Программные статьи К.М. Долгова «Русская культура в истории России: обретения и утраты, утраты и обретения», «Поиски праведного пути…» опубликованы в сборнике материалов Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии (серия «Вера. Образование. Жизнь», вып. 5. Калуга, 2018).
В центре внимания автора – феномен русской культуры, неразрывно связанной с судьбой народа, русского государства и государственности. Глобальную творческую идею России К.М. Долгов понимает как свободную христианизацию всей культуры, отмеченной печатью мужества и многих страданий, но не утратившей своей сердечности.
«Русский человек живет под знаком своего сердца», – писал философ И.А. Ильин, называя сердечность главным признаком русской культуры и одновременно – «меркой» русской души, а глубокое, любящее, верное сердце – эталоном культуры. «Русская добродетель – это добродетель сердца и совести… Сердечная доброта, сострадание, дух самопожертвования и определенное стремление к совершенствованию играют здесь решающую роль».
Противостояние традиционной русской православной духовности и светской гуманистической религиозности, основанной на религиозно-философском учении гуманизма, д.и.н. С.В. Переверзенцев рассматривает в своей статье как одну из причин катастрофы России 1917 г. На рубеже XIX–XX веков в российской культуре наступает эпоха модернизма, которую одни эксперты назовут Серебряным веком, а другие – периодом декадентства, споры на эту тему не прекращаются по сей день.
Еще один автор сборника, психолог, к.п.н. М.Н. Миронова пишет о дальнейшем пути, в частности, изобразительного искусства – к постмодерну и «новому», беспредметному искусству» в XXI веке. Анализируя искусство, отказавшееся от достоверного изображения действительности, автор проводит параллели с деградацией человеческой личности в психологии.
Противостоит подобному регрессу «Лествица добродетелей», ведущая ко Христу, в научной терминологии получившая название «Вертикали сознания» (Б.С. Братусь). «Подобную вертикаль можно выстроить и для любой деятельности, на вершине которой – соработничество Богу», – пишет Миронова.