душе, в своей жизни, которые у него существуют. И можно приводить много примеров, когда люди как бы исправляли сами себя этими простыми вещами – молитвой, чтением боговдохновенных книг, общением с настоящими православными людьми, с настоящими верующими, со священнослужителями. Потому что, когда мы имеем перед глазами образы настоящих верующих людей, которые в своей жизни следуют учению Иисуса Христа и вообще православному учению, то это оказывает огромное воздействие. Когда человек видит, как ведут себя такие достойные люди, ему тоже хочется точно так же себя вести. Он вольно или невольно подражает им. Поэтому любой человек, даже если у него в детстве не было перед глазами высоких примеров, благочестивых родителей, призван искать в своей жизни какие-то нравственные примеры для подражания, достойных людей. И как-то им следовать, стараться вести праведную, правильную жизнь во всех отношениях.
Очень важна молитва, обращение к Богу. Отбрось все утром и вечером на некоторое время, сотвори молитву – Иисусову, «Отче наш», об упокоении ушедших родственников, о здравии живущих… Открой Евангелие, прочти – и ты увидишь, насколько это важно, полезно. С этого начинается изменение человеческой души и человеческого сердца. Ты сразу почувствуешь, какое благотворное воздействие оказывает на тебя это чтение, эта молитва, что ты начинаешь смотреть по-другому на все, в том числе на самого себя и на свою жизнь. И уже стараешься не осуждать других, а винишь себя – это я, оказывается, что-то не успел, не сделал, в чем-то виноват. И начинаешь по-другому относиться и к людям, и к своей жизни, понимать Евангельские строки: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»(Мф. 7:3).
Любовь обнимает весь мир, всякую тварь, все живое. Если человек внимательно посмотрит вокруг себя, он везде увидит чудеса. Вот растет трава – это же чудо просто! Потому что иногда она пробивается даже там, где земли почти нет.
Вот осыпаются листья: на одном дереве не осталось ни одного листочка, а подойди к березке, и увидишь – почти все листья еще целы. А попробуй эти листочки рукой, пощупай их, и почувствуешь, что они еще крепкие, то теплые, то холодные, в общем, живые. И, видимо, они еще не скоро опадут, а только под натиском сильных морозов или сильных ветров, то есть настоящей зимы, береза сбросит листву. Разве это не чудо? Какая же это красота!
Или солнце заходит – какое волшебство везде, и на небе, и на земле!
То есть человек должен видеть настоящую красоту, добро, истину абсолютно везде, а не просто где-то на картине в музее. В природе на каждом шагу – эти шедевры, созданные самой природой. И как не восхищаться этим, как не любить это, как всей душой не радоваться всему этому! Ясно, что за всем этим, в конечном счете, стоит Творец. Вот потому вы не найдете в природе ничего враждебного самой природе и самой жизни.
Возьмите любой пример – вот ползет змея, гадюка. Обычно люди пугаются, боятся. Но вы посмотрите с другой стороны – какая это красота, какая грация, какие движения! Конечно, если вы наступите на нее – она вас ужалит, но если не тронете – она, скорее всего, тихо ускользнет. И вы должны восхищаться этой красотой, а не бояться! То же самое – какая-нибудь ящерица, лягушка, жаба, какие у нее прыжки, как она плавает! Или крокодил – это же совершеннейшее, красивейшее существо, какой панцирь у него, узоры, какие крепкие совершеннейшие зубы – это что-то невероятное! Что ни возьми: даже таракан какой-то, жук – в жизни все в своем роде совершенно и прекрасно. Только надо, чтобы люди понимали это, и имели в душе своей, в сердце чувство настоящей красоты и, конечно, самое главное – настоящего добра, любви.
Потому что в основе работы сердца человеческого и его души лежит любовь. И если это чувство любви человек с детства получает, сохраняет, развивает, вся его жизнь становится прекрасной. Он наслаждается, от жизни получает в основном только радость. А если иногда испытывает какие-то переживания, горечь, то это тоже естественно.
Например, кто-то умирает из близких. Конечно, это трагедия, но, с другой стороны, вечных людей нет. И если человек родился, он все равно когда-то умирает. И когда человек с верой, пониманием и любовью к этому относится, его жизнь становится легче, интереснее, богаче, содержательнее.
***
Мы начали с того, что многие безуспешно пытались определить, что такое любовь, и что это понятие не укладывается ни в какое определение. Но по слову апостола Павла, все наши гадания, предсказания, все частное – когда-нибудь отойдет, и только любовь останется. Ничто не сможет ее ограничить, затмить, уничтожить. Как она есть, так она и будет – вечно. Поэтому, когда есть любовь, то наша жизнь на Земле, даже если она краткая – на самом деле вечная – именно благодаря любви.
Константин Михайлович Долгов