Слово приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова) в праздник Крещения Господня
Дорогие братия и сестры, недавно мы праздновали величайшее событие в Божием домостроительстве нашего спасения – воспоминали радостное событие Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Ныне воспоминаем не менее радостное событие в жизни нашего Спасителя – Крещение Его в водах Иорданских.
Евангелист Матфей повествует так: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3:13–17).
Кратко и просто предложенное ныне повествование о Крещении Господнем, но оно содержит глубокие тайны и высокие христианские истины. Поистине, в Крещении Иисуса Христа заключается великое Таинство. Все совершающееся в жизни Иисуса Христа должно служить для всей христианской Церкви законом и образцом деятельности, единственным путем, ведущим в Царство Отца Небесного, ибо Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6).
Дорогие братия и сестры, прежде всего надо узнать, для чего Господь принимает Крещение от Иоанна, которое было установлено Богом для покаяния израильского народа, ибо Иоанн крестил, «проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4), говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Но Христос был безгрешен. Какая же была цель Его Крещения? Ради нас, грешных рабов Своих, принимает Владыка Крещение; ибо Своим Крещением Он, с одной стороны, принимает на Себя под Свою ответственность грехи рода человеческого, а с другой стороны – освящает воду и сообщает ей очистительную от скверн греховных силу.
По этой причине Он сошел на воды Крещения и чрез сие даровал им более, нежели мог восприять, не имея ни в чем нужды; ибо самые воды Он озарил Своим светом и сообщил им особенную силу, по которой верующие в Него, приступая к водам Крещения, облекаются этой сообщенной Его нисшествием силою и озаряются светом Его. Никогда бы воды Крещения, подтверждает святитель Амвросий Медиоланский, неспособны были бы очищать грехи человеческие, если бы они не были освящены Его прикосновением. Погрузившись в воду, Спаситель освятил воды, бездны и ключи всех источников. Поэтому в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год, так как вода в существе своем не портится с течением времени.
До Крещения Христос безвестно жил в малом городе Назарете, в доме Своего нареченного родителя Иосифа, разделяя с ним труды древоделия. Крещение же от Иоанна было торжественным вступлением Его на дело служения людям; теперь потребно было высшее, небесное свидетельство о Нем. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16–17). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Почему же этот день называется Богоявлением? Потому что Христос сделался всем известен не тогда, когда родился, но когда крестился; до этого Он не был известен народу. «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33).
Крещение, которое принял от Иоанна Начальник и Совершитель нашего спасения Христос, есть образ нашего новозаветного Крещения: как для Христа оно было началом Его служения во спасение людей, так для нас наше новозаветное Крещение есть начало служения Христу, начало жизни для Христа. Воды Иордана, которые удостоились принять в себя Пречистое тело Спасителя, составляют образ купели, в которой умираем мы для греха и смерти и воскресаем для новой светлой жизни во Христе. Далее, как на Господа во время Его Крещения от Иоанна сошел Дух Святой, так и нам в Крещении обильно подаются Богом дары Духа Святого, залог будущей жизни.
Публикуется с незначительными сокращениями