О Неделе Иоанна Лествичника
В четвертое воскресенье (неделю) Великого поста Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы или скрижали духовной», которую многие называют азбукой духовной жизни. В этом сочинении преподобный писатель изобразил лестницу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Господню.
В Евангелии, которое читают в это воскресенье, повествуется о чуде, совершенном Иисусом Христом на другой день после Его преображения на горе Фавор. В отсутствии Господа у учеников Его произошел спор с книжниками из-за того, что апостолы не могли изгнать нечистого духа из отрока, приведенного к ним в то время, когда Господь с тремя учениками был на горе Преображения. На вопрос Иисуса о причине спора отец мальчика объяснил суть возникшего недоумения. Господь приказал привести к Нему больного отрока. Указав отцу на необходимость веры, повелел нечистому духу выйти из мальчика. И бес, «вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел» (Мк. 9:26). Затем на вопрос учеников, почему они не могли сделать этого, Христос ответил, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом.
Слова Христа о молитве и посте как необходимых составляющих жизни христианина, Иоанн Лествичник воплотил в своей жизни. Как повествует житие подвижника, в 16 лет он оставил мир и удалился на гору Синай в монастырь, чтобы жить под руководством опытных старцев. В житии говорится, что уже тогда он отличался духовной мудростью, а на Синае достиг еще большего совершенства. По кончине своего наставника, стремясь еще к большим подвигам, преподобный Иоанн решился наложить на себя обет безмолвия. Для этого он избрал невдалеке от монастыря удобное место, где и провел 40 лет в посте и молитве. Эти два крыла вознесли его на высокую степень чистоты и сделали сосудом особенных дарований Божиих – прозорливости, дерзновения в молитве и чудотворений. Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель. Во время настоятельства он и написал труд своей жизни – Лествицу, в которой описал путь к христианскому совершенству, а по сути изложил опыт собственной подвижнической жизни.
Седмица, следующая за Неделей Иоанна Лествичника, отличается богослужебной насыщенностью. Так, в четверг совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской», жизнь которой должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в милосердии Божием к грешникам. На Утрени в этот день читают житие Святой Марии Египетской и канон Святителя Андрея Критского, тот самый, который читают в первые четыре дня Великого поста. В субботу совершается «Похвала Пресвятой Богородице» с чтением торжественного акафиста Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за избавление Константинополя от врагов. В Русской Православной Церкви «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Из поучения преподобного Иоанна Лествичника «О злословии и клевете»
Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты.
Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.
Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?». Ты сделаешь, таким образом, два добра, и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, т.е. чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: Не судите, и не судят вам (Лк. 6:37).
Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти.
Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать – значит погублять свою душу.
Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: «Испыташа беззакония, изчезоша испытающия испытания» (Пс. 63:7).
Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.